• Авторизация


Испания. Провинция Каталония. Город Барселона. Дом Мила 25-05-2008 20:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!




[700x525]
Дом Мила стал последним завершенным произведением Антонио Гауди. Периодом его возведения считаются 1906-1910 годы. Многие современные исследователи творчества испанского мас­тера склонны считать здание самым совершенным и безукориз­ненно выполненным архитектурным сооружением даже с точки зрения сегодняшнего дня. На первый взгляд может показаться, что это нелепое сооружение, ставшее плодом безудержной и загадочной фантазии автора. Современники архитектора ранее не видевшие зданий столь причудливой формы, долгое время не могли принять и понять архитектуру дома Мила. Наверное, вследствие странности и зага­дочности сооружения оно и было названо местными жителями «Ла Педрера», что означает «каменоломня». Необходимо заметить, что дом Мила стал к тому же послед­ней из четырех построек (среди прочих аптека Хиберт, зал бара Торино и дом Батло), авторство которых принадлежит Гауди, возникших на проспекте Грасиа. Таким образом, каждый любитель архитектурного искусства и творчества испанского мастера мо­жет проследить путь становления его таланта и формирования его творческой манеры. К сожалению, только лишь дом Батло и дом Мила барселонскому муниципалитету удалось сохранить до наших дней.

В 1905 году супруги Мила приобрели на проспекте Грасиа до­вольно большой земельный участок площадью 1835 м2 с нахо­дившимся там жилым домом. В сентябре того же года дон Педро Мила подал в муниципалитет Барселоны прошение о разреше­нии на снос старого дома и строительство нового. Уже в феврале 1906 года Гауди представил муниципальным властям чертежи проекта новой постройки. Необходимо заметить, что внешний вид здания, запечатленного на представленных в муниципалитет чертежах, существенно отли­чался от архитектуры впоследствии возникшей на участке дона Мила постройки. Эти отличия были зафиксированы не только в указанном выше проекте, но также и в других документах. Так, например, в прошении на установку забора, ограждавше­го здание, были отмечены такие размеры постройки: фасад по проспекту Грасиа — 21,1 м, фасад по срезанному углу — 19,5 м, ПО улице Провенса — 23,3 м. А судя по чертежам, дом должен был иметь такие величины: фасад по проспекту Грасиа — 10,5 м, ПО срезанному углу — 19,5 м, по улице Провенса — 42,5 м. Таким образом, для размещения постройки необходимо было выделить участок, площадь которого составляла бы 1620 м2 (ис­ключая размеры внутренних двориков — 1323,5 м). Подрядчиком Гауди пригласил тогда Байо, работавшего вме­сте с мастером на строительной площадке дома Батло. Прежде всего снесли половину старого дома, находившегося на участке, выкупленном супругами Мила. Вторую же половину долгое время использовали в качестве подсобного помещения, где, в частности, расположили чертежную мастерскую. Именно там Суграньес и Каналета составляли по эскизам, представленным автором, чертежи. После того как были выстроены и отделаны помещения полу­подвала, чертежную мастерскую решили перенести туда. После этого под руководством Байо была разрушена и оставшаяся по­ловина старого здания. При этом под постройку отвели участок, заглубленный на 4 м, после чего уже на ровной площадке под фундамент укрепили опоры на глубину 0,5 м. Судя по первоначальному проекту, архитектор планировал сделать криволинейными все детали внутренних перегородок. Однако в дальнейшем он отказался от этого. В результате существующие в доме перегородки имеют ломаные очертания, создающие контраст с плавными волнистыми линиями поверхности стен и кровли фасада. При этом стоит заметить, что некоторые-опоры были сделаны из стали, а другие изготовлены из кирпича. Все они — круглые в сечении. Их конструкция предварительно была точно, рассчитана Хайме Байо, братом работавшего с Гауди подрядчика Байо, который в то время в Школе архитектуры пре подавал сопротивление материалов. Именно Хайме Байо принадлежит идея выложить колонны кирпичом. При этом кирпич предварительно раскалывали надвое и укладывали на заранее приготовленную гипсовую штукатурку сколом наружу для лучшего сцепления с поверхностью. На следующих выше этажах опоры, собранные из кирпича, соседствуют с колоннами, выполненными из камня. Опоры, под­держивающие бельэтаж, декорированы текучим рисунком, име­ющим абстрактный характер. В результате Гауди смог создать совершенно новое для того времени конструктивное решение жилого дома, в котором вся основная нагрузка приходится на каркас, а внутренние перего­родки распределены свободно. Таким образом, в который раз ар­хитектурная находка испанского мастера — возведение жилого дома, конструкция которого представляет собой каркас с незави­симой планировкой этажей, — опередила свое время и идеи современного зодчества. Кроме того, современники испанского мастера не раз вспоми­нали о том, как однажды он заметил, что дом Мила можно легко переделать в гостиницу. Тем самым архитектор словно бы пред­варяет появление в мировой архитектуре идеи так называемой гибкой планировки (что было характерной чертой конструктив­но-художественных принципов Мисы ван дер Роэ). Некоторые исследователи склонны считать, что рождение идеи каркаса и свободной планировки жилого дома было связано в творчестве Гауди с той пластической программой, которая и ле­жала в основе всех его творений. Подобные устремления автор не мог со всей полнотой воплотить в архитектуре дома Батло, где от архитектора требовалось только проведение реконструкции. А по­тому волну, украшающую кровлю дома Батло, можно считать лишь схемой рожденных в сознании художника смелых и необыч­ных конструктивных решений. Идею свободной планировки Гауди смог выразить только на строительной площадке дома Мила. Живописность и внутреннее содержательное и эмоциональное наполнение архитектурного сооружения были весьма важны для испанского зодчего. С этой точки зрения для него не существова­ло мелочей в работе. Об этом свидетельствует тот факт, что по поручению Гауди рабочим пришлось заделать обнажившиеся после завершения строительства здания стальные кронштейны, которые после доводки слились с другими элементами компози­ции в единое целое. Все имевшиеся в конструкции дома Мила перекрытия были составлены из несущих прогонов, балок обрешетки и сводов-пе­регородок, которые часто использовали каталонские мастера и которые стали излюбленными элементами архитектурных строений, созданных Гауди. Особенного внимания в конструкции дома Мила заслуживают криволинейные в плане балки, на которые опирается скульптурный фасад здания. В плане изгибы балок оказались немного смещенны­ми относительно верхних и нижних этажей. Поэтому от рабочих требовалось приложить максимум старания и аккуратности, для того чтобы создать предусмотренное в проекте сооружение. Балки были предварительно изготовлены на верфях фирмы «Морель» в Барселоне. При этом использовали достаточно мощные прессы, обычно применяемые при изготовлении деталей корпусов судов. Затем небольшими секциями балки перевозили на строитель­ную площадку дома Мила. Однако они были настолько тяжелы, что архитекторам пришлось сконструировать специальный подъемный кран, с помощью которого и доставлялись наверх балки и крупные камни, составившие стену фасадов. Скрепление отдельных секций балок происходило после их установки. А использовали для этого стальные заклепки. Перекрытие внутреннего дворика, имеющего в плане округ­лую форму, представляет собой своеобразную копию конст­рукции главного собора Барселоны, выполненного в готичес­ком стиле. Над его центральной частью возвышается купол, составленный из стальных балок большого профиля. Верхняя и нижняя полки двутавра поддерживают прогоны, которые противоположными концами опираются на протянувшуюся но всему периметру и держащуюся на круглых в сечении ко­лоннах балку. Таким образом, Гауди смог создать довольно жесткую и проч­ную конструкцию, по внешнему виду напоминающую зонт, верх­няя часть которой служит основанием для небольших кирпичных сводиков, имеющих конический профиль. Сводики служат опо­рой для располагающегося поверх них плоского пола. По воспоминаниям современников, сборка описанной выше конструкции оказалась достаточно трудоемкой и сложной. Мон­таж производили по временным деревянным козлам. При этом несколько рабочих закрепляли в проделанных заранее отверсти­ях крепежные болты. Делали это для того, чтобы выровнять все элементы конструкции с точностью до миллиметра. Первоначально Гауди планировал отвести подвал под помеще­ние для конюшни и экипажей. С приходом в мир человека авто­мобиля подвал был частично реконструирован в гараж, въезд м выезд из которого проходили вдоль пандусов. Несколько лет спустя после завершения строительства дома Мила один из квартиросъемщиков приобрел шикарный автомобиль, произведенный хорошо известной по всему миру фирмой «Роллс-Ройс». После совершения покупки выяснилось, что радиус кривизны рампы слишком мал для того, чтобы машина смогла въехать в гараж. Тогда Гауди решил удалить из конструкции гаража одну из опор и заменить ее сложной системой арок и консолей. Как и при возведении здания, все расчеты для сооружения новой конструк­ции были произведены помощниками архитектора Хайме Байо и Каналетой. Нижняя часть фасадной стены была закреплена на криволи­нейной балке, опирающейся на опоры. Таким образом создава­лось впечатление, будто балка немного прогибается под тяже­стью опоры. Этот участок фасада отделан камнем, привезенным из Гарафа, а верхняя его часть — известняком, который подвози­ли на специальных локомобилях от каменоломен до складов, располагающихся на проспекте Грасиа, а уже оттуда — на строи­тельную площадку. Балки, выполнявшие роль опоры, по распоряжению архитек­тора были заглублены, а арки, выполненные из камня, опира­лись не только на стойки, но также и на стальные угольники, расположенные консольно. После установки каменных блоков автор отдал распоряжение стесать в ряде мест их поверхность, для того чтобы получить вы­ступы и ниши с четкими волнистыми очертаниями. В результате стесывания в некоторых местах на блоках остались незамаскированными несколько стальных креплений. Возникла необходимость включения в конструкцию каменных пробок. В дальнейшем из-за окисления металла, на который воздей­ствовал известковый раствор, каменные пробки оказались поврежденными. Впоследствии они были заменены портландце­ментом, поверхность которого после просушивания тщательно обработали. Несколько монотонный характер пластичного фасада восполняется за счет причудливых форм и необычных по красоте ограждений балконов дома. Почти все они были изготовлены по проекту Гауди в мастерской Бадиа. Нужно заметить, что архитек­тор лично присутствовал не только при литье ограждения, но И при предварительном изготовлении болванок и время от вре­мени вносил коррективы в орнамент. Авторство нескольких проектов ограждений, предназначенных для украшения балконов дома Мила, принадлежит Хухолю. Од­нако и они были сделаны при непосредственном участии Гауди. Все созданные Гауди и Хухолем детали постройки отличаются тщательной проработкой и завершенностью. Однако наиболь­шей популярностью у любителей архитектурного искусства пользуется так называемый сад скульптур, расположенный на крыше дома. Чердак располагается в доме Мила над последним перекрыти­ем. Он представляет собой перегородчатые кирпичные арки, форма которых повторяет линию подвешенной цепи. План кон­струкции оказался настолько сложным, что пришлось придавать аркам и пролетам самую разную форму. Для того чтобы арки воспринимались как элементы единой ком­позиции, Гауди распорядился соединить их между собой витой продольной балкой, выполненной из трех рядов кирпичной кладки. По рассказам подрядчика Байо, как-то раз строительную пло­щадку дома Мила посетил известный архитектор Хосе Пуиг, же­лавший узнать, с какой точки конструкции нужно начинать со­оружение арки, которую Гауди именовал уравновешенной. Байо показал зодчему такую точку. В 1913 году Пуиг использовал за­имствованный у Гауди прием во время возведения в Барселоне построек под винные погреба. Обходной путь на чердаке был образован под четырьмя распо­ложенными там куполами заостренных очертаний. Эта тема была затем продолжена автором во множестве сооруженных тра­пов, соединявших скульптурные комплексы выходов с лестниц, помещений вентиляционной системы и дымовых труб. Над выходом с лестниц организованы своды, внутри которых располагаются винтовые лестницы, ведущие с чердака на крышу. Таких выходов в конструкции здания предусмотрено шесть. Все они парные. Спиралевидные, палаточного типа, многофацеточные арки каждой пары схожи между собой по форме. Все они биоморфны. Причем биоморфизм вентиляционных шахт и труб и их сходство со всеми известными персонажами сказок более очевидны, чем скорее ассоциативное, нежели визуально ощути­мое сходство куполов с формами живой природы. Вследствие того, что переходы по горизонтали и вертикали имеют сложное строение, каменные фигуры, размещенные на крыше дома Мила, при рассмотрении их с разных сторон приоб­ретают новый ракурс, а потому словно бы оживают и раскрывают перед зрителем новые стороны своего содержательного и эмоцио­нального наполнения. Таким образом, по степени богатства ощу­щений и впечатлений, полученных от просмотра «зверинца» дома Мила, сооружение ни в чем не уступает павильонам, находящим­ся в парке Гуэль. Дом Мила имеет довольно сложную судьбу. Это частное владе­ние, сменяющиеся хозяева которого внесли немало изменений в постройку, когда-то созданную Гауди. В 1980 году местному му­ниципалитету удалось выкупить только небольшую часть бельэта­жа здания, которая предназначалась для размещения выставки Бар­селонского музея искусств. Местная интеллигенция не теряет надежды на то, что настанет время, когда дом будет полностью вы­куплен муниципалитетом и станет настоящим экспонатом, демон­стрирующим творчество выдающегося испанского мастера.

Источник текста и фото

Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Nataiv 25-05-2008-20:49 удалить
Барселона, скорее, не один город, а соединение нескольких разнообразных городов. Путешественника, который мало знаком с историей Барселоны, в современном и деловом городе удивляет многое: хорошо сохранившийся и почти нетронутый исторический центр в готическом стиле; разительный контраст между лабиринтом центральных улочек и строго геометрическими кварталами Эйшампле (Нового Района), построенного в конце XIX- начале ХХ века или то, что рядом с современнейшими зданиями может встретиться площадь, чьим самым заметным декоративным элементом будет заводская труба, напоминающая о ранее располагавшихся здесь старых фабриках.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Испания. Провинция Каталония. Город Барселона. Дом Мила | По_Европе - Дневник По_Европе | Лента друзей По_Европе / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»