«…и если раньше Оливер Паркер, экранизируя Уайльда, снимал в комедийном жанре, то «Дориан Грей» - абсолютный хоррор»
Анонс по ТВ.
«Ну и что это за ужасное порно?!?»
Комментарий после сеанса.
Давайте сразу расставим все точки над «I» и закорючки над «Й»: если оценивать нового «Дориана Грея», позабыв о романе Оскара Уайльда, с точки зрения банального мистического триллера с элементами ужаса, то твердую семерочку он зарабатывает без проблем. Но, пусть и с опущенным словом «Портрет» в названии, фильм таки претендует на звание экранизации, и имя сэра Оскара Уайльда в титрах прозвучало. А посему я буду беспощадна.
Начало сеанса было вполне мирным – нам показали рекламу 3Д-шнего фильма про черепашек -, а потом начался фильм, заявленный как «Дориан Грей», и мои брови поднимались все выше и выше, угрожая в конце и вовсе влепиться в потолок. На месте Уайльда я бы восстала бы из мертвых и являлась режиссеру и сценаристу. Еженощно.
Но разберем представленное нам зрелище по винтикам и шурупчикам.
Сам по себе Дориан в исполнении Бена Барнса вполне приемлемый, хотя и вызывает легкое чувство когнитивного диссонанса. Видите ли - какая незадача – но мистер Грей по книге блондин с голубыми глазами. Своей ангельской внешностью, вводящий людей в заблуждение. При всем уважении, но Барнс блондин примерно настолько же, насколько я балерина. Но, право, эта такая мелочь на фоне всего остального, что даже и упоминать-то о ней смешно.
Лорда Генри сыграл Колин Ферт. Сыграл достойно, но сыграл то, что было написано в сценарии. Поэтому этот образ лорда Генри и образ из книги имеют мало общего. По книге Генри оказывает разительное влияние на Дориана, высказывая свою философию. Именно из его уст в книге исходят знаменитые афоризмы, циничные по сути, но от этого не менее блестящие и точные по форме. Дориан увлекается его идеями. В фильме Генри произносит порой некоторые свои известные фразы, то есть, чувствуется, что глазами сценарист книгу-то все-таки пробежал с маркером в руках, но Грея искушает как-то все больше на практике. Ну, если книжный лорд Генри ездил с Дорианом по операм и театрам и вел неторопливые беседы за чашечкой чая в гостиной, то здесь они вместе шляются исключительно по притонам и борделям.
И вот, кстати, про бордели и прочие оргии, которыми фильм понапичкан в переизбытке. В книге ни один из пороков Дориана, кроме злоупотребления опиумом, не назван, сам Уайльд писал, что «каждый видит в нем свои собственные грехи и пороки». Делаем вывод, что о сценаристе мы узнали МНОГО.
Актер, сыгравший Бэзила, играл хорошо. Жаль только, что не Бэзила. Но это опять-таки вопрос к сценаристу, и пусть он икает безостановочно. Художник, искренне любящий прекрасное, боящийся, что цинизм лорда Генри испортит Грея, беспокоящийся о его репутации и, кстати, не желающий выставлять портрет, в страхе, что он может открыть людям его восхищение Дорианом… Но этого и близко нет. Зато есть постельная сцена с этим самым Дорианом. Шарман.
Линия с Сибилой Вейн опошлена до невозможности. Первая любовь Грея, юная актриса, игравшая шекспировских героинь, очаровавшая Дориана прекрасной игрой. Несколько встреч после спектакля в гримерке театра ( но уж никак не у него дома). Помолвка. Ну а потом, когда девушка от собственного счастья не смогла играть так, как раньше, полное разочарование Грея и предательство возлюбленной. Самоубийство Сибилы – отравилась гримом. Что и стало переломным моментом для окончательной гибели души главного героя. Но это в книге. В фильме такая линия показалась создателям неубедительной. Поэтому в первый раз Дориан видит Сибилу в притоне. Потом он все же оказывается в театре и знакомится с ней. Бросает же он ее не потому, что она сыграла плохо, нет, здесь это вообще убрано, он даже на спектакль не успел, а потому что они с лордом Генри уже успели заехать в какой-то бордель, и там почтенный аристократ провел разъяснительную работу на предмет «А не рановато ли вам, мой юный друг, жениться?». Сибила не отравилась, это было бы недостаточно эффектно. Она утопилась. Ах да, она еще была беременна от Грея. Ну, она это на следующий же день, видимо, узнала. Какие прогрессивные технологии существовали в те времена, а.
А портрет, что это за чудо-портрет…? Он не просто постарел и получил на себя все отображение грехов. Он кишел червями, но при этом был вполне живым, издавал непотребные звуки и рвался из рамки. В лучших традициях дешевых ужастиков.
И перечислять можно до бесконечности. Измененная линия с братом Сибилы, непонятно зачем введенный персонаж дочери сэра Генри, которой в книге не было и быть не могло, измененная концовка… От книги осталась общая, ну очень общая, канва, имена персонажей и парочка цитат. Бережно же англичане относятся в собственной классике.
Я ждала этот фильм с сентября, но лучше всего мои впечатления от него передается теми звуками, что издавал монстр на портрете. Ставлю не просто ноль – оценка уходит глубоко в минус. Не советую никому. Тем, кто книгу читал, навряд ли понравится ТАКОЕ. А те, кто не читал, могут «впечатлиться» и грешным делом подумать плохо о самом романе. А роман гениален. Без преувеличения.