Жизнь их очень тяжела: с раннего утра до позднего вечера они стоят под открытым небом у подъезда нанявшего их лица или на местах стоянки, отведенных им полицией... Лошади весь день в запряжке, кучера на облучке, едят тут же, не покидая ни на минуту своего поста...
Французский путешественник маркиз де Кюстин "Россия в 1839 году"
Извозчик, запрягай коней, пока ещё есть силы
Вези меня, туда, где я ещё не колесил
Давай прокатимся с тобой, по матушке России
По разухабисто-лихой, красавице Руси.
Вези меня через поля, болота и овраги,
Где горькая полынь трава, ковыль, да камыши,
Где воздух на чисто прокис от щавеля и браги,
Туда, где веселится Русь, от всей своей души.
(В.Лисицын)
Городской транспорт России прошлых веков был в руках извозчиков. Извозчик - возчик, работающий по найму. Когда-то заработок его был выгодным и, по сравнению с другими профессиями, довольно значительным. Но мало-помалу трамвай, автомобиль и автобус вытеснили его из города. В Москве в 1645 г. их было около 2 тыс., в 1775 г. - 5 тыс., в 1838 г. - 8 тыс., в 1895 г. - 19 тыс., в 1914 г. - 16 тыс., в 1928 г. - 5 тыс., в 1939 г. - 60(!).
Как правило, извозчиками становились выходцы из низших сословий - в основном бывшие крестьяне, подавшиеся в город на заработки, но так и не нашедшие себе места на фабриках, заводах, торговых предприятиях, отставные солдаты и т.д. Требования к ним были весьма строгими: быть "трезвого поведения" и хорошо управляться с лошадьми. Возрастные ограничения были, но весьма либеральные: в легковой извоз принимали с 18-ти до 65 лет.
Извозчиков нанимал обычно хозяин - содержатель биржи, которому они сдавали всю дневную выручку, в среднем от трех до восьми рублей (для сравнения: дневная зарплата каменщика составляла 1-1,5 рубля). При этом извозчик нес ответственность за прокорм и здоровье лошади, за техническое состояние экипажа. За поломку экипажа, ранение или утрату лошади, порчу сбруи, хозяин высчитывал из его заработка, который, кстати, равнялся 20-25 рублям в месяц. Лошадей обычно покупали на аукционных распродажах, в воинских частях. Экипажи покупались как с рук, так и в специализированных экипажных фирмах. Транспортным средством извозчиков были дрожки, экипажи, коляски, зимой - сани, в середине XIX появились пролетки.
Б.М. Кустодиев Извозчики. 1920
Местами постоянных сборищ извозчиков бывали особые трактиры "с дворами", т.е. с местом, где стояли деревянные колоды, возле которых отдыхали и ели лошади. Сами извозчики нежились в "низке", т.е. в особом, отведенном для них зале. Здесь они пили жидкий чай и закусывали, покупая со стойки, т.е. из буфета, калачи, сайки, весовой хлеб, баранки, дешевую колбасу, щековину, т.е. вареное мясо с воловьей головы, студень или холодный навар с ног, печенку, сердце или рубец, т.е. скатанный и обвязанный веревкой желудок животного, и т.п. Здесь имелись и другие яства: соленая вобла, севрюжья голова, капуста, огурцы и т.п. В этих-то местах и интересно было слушать их разговоры, новости и жалобы на условия труда.
Во времена Анны Иоанновны обнародовали правила, предписывавшие «извощикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданных, со всяким опасением и осторожностью, смирно...» Наказания были довольно жесткими: «Виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую – кнутом, а за третью – сосланы будут в каторгу». А чтобы слегка выпустить пар, лихачам, «имеющим охоту бегать на резвых лошадях взапуски или взаклад», разрешалось «выезжать в Ямскую слободу или по рекам, где мало людей ходит».
В 1732 году последовал новый указ, по которому применялась высшая мера наказания: «А ежели кто впредь в противность сего указа дерзнет так резво и несмирно ездить, и люди их необыкновенно перед ними скакать и плетьми кого бить, и санями и лошадьми давить, таким, по состоянию вины их, чинено будет наказание или смертная казнь».
Москва, Театральная площадь, станция ломовых извозчиков
Первые в России Правила дорожного движения были созданы в 1784 году в Петербурге. Состояли они из 28 пунктов и назывались «Извощичий билет». В них говорилось, например, что извозчики не имели права останавливаться посредине улицы, ездить вперегонки, наезжать на экипаж, едущий впереди или пересекающий дорогу. На улице им надлежало держаться правой стороны, а ездить - умеренной рысью. Крайнюю осторожность нужно было соблюдать, выезжая со дворов, а также при поворотах и переезде с одной улицы на другую. Во время движения уступать проезжую часть встречным процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям. «Извощичий билет» в обязательном порядке выдавался вместе с жетоном и номерным знаком. Правда, прочесть, что в нем написано, извозчики вряд ли могли, так как в большинстве своем народ этот был неграмотным. Мы сейчас привыкли к остановкам трамваев и троллейбусов, к стоянкам такси. Они были и у извозчиков. В ожидании седоков извозчики должны были стоять в специально отведенных местах, причем обязательно по направлению движения транспорта. Лошадей при этом привязывать к уличным тумбам или фонарям воспрещалось.
Стоянка напротив г-цы "Националь" г.Москва, 1905
Из "Правил для легковых извозчиков" за 1897 год
"...п. 2. Лошади у извозчика должны быть здоровы, сильны и хорошо выезжены, лошадей больных, хромых, уродливых, необъезженных в извоз не допускать.
п. 12. Извозчики с места стоянки обязаны подавать лошадей тихо, соблюдая очередность и только в случае пожелания пассажира выезжать из очереди, по выбору пассажира. Воспрещается извозчику надоедать и беспокоить публику предложениями.
п. 16. Во время езды запрещается извозчикам курить и гнать лошадей вскачь.
п. 19. Все извозчики обязаны по требованию и указанию полицейских чиновников бесплатно отвозить заболевших, изувеченных, пьяных и т.п. лиц, которых необходимо убрать с улиц для помощи или для соблюдения порядка, а также преследовать убегающих преступников и угоняющих экипажи.
п. 22. Извозчики обязаны в случае нарушения нетрезвыми пассажирами тишины криками и другими неблаговидными поступками отвозить их в полицию.
п. 28. Каждый извозчик обязан чтить и знать "Правила...", виновные в нарушении таковых, как хозяева, так и работники лишаются права держать биржу".
В 1901 в Петербурге состоялся 1-й выпуск «учёных извозчиков», которые 2,5 года посещали спец. курсы. На курсах извозчиков обучали географии СПб и окрестностей, французскому языку, управлению лошадьми, новой извозчичьей таксе, астрономии (специально для ночных извозчиков) и хорошим манерам.
В 1775 Екатерина II распорядилась, как кому ездить: дворянам 1-го и 2-го классов - «шестью лошадью», дворянам, «не имеющим обер-офицерского чина, запрещается ездить по городам инако, как летом верхом или в одноколке на одной лошади, а зимою в санях на одной же лошади...»
Граф Сегюр, живший в Петербурге, писал по этому поводу: «...Лица, чином выше полковника, должны были ездить в карете в четыре или шесть лошадей, смотря по чину, с длиннобородым кучером и двумя форейторами. Когда я в первый раз выехал таким образом с визитом к одной даме, живущей в соседнем доме, то мой форейтор был уже под ее воротами, а моя карета еще в моем дворе!»
Вельможи выезжали на улицы города с «букетом» на запятках кареты: в центре стоял выездной лакей в ливрее по цветам княжеского или графского герба, в напудренном парике и треугольной шляпе, рядом - высоченный гайдук в красной одежде, с другого бока - арапчонок, опоясанный турецкой шалью и с белой чалмой на голове.
При этом «купцам, мещанам и всяким посадским людям» строжайше запрещалось украшать свои экипажи, красить и то разрешалось одного лишь цвета краской. Извозчичьим саням и одноколкам предписывалось «быть не иной краске, окроме жолтой». Ездить по городу разрешалось со скоростью не более 10 км /ч.
Желтый цвет был обязательным и в одежде извозчиков. Костюмы извозчиков устанавливались распоряжениями городской управы. Они носили неуклюжий кафтан "на фантах", т.е. на двух сборках сзади, подпоясанный наборным поясом, и поярковую шляпу с пряжкой, доставшуюся им от старых цеховых фасонов начала девятнадцатого века. Лихачи любили франтить, отделывая свою форму выпушками из дорогого лисьего меха и наряжаясь в зимнее время взамен обычной для профессии барашковой шапки в настоящую "бобровую". Ломовые имели летом русские рубахи, жилеты, большие фартуки и картузы, а зимой те же шапки и "спинжаки", или ватные пиджаки. Обувались извозчики в высокие сапоги, а зимой носили валенки. Непременным атрибутом профессии являлся кнут, заткнутый за голенище сапога.
Б.М.КУстодиев Извозчик (Лихач). 1920
Существовало несколько видов извозчиков:
«Ванька» - бытовое название городского извозчика–сезонщика из крестьян, самого дешевого, с плохими санями, плохой лошадью и сбруей. «Ванька» не ожидал седока на бирже, а ездил в поисках их по улицам. Ездили в основном зимой (летом реже).
«Лихач» - извозчик, наемный, дорогой, на резвых лошадях с хорошей упряжью и в щегольском экипаже. Он отличался быстрой неосторожной ездой, богатыми людьми иногда нанимался на определенный срок в указанную часть дня, стоял около лучших гостиниц, на площадях и около трактиров.
«Голубчик» (или резвый) - постоянный, профессиональный извозчик, имел специальную форменную одежду – волан. На воротник вешался жестяной номер. Зимой он выезжал на городских санях, летом – на пролетке с поднимающимся верхом. Стоял в определенном месте – на извозчичьей бирже.
Блюстители порядка следили за тем, чтобы извозчики выглядели опрятно, имели регистрационные бляхи на пролетке и армяке и были трезвы. Извозчики проходили и своего рода технический осмотр в полиции. На кафтан, на шляпы, на экипажах ставились пломбы. Но найти трезвого человека на козлах пролетки ни в Москве, ни Питере не удалось бы и самому опытному сыщику. Так что штрафы в два-три рубля буквально сыпались на "ванек". К примеру, извозчикам запрещалось сходить на тротуар и стоять на углах улиц. Полицейские могли приказать любому извозчику бесплатно везти их по служебному делу, перевозить больных или умалишенных в больницу или даже отправить труп или утопленника на пролетке в морг. Отказ от этой общественной работы также карался штрафом.
Желающие, как водится, могли прийти к полюбовному соглашению с городовым или околоточным, отделавшись меньшими потерями. А самые продвинутые извозчики налаживали коррупционные связи с полицейскими и их доверенными лицами - дворниками. Не "позолотив ручку", попасть на стоянку - биржу извозчиков, где можно было получить выгодного клиента, не удавалось ни одному "ваньке".
К.И.Кольман Наем извозчика, 1842
Определенной таксы за проезд не существовало. Извозчик просил с седока столько, сколько ему вздумается, и пассажиру приходилось с ним торговаться и предлагать свою цену. В путеводителях того времени пассажирам рекомендовалось давать извозчику половину, а иногда и меньше запрашиваемой им цены.
В 1899 была создана думская комиссия, которая должна была разработать и установить таксу за проезд на извозчике. В связи с этим комиссия заинтересовалась изобретением петербургского инженера А.Г.Кацкого – таксометром.
Таксометр представлял собой кубический ящик, который привинчивался к козлам. Когда извозчик свободен, то из аппарата выглядывает аншлаг «свободен». Когда пассажир садится, то он нажатием на подушку сидения соединяет разомкнутый здесь ток и аппарат начинает работать и из окошечка показывается табличка «нормальная такса» или «возвышенная такса». Как только пассажир сел, стрелка перескакивает на 10 копеек – это минимальная плата, и затем уже движется равномерно, отсчитывая по 2 копейки, за такое время, какое будет введено в каждом городе. В этом таксометре был предусмотрен и режим ожидания седока. Кучер передвигал рычаг и в окошке показывалась табличка «за ожидание» и аппарат начинал работать медленнее, не переставая считать. К концу поездки пассажир по стрелке на аппарате легко мог определить сколько ему надо платить.
Москвичи, всегда чтившие праздники, особо отмечали в православном календаре 18 августа - день святых мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями скота, и в особенности лошадей. В этот праздник к московским храмам после литургии приводили лошадей с вплетенными в гривы и холки цветами и пестрыми лентами. Из церквей выходило духовенство. Оно читало положенную молитву о сохранении здоровья животных и окропляло лошадей святою водой. Особенно много лошадей собиралось у храмов Флора и Лавра. В день 18 августа по Москве разъезжали и особо приукрашенные четвероногие красавцы-именинники и, конечно, принаряженные и опрятные при них возницы.
Окончательно извозный промысел подорвала «социалистическая реконструкция». В 1929 г. московские извозчики столкнулись с тем, что нельзя достать овса. Все продукты теперь выдавались по карточкам, а прожорливых извозчичьих лошадей в газетах изображали (наряду с кулаками) главными виновниками нехватки в стране продовольствия. В результате извозчики продали лошадей на мясо, а сами стали вербоваться на «стройки пятилетки». Когда в Москве исчезли извозчики, появился анекдот: «Почему москвичи ходят не по тротуару, а по мостовой? Потому что они заменили съеденных ими лошадей».
В 1935 г. вступила в действие первая линия Московского метрополитена. В первый год работы на метро пришлось только 2% всего пассажиропотока, 5% пассажиров было перевезено автобусами и 92% - трамваями. В 1939 г. трамвай перевозил 70% всех пассажиров, по-прежнему оставаясь главным городским общественным транспортом. В том же году по Москве еще разъезжали последние представители столь многочисленных прежде извозчиков - 56 ломовиков и один «лихач». Это был Михаил Михайлович Уткин - «водитель кобылы» из знаменитой утесовской песни.
Более ранний материал о... дворниках, можно прочесть вот здесь: Пролетарий умственного труда! Работник метлы...