[525x700]
Небольшой город Фигерас испанской провинции Каталония. Его центр площадь Галлы и Сальвадора Дали. Да, именно здесь 11 мая 1904 года самый сенсационный художник ХХ столетия (каждое свое появления на публике и каждую свою работу он мастерски превращал либо в сенсацию, либо в скандал, либо и в то и другое) появился на свет. С 1974 года - дата открытия музея в Фигерасе. Здесь базируется самая большая коллекция его произведений. К музею турист всегда найдет дорогу. Если не карта, то многочисленные указатели, повторяющие произведения мастера приведут вас к старому, построенному в XIX веке, театру Фигераса.
Почему театр - музей? Во-первых, некогда в этом здании действительно располагался театр. Он сгорел во время гражданской войны. Во-вторых: "Вся моя жизнь была театром" говорил мэтр. Поэтому Дали верил, что лучшего места для музея ему не найти. Кстати, именно здесь в возрасте 14 лет юный Сальвадор впервые выставил одну из своих работ.
Идея создания музея родилась в 1961 году. Началось все с просьбы новоизбранного мэра Фигераса. Тот попросил прославленного уроженца подведомственной территории подарить городу одну из своих работ. Дали решил подарить музей.
Шалтай - Болтай сидел на стене
Шалтай - Болтай свалился во сне…
Музей Сальвадора ДалиСтроки, услышанные Алисой во время ее странствия по Зазеркалью, приходят на ум, когда впервые видишь Театр - музей. Правда, благодаря богатой фантазии прославленного сюрреалиста можно любоваться не одним, как героиня Кэрролла, гигантским яйцом, сидящем на стене, а целой вереницей белоснежных яиц, уютно устроившихся на кармино - красной стене, инкрустированной золотистыми караваями, и карнизе башни Галатеи, названной так в честь жены художника - Галлы. Другой достопримечательностью внешнего облика музея является сферический купол, возведенный архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Он стал эмблемой и города, и музея.
Музей Сальвадора Дали"Галарина" (1944 - 1945), "Атомная Леда" (1949), "Сферическая Галатея" (1952), "Дождливый Кадиллак", памятник Франческу Пуджольсу … Вот лишь некоторые из известных произведений Дали, выставленных здесь. Театр - музей, фантасмагория пространств, где привычные пространственные ориентиры исчезают. Зал шедевров - творения знаменитых предшественников мастера. От Эль Греко до Марселя Дюшана. "Раб" Микеланджело черного цвета. Рю де Траян, зал Траяна, названный так в честь таблички с названием улицы, некогда похищенной Дали в Каннах. Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает "коллекция" ящиков вмонтированных художником в тело статуи. Зал Мэй Уэст, комната-лицо, где можно полюбоваться знаменитым диваном повтояющем очертания губ самой скандальной звезды Голливуда.
Театр - музей, построенный в реальном пространстве мир сюрреализма (точнее мир картин Дали, но для большинство его творчество и есть сюрреализм, как бы историки искусств и художественные критики ни старались доказать обратное). Вселенная абсурда, сотканная из зыбкой ткани мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций. По крайней мере, так гласила программа художников, бывших адептами популярного направления.
Сначала музей стал прижизненным памятником неординарной личности великого мистификатора и его домом. Впоследствии театр - музей стал мавзолеем. Покинувший наш мир 23 января 1989 года Сальвадор Феликс Хосинто Дали, маркиз де Пуболь (король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику этот титул в 1982 году за "исключительный вклад в испанскую культуру") завещал похоронить себя здесь. Его воля была исполнена. Он жил и умер согласно провозглашенному им некогда тезису: "Повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличается от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого".
Сальвадор Дали (Автор-составитель Е.В.Завадская)
Как видим, так и бредим.
Испанская пословица
Испания — страна резких очертаний, и тот, кто бросится в море сна, поранит себе ноги о лезвие бритвы.
Федерико Гарсиа Лорка
Знаменитого испанского художника Сальвадора Дали (1904—1989) чаще всего называют "загадочным", "энигматическим", "мистическим", "фантастическим", "таинственным" и т.п. В огромной литературе о нем, насчитывающей свыше тысячи статей и более сотни книг, жизнь и творчество мастера предстают как "вызов", как эпатаж общепринятых социальных и эстетических норм. "Загадка", "скандал" — вот два слова, которыми пестрят работы, посвященные С.Дали. Внешняя экстравагантность поведения Дали в жизни обычно противопоставляется глубинной загадочности его творений. Думается, что художник создал свою биографию и произведения искусства по единым философско-эстетическим нормам. Он, подобно врачу, исследующему недуг, "привил" себе болезнь XX столетия и эксплицировал ее симптомы и на уровне бытия, и на уровне художественного образа. Любимыми мыслителями Сальвадора Дали были Платон, Спиноза, Монтень, Вольтер, Кант, а среди современников Эд. Гуссерль и М.Унамуно. Художник впитал огромную духовную культуру Запада, ему принадлежат серьезные сочинения по мифологии, философии и искусству. Дали отличают необычайная четкость суждений и ясность ума. Разыгрываемая на публику жизнь художника и его произведения предстают как яркое воплощение "мистики потребительского сознания" (по определению социолога Ю.Давыдова) с его культом денег и эротики, жестокости и иррациональности. Значение Сальвадора Дали состоит прежде всего в том, что он с поразительной силой показал господствующие в современной культуре Запада различные химеры. И только несколько его работ (менее 10) из 1200 созданных посвящены образам, которые выражают глубокие духовные опоры человека, и только они, по мысли художника, могут спасти "этот безумный, безумный, безумный мир".
"Сон разума рождает чудовищ", — утверждал великий Гойя, любимый художник С.Дали. Искусство сюрреализма, зачинателем которого в начале 1920-х годов был наряду с А.Бретоном, Л.Арагоном и другими С.Дали, ставший затем крупнейшим представителем этого направления (он не без основания говорил: "Сюрреализм — это я"), утверждало примат сновидений и бессознательного над разумом и познанием. Чудовищный хаос образов, поток монстров, парадоксальные смещения смыслов, которыми наполнены работы Дали, воплощают "сон разума", выражают "безумие" мира сего. Бессознательное К.Юнга, подсознательное З.Фрейда обрели зримую плоть в его картинах. Искусство С.Дали — яркое свидетельство тому, что мир болен, болен жестокостью и извращенной чувственностью, лишь война и эротика волнуют людей. Вместе с тем художник эпатирует самодовольство здравого смысла, безвкусицу массовой культуры, всеядное гурманство толстосумов. "Дендизм", эпатирующий "кретинизм", Дали воспринял от дадаистов, темы "каннибализма" художник разрабатывал в значительной степени под влиянием творчества Ф. Пикабиа. Английский сатирик, автор известной антиутопии "1984" Дж.Оруэлл в специальном эссе, посвященном художнику, утверждает, что два понятия могут привести Дали в настоящее бешенство — это разговоры о"благопристойности"и "здравомыслии". Однако для воссоздания такого образа мира, где все разъединено разложением, необходима огромная сила трезвого разума, чтобы хоть как-то организовать этот бессмысленный, абсурдный поток бытия. Дали писал: "Пассивному, незаинтересованному, созерцательному и эстетическому отношению к иррациональным явлениям мы противопоставляем активное, организующее, носящее системный и познавательный характер отношение к этим явлениям". "Единственная разница между мной и сумасшедшим заключается в том, что я — не сумасшедший", — скажет Дали.
"Параноидально-критическим" назовет он свой творческий метод, подчеркивая этим определением, что болезненное сознание проверяется трезвым критическим умом. Очень многие критики отмечают в искусстве С.Дали жесткое, рациональное начало как нечто негативное, большинство же почти не замечает этого, прикованное Общей иррациональностью, видимой "случайностью" создаваемых им образов. "Дали утверждает преимущество бесконтрольной игры подсознательных ассоциаций, хотя каждое его произведение, так же как и каждая публичная акция, тщательно спланировано и исполнено", — отмечает Е.Гордон. Дали стремится создать "фотографию" бессознательного ("живопись, — утверждает он, — это ручная фотография конкретной иррациональности и воображаемого мира вещей"), достоверно запечатлеть свои сновидения, так как именно эта неконтролируемая извне спонтанная жизнь человеческого "я" представляется художнику-сюрреалисту подлинной реальностью. Его живопись ярко выражает идею А.Бретона о "сомнении в реальности реального". Парадоксальное соединение ирреального и натуралистического — одно из кардинальнейших свойств искусства Дали. Из него естественно вытекает еще одна особенность: упование на "случай", на непредсказуемость и "чудо, которые только и могут в самом деле как-то соединить несоединимое — достоверность и вымысел, "поэзию и правду".
Мастер создает обобщенные художественные образы, выстраивает сложные, строго продуманные композиции "хаоса" болезненных видений. Его картины очень выразительны, красивы по цвету, он — великолепный рисовальщик: линии в его работах изысканны и динамичны одновременно. С.Дали также блистательный "конструктор"(по определению Ф.Лорки) — в его полотнах всегда есть строгая архитектоника, внутреннее равновесие частей.
Очень важно при анализе творчества Дали не останавливаться, как это чаще всего, к сожалению, бывает, на уровне знака, на рассмотрении сложной мифологии и иконографии его произведений, а проникнуть в своеобразие его образного языка. Дело в том, что — при всем богатстве "словаря" образов-символов, на котором "говорит" Сальвадор Дали в своих картинах и графических листах, при всей поразительной изобретательности художника в этой области — главное в нем то, что он блистательный мастер, создатель великолепных станковых картин и изысканной станковой и книжной графики.
В творчестве Дали можно, пожалуй, выделить три основных этапа: первый (1904—1928) — это время детских впечатлений, учебы, знакомства с классическим искусством, с важнейшими современными направлениями; второй (1928—1947) — период программного сюрреалистического творчества; третий, последний период (1948—1989) — это возвращение в Испанию, обращение к классическому наследию, и художественному, и философско-религиозному, создание серии религиозных полотен, интенсивная работа в графике. К первому периоду относятся лишь единицы работ, в которых проявился в полную силу талант Дали, — это прежде всего картина "Корзинка с хлебом", написанная для Федерико Гарсиа Лорки (1926). В автопортретах раскрывается широта исканий молодого художника. В одном он стилизует свой облик под старинные портреты ("Автопортрет с рафаэлевской шеей", 1922—1923), в другом ("Кубический автопортрет", 1926) демонстрирует свои творческие возможности в современной стилистике, Первые сюрреалистические полотна (1929—1931) нарочито программны, в них Дали демонстрирует пресловутый "автоматизм" ("Первые дни весны", "Великий мастурбатор"). В 30-х и в 40-х годах художник создает полотна, справедливо принесшие ему мировую славу. Это картины истинного мэтра сюрреализма "Предвидение гражданской войны в Испании", "Постоянство памяти", "Горящий жираф", "Испания", "Сон, вызванный полетом пчелы около граната за секунду до пробуждения". В 1950—1970-х годах Дали много работает в графике — станковой и книжной. Он создаёт серию акарелей (102 листа) на темы Данте, иллюстрирует античные мифы и Библию, его привлекают изысканность гравюры на меди и выразительные возможности светотени в офорте. Каждая картина выполняет две функции — изобразительную и экспрессивно-декоративную. Дело в том, что при анализе творчества Дали зрители основную трудность видят в пониании его изобразительной сущности, но при этом важно помнить, что основная функция живописного языка состоит в организации декоративно-ритмической плоскости картины.
Сюрреализм и абстракционизм как язык, на котором "рассказывается" о мире, в принципе не более условны и отчуждены от окружающей действительности, чем самое добродетельно-реалистическое воспроизведение в картине природных форм, — все это лишь плоскость холста, сочетание красок и разнообразие линий. Еще В.Кандинский обратил внимание на то, что зритель одинаково спокойно созерцает змею и маргаритки, которые изображены на картине, — этим снимаются, по его мнению, все рассуждения о достоверности, иллюзорности живописного изображения. Дали стремится воспроизвести в своих произведениях два чисто человеческих свойства — аритмию нашей мысли и утрату яркости восприятия вследствие привычки. Он отыскивает в вещах, людях, в явлениях природы все то, что недоступно при машинальном обладании и остается как бы вечно новым, будучи в то же время давно знакомым. Ритм организма человека, особенно в условиях "срывных ситуаций", стремится вернуться при любой возможности в общий ритм природы, ищет симметрии, повторов, устойчивости. Воплощение истинного природного ритма в живописном образе дает ощущение избавления от страдания и скуки, так как созерцание живописного произведеия избавляет от автоматизма. Согласно афористической формуле Я.Рогинского, образ — это возвращение нашим ощущениям новизны, ритм — это иллюзия, что решение найдено". Дали выступает в этой сфере как единомышленник Пикассо, который говорил: "Я хочу равновесия, которое возникает на лету... Но не того равновесия, которое устойчиво и инертно".
Его картины, как и сновидения, нуждаются в истолковании. Дали иногда стремится воссоздать спонтанность самого сновидения, порой словно пересказывая в картине сон, пропускает иррациональный поток образов через автоцензуру, акцентируя отдельные элементы, сообщая сну некоторую последовательность и структурность; нередко его картины строятся как толкование, комментирование сновидений как набора образов-символов, разработанных в традиционной народной мифологии, условно говоря, пишет по Мартыну Задеке, согласно которому человек "сексуализирует вселенную".
Во многих картинах Дали изображены насекомые — это муравьи и кузнечики, мухи и пчелы. Словно капитан Лебядкин, герой "Бесов" Достоевского, или поэты-обериуты, Дали воссоздает мир, подобный "стакану, полному мухоедства". Художник передает ощущение ужаса от угрозы превращения человека в некое подобие насекомого (как в известном рассказе Ф.Кафки) с его видением мира "наливными рюмочками глаз" (О.Мандельштам). Знаменательно, что Д.Шостакович одно из последних своих сочинений написал на стихи капитана Лебядкина, выразив, подобно Дали, экологическую угрозу духовной культуре.
Еще в конце прошлого столетия Владимир Соловьев написал строфы, которые могут служить комментарием к картинам С.Дали: "Но не дразни гиену подозренья, мышей тоски!// Не то, смотри, как леопарды мщенья острят клыки!// И не зови сову благо-разумья ты в эту ночь!// Ослы терпенья и слоны раздумья бежали прочь.// Своей судьбы родила крокодила ты здесь сама..."
На уровне знака Дали чаще всего использует символику, разработанную К.Юнгом: вода и камень как олицетворение женского и мужского начала; яйцо — образ Вселенной, начало мира; мировое древо — конструктивная основа мироздания; птицы — образы загробного бытия и т.п. Ряд знаков-символов в мифологии Дали связан, как и у любимого им Босха, с перенесением словесного выражения в изображение. Дали прежде всего мастер метаморфозы. Этот интерес к преображению, превращению одного в другое роднит художника с античностью. Условно говоря, превращения Фетиды, Дафны или Нарцисса осознаны им как основные парадигмы существования материи. Художник запечатлевает становление, а не данность, отсюда так много и двойных образов в его произведениях. Дали создал множество изобразительных оксюморонов6 — эта поэтическая фигура приобрела в литературе и искусстве особую значимость еще в конце прошлого века. Насколько органично оксюмороны вошли в поэтику Дали особенно ярко видно в созданных им иллюстрациях к " Алисе в стране чудес" и"Алисе в Зазеркалье" Л.Кэрол-ла, где обитают "баобабочки" и т.п. При всей целостности художественной реальности, воссозданной Дали, она выступает в различных работах художника под тем или иным углом зрения — как сонное равнодушие и "глухота паучья" (О.Мандельштам) в картине "Телефон на отмели" (1938), как геологически-медленное превращение материи ("Превращения. Нарцисс", 1937) и динамичная, быстрая "игра" формами ("Иллюстрированные удовольствия", 1929).
Источник текста и фото
Место на карте