[594x420]

Это крупнейший художественный музей США, основанный в 1870, формировавшийся за счет даров и пожертвований отдельных граждан. Дарителями были как богатые промышленники (Дж. П.Морган, Горас Хэвмейер и его жена Луизин), так и скромные собиратели.
Финансирование музея поначалу было очень небольшим, поэтому с момента основания для музея стали заказывать копии прославленных произведений искусства. Все изменилось в 1901, когда Джейкоб С. Роджерс завещал музею 4,5 млн. долл. на приобретение «редких и высокохудожественных произведений искусства», а также книг для пополнения музейной библиотеки. Примеру Роджерса последовали другие, и финансовые поступления во много раз превысили первоначальный капитал.
В 1887 Кэтрин Лорилард Вулф (1828–1887) завещала музею 143 картины современных ей художников и денежную сумму, на которую были куплены картины О.Ренуара Мадам Шарпантье с детьми (1879), Ф.Гойи Бой быков, Э.Делакруа Похищение Ревекки (1846), О.Домье Дон Кихот.
В 1889 Эрвин Дэвис подарил музею первые в американских музеях картины импрессионистов: Э.Мане Женщина с попугаем (1866).
К началу 20 в. музей обладал большой и разнообразной коллекцией произведений живописи.
Иногда по воле дарителя принцип распределения коллекций по видам искусства нарушался. Так, в 1914 по завещанию Бенджамена Алтмана (1840–1913) в музей поступила крайне разнохарактерная коллекция, которая по его воле должна была экспонироваться как единое целое. По сей день входящие в коллекцию Алтмана восточные ковры, скульптура эпохи Возрождения, китайский фарфор, а также полотна Дюрера, Рембрандта, Тициана, Вероккио, Веласкеса и Вермера экспонируются вместе.
Приблизительно 20 лет Дж. П.Морган (1837–1913), покупавший не отдельные произведения, а целые коллекции, дарил музею некоторые вещи, или давал во временное пользование. В 1917 сын Моргана передал 5500 предметов из его собрания в собственность музея.
В 1917 по завещанию в музей была передана коллекция Айзека Д.Флетчера, состоящая из картин, рисунков и произведений прикладного искусства.
Заметную роль в формировании музея сыграла коллекция Г.О.Хэвмейера (1847–1907), переданная его вдовой в 1929. В этой коллекции находились картины Э.Мане, Э.Дега, Эль Греко, Ф.Гойи.
В 1937 и 1940 Гарри Пейн Бингем принес в дар лишь две картины, но это были Венера и Адонис (ок. 1638) П.П.Рубенса и Деревенские барышни (1852) Г.Курбе.
Коллекция французской живописи существенно пополнилась в 1951, когда по завещанию Самюэла А.Луисона (1885–1951) его коллекцию поделили различные американские музеи. Метрополитен получил тогда этюд Ж.Сёра Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884), картины В.Ван-Гога Арлезианка (Портрет мадам Жину) (1888), П.Гогена Аве Мария (1891–1893).
В настоящее время музей хранит примерно 3 млн. произведений (примерно 700 000 экспонатов ежегодно предоставляется во временное пользование другим учреждениям), он имеет весьма полные коллекции древнеегипетского, древнегреческого и римского искусства и значительные коллекции по искусству и культуре Ближнего Востока. Собрание искусства ислама – самое крупное в мире. В обширном собрании искусства Дальнего Востока особенно полно представлен Китай (скульптура, живопись, изделия из бронзы и керамики). Прекрасно представлены древние цивилизации Америки и художественные культуры Африки и островов Тихого океана. Принадлежащие музею коллекции западноевропейского искусства – самые значительные вне Европы. Великолепная картинная галерея соседствует с прекрасными собраниями средневековой скульптуры и архитектуры, гравюр, рисунков, костюма, музыкальных инструментов и прикладного искусства от Возрождения до 20 века.
Коллекция искусства Соединенных штатов – самая исчерпывающая в стране. В нее входят многие известные произведения американской живописи, а также гравюры, рисунки, прикладное искусство и архитектура от колониального периода до наших дней.
В 1929 в Нью-Йорке был основан Музей современного искусства, однако Метрополитен продолжал приобретать и выставлять лучшие произведения современного искусства: живопись и скульптуру, гравюры и рисунки, фотографии и прикладное искусство.
История возникновения музея. Вопрос о создании в Нью-Йорке художественного музея встал в 1864.
31 января 1870 был избран совет попечителей (правление музея), а 13 апреля 1870 власти штата Нью-Йорк издали хартию – акт об официальном создании музея, названного Метрополитен, т.к. он находился в крупнейшем городе страны и должен был показать по возможности полно историю развития искусства.
В марте 1880 состоялось открытие здание музея, построенного по проекту архитекторов Колвера Во и Рея Маулда на восточной стороне Центрального парка, между 79-й и 84-й улицами. Первоначальное здание в наши дни скрыто за позднейшими постройками.
В 1888 с юга был построен корпус и новый вход, в 1894 открыто северное крыло. В 1902 с восточной стороны музея сооружается здание в неоклассическом стиле, новым фасадом протянувшееся по Пятой авеню и закрывающее старое здание.
В 1910 для подаренной Морганом коллекции возводится павильон («павильон Моргана»).
В 1924 создан американский павильон, предназначенный для коллекции декоративного искусства США.
В 1938 на средства Джона Рокфеллера-младшего построено новое здание Клуатр – филиал музея, вместившего произведения искусства европейского средневековья.
В 1950–1960-е были открыты музей Института костюма, новая научная библиотека, крупнейшее хранилище книг по искусству в США.
В 1980 были построены галереи площадью 2400 кв. метров, для размещения европейской живописи 19 в., а в 1984, в новых помещениях, воспроизводящих обстановку частного дома, развернута экспозиция живописи эпохи Возрождения, итальянской бронзы, мебели французских мастеров и немецкого фарфора из коллекции Линского.
информация
фото с сайта
http://www.krugosvet.ru/articles/117/1011762/1011762a1.htm
Место на карте