Это цитата сообщения
Beloved13 Оригинальное сообщениеКлассическое будзюцу
[279x570]
Будзюцу - классическое японское воинское искусство самозащиты.
В будзюцу входит большое количество техник владения различными видами оружия.
Кэндзюцу
Классический воин, который не расставался со своим мечом, неизбежно должен был отдать предпочтение мечу как главному средству своей боевой подготовки. Японская мифология и ритуалы религии Синто свидетельствуют, что меч был основным оружием в стране и использовался как для боевых, так и для церемониальных целей.
Самые лучшие мечи персонифицировали и даже обожествляли. Этот обычай сохранился до сих пор. Имена мечам подбирали не менее тщательно, чем их владельцам. Многие мечи объявлялись ками (божественными созданиями), в знак признания божественных свойств и выдающихся качеств, которыми, как верили, они должны обладать. До сих пор восхождение императора на трон не может считаться законным без владения Сансю-но Синки, тремя священными сокровищами, одно из которых – известнейший японский меч, принадлежащий императорской семье и называемый Кусанаги-но Цуруги.
Разработка эффективного стального меча японского стиля – Нихон-то – была непосредственно связана с появлением профессиональных воинов. Имея стандартный меч, классический воин, естественно, сделал его своим основным оружием и разработал методы наиболее эффективного его использования. Эти методы, объединяемые названием кэндзюцу – искусство работы с мечом, - стали основой и получили преобладающее место в развитии навыков буси. На основе изучаемой техники кэндзюцу воин учился пользоваться и другими видами оружия. Кэндзюцу стало средством развития энергетики и гимнастической боевой подготовки, а так же средством развития правильного восприятия и совершенствования координации движений.
Обучение навыкам оценки боевой дистанции (ма-ай) и слабых мест противника (суки), а так же принципу достижения физического и морального превосходства над противником (зансин) в используемой в кэндзюцу работе с партнёром (сотай рэнсю) способствовало повышению моральной стойкости, уверенности в своих силах, уверенности ведения боя. В то же время кэндзюцу было подготовкой к смерти, поскольку способность умереть достойно с точки зрения боевой гордости ценилась не ниже, чем победа в поединке.
В кэндзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается жесткая и агрессивная манера поведения, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кэндзюцу – одати. Про достижении определённого уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом – кодати, а так же с двумя мечами – длинным и коротким, - которые могут использоваться как поочерёдно (нито), так и одновременно (рёто)
Иайдзюцу
Иайдзюцу – искусство вынимания меча из ножен – дало буси возможность победы над проявлениями грубого насилия. Это искусство рассчитано на защиту, для которой используется техника работы с мечом, быстро вынимаемым из ножен. Техническая система иайдзюцу позволяет действовать в условиях ситуации, созданной нападающим. Однако критерии для определения нападающего достаточно растяжимы, что основано на феномене кобо-ити, то есть принципиальной неразделимости нападения и защиты, проявляющихся одновременно в нужный момент, угадываемый мастером иайдзюцу. В отличие от кэндзюцу, технику иайдзюцу отрабатывают в основном в одиночных формальных упражнениях – тандоку рэнсю, обычно начинающихся из положения неготовности к поединку – сидя на коленях, наклонившись вперёд или отклонившись назад.
В иайдзюцу выделяют четыре стадии движения меча: нукицукэ, или выхватывание меча из ножен, кирицукэ, или рубящий удар (серия ударов), тибури, или стряхивание крови с клинка, и ното, или возвращение меча в ножны. Каждой из этих стадий должно соответствовать эффективное действие, а все стадии должны при исполнении соединяться в единое целое с обязательным проявлением зансин.
По традиции, те, кто занимается иайдзюцу, должны работать с «живым», то есть остро заточенным, железным мечом, иначе невозможно достичь умственного состояния, необходимого для этого искусства. При правильной технике клинок находится в нескольких сантиметрах от исполнителя, что превращает тренировки буквально в игру со смертью, повторяющуюся много раз в день для достижения и сохранения должного уровня мастерства.
Содзюцу
Прототипы японского копья – яри попали на Японскую землю с Азиатского континента. Ни один из них не соответствовал в полной мере потребностям классического буси. Поэтому, как только позволил уровень развития техники обработки металла и изготовления оружия, буси создали наконечник копья, закрепляемый с помощью штыря, втыкающегося в древко и фиксируемого шнуром. Именно такой наконечник соответствует стандартному японскому копью.
Несмотря на прекрасные боевые качества, копьё никогда не было популярно среди воинов, поскольку длина и вес этого оружия были слишком велики для их роста и силы. Однако любой воин мог сделать копьё своим коронным оружием.
Содзюцу – искусство фехтования копьём – часто рассматривается как проявление грубого индивидуализма, поскольку смерть от ран, нанесённых этим оружием, обычно была медленной и мучительной. Содзюцу учило буси рассматривать копьё с точки зрения его возможностей, нежели в качестве универсально тактического средства. Копьё мог использовать и конный, и пеший воин. Модификации наконечника копья, включавшие дополнительные режущие поверхности, расширили возможности его применения по сравнению с возможностями обычного наконечника. Копьё стало использоваться не только для прямых атак, но и как режущий, цепляющий и вспарывающий инструмент. Но базовая механика содзюцу оставалась неизменной, и буси в первую очередь осваивали цуки – прямой колющий удар. Классический воин, тренирующийся с копьём, усваивал необходимость большой дистанции (ма-ай) для поражения цели. Соответственно, он старался не допускать большой ма-ай, сражаясь своим основным оружием – мечом против вооружённого копьём противника.
Нагинатадзюцу
Исходно алебарда считается оружием мужчин, что обусловлено её длинной и весом. Первые образцы имели более двух метров в длину, а вес зависел от соотношения деревянных и железных частей. Первым видом такого оружия стала нагамаки. Это оружие состояло из длинного лезвия и относительно короткой рукояти. Лезвие напоминало большой тяжёлый меч, изогнутый и заточенный с выпуклой стороны. Нагината отличалась от нагамаки соотношением длины лезвия и рукояти – её рукоять заметно длиннее лезвия. Подобно наконечнику копья, лезвия как нагамаки. Так и нагината прикреплялось к сделанной из твёрдого дерева рукояти с помощью длинного штыря, который вставлялся в рукоять и закреплялся за счёт обматывания шнуром.
Нагината и нагамаки были одним из излюбленных видов оружия буси раннего периода. Оба вида оружия позволяли наносить характерные сметающие круговые удары. Их мог успешно использовать и конный, и пеший воин. Нагамаки часто использовали для подрубания ног лошади врага. Позже нагината была модифицирована и почти полностью отдана женщинам.
Нагинатадзюцу – искусство работы с нагината – требует хорошей выносливости. Это длинное и тяжёлое оружие, подобно нагамаки, используют попеременно обеими сторонами, при этом воин работает и лезвием, и концом рукояти, и средней частью нагината. Навыки ха-гаеси – быстрой смены положения лезвия – дают возможность наносить рубящее-режущие удары, сходные с наносимыми мечом, давая при этом преимущество большой ударной дистанции за счёт длинны оружия. Работа с нагината против противника, вооружённого мечом, позволяет наносить удары, оставаясь вне пределов досягаемости. Соответственно воин, начинающий работать с нагината, должен мастерски владеть мечом, поскольку защита от вооружённого противника строится в основном на предугадывании его действий и возможностей.
Бодзюцу
Деревянное оружие различной длинны с древнейших времён использовалось японцами как для церемоний, так и для поединков. Шесты и палки никогда не пользовались уважением классических буси, потому что были слишком простым оружием, которое мог изготовить любой представитель низшего класса. Но очевидная эффективность шеста, тем не менее, заставляет буси учиться работе с этим оружием.
Техника работы с шестом в поединках объединяется названием бодзюцу и подразумевает использование палки из твёрдого дерева длинной от 150см. Стандартным оружие буси был шест длинной 180см – рокусякубо. Бодзюцу как искусство защиты включает в первую очередь технику фехтования против агрессивного противника, вооружённого мечом, хотя возможна и эффективная работа с другими видами оружия. В арсенал бодзюцу вошли приёмы ударов, блокирования и сбивов, тычков и прижимания. В качестве базового удара в бодзюцу используется гякутэ-ути, удар с обратным хватом рукой, который осваивают все, кто изучает бодзюцу. Такой удар обладает достаточной силой, что бы разбить железный меч или сломать кость.
Дзёдзюцу
Систематическое использование в поединке боевой дубины – палки из твёрдого дерева, более короткой, чем бо, обязано своим развитием труду одного очень решительного бойца. Его изобретением стало дзёдзюцу, искусство работы с палкой, которое включает комплекс характерных действий, выполняемых с другими видами оружия из арсенала классического будзюцу. С помощью дзё, палки длинной не более 150см, в дзёдзюцу могут выполняться прямые колющие удары (цуки) как копьём, круговые удары (ути) как мечом или шестом, маховые удары (хараи) как нагината. Эти действия, выполняемые в виде серии быстрых движений, достаточно эффективны для защиты от противника, вооружённого одним из стандартных видов оружия, используемого в будзюцу.
Поскольку палка заметно короче и легче шеста, техника дзёдзюцу сильно отличается от техники бодзюцу. Одной из отличительных особенностей дзёдзюцу, почти не наблюдаемой в бодзюцу, стало быстрое вращение оружия и частая смена его положения во время схватки. Поэтому работа с дзё даёт исключительную возможность развития ловкости.
Тэцубодзюцу
Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был
сделанный из цельного железа предмет удлиненной формы, близкий к палке. Это
оружие могло быть разной длины и ширины, с круглым, шестиугольным или
восьмиугольным поперечным сечением. Чаще всего толщина была наибольшей на конце,
постепенно уменьшаясь к рукоятке - это облегчало захват и улучшало баланс
оружия.
Оружие такого типа известно под общим названием тэцубо - железная палка. Техника
работы с тэцубо называется тэцубо-дзюцу, или искусство работы с железной палкой.
Поскольку большой вес был неотъемлемым свойством такого оружия, совершенства в
работе с ним могли достичь только самые физически сильные воины. Такое оружие
могло быть использовано как конным, так и пешим воином. Облегченный вариант
тэцубо, называемый консайбо, представлял собой палку из твердого дерева,
укрепленную железными полосами и часто с тяжелыми железными заклепками в дальней
части.
Тэцубодзюцу использует огромный момент инерции оружия, которым наносят круговые
или прямые удары в разных направлениях. При контакте гарантируется поражение
цели. Конный воин с таким оружием мог смело въезжать в центр скопления врагов,
поскольку его преимущество было несомненным. Ему надо было только согласовать
мах тэцубо со своим кураи дори (приближением на нужную дистанцию) относительно
врага, далее его оружие сносило любую цель. Работа пешего воина с тэцубо
требовала высокой скорости вращения оружием, чтобы не допустить слабых мест
(суки) в защите. Маховый удар по ногам лошади валил всадника на землю, где
разобраться с ним не составляло проблем. Кроме того, тэцубо использовали в
качестве лома - для открывания ворот или разрушения укреплений противника.
Кюдзюцу
Упоминания о луке и стрелах как об оружии и как о церемониальных принадлежностях
можно найти в самых ранних исторических документах Японии. Хотя влияние континентальной Азии прослеживается в церемониальном использовании
лука и стрел, конструкция японского лука достаточно отличается. Лук не
симметричен - примерно две трети его находятся выше головы стреляющего лучника.
Такая конструкция длинного лука исходно рассчитана на конного лучника, поскольку
поединки в древней Японии были в основном поединками всадников. Кюдзюцу -
искусство стрельбы из лука ставило основной задачей обучение меткой стрельбе у
условиях поединка. Необходимые для этого навыки строились не только на освоении
техники, но и на правильном и сбалансированном сочетании умственных и физических
качеств. Древнейшие формы кюдзюцу соответствовали агрессивному боевому
искусству. Тем не менее,
значение кюдзюцу для боевой подготовки и развития дисциплины сохранилось, и оно
продолжало оставаться важным средством развития и укрепления духа воина.
Первая основ кюдзюцу - это отработка воином югамаэ - правильного положение для
стрельбы, без которого эффективное использование лука невозможно. Хотя это
положение несколько различалось для конного и пешего воина, в основе лежали одни
и те же принципы. В обоих случаях целью было добиться проявления физического и
умственного превосходства стрелка (зансин) над врагом. Это состояние
превосходства следовало сохранять и после пуска стрелы. На начальной стадии
подготовки воин выпускал тысячи стрел в специальную цель с расстояния всего 1-2
метра. Только добившись правильной стойки и четкого попадания он начинал
увеличивать дистанцию. Владение методом непрерывной стрельбы - инагаси было
показателем высшей степени мастерства пешего воина: при такой стрельбе надо было
часами непрерывно поддерживать полет стрел - это могло оказаться полезным, когда
надо было помешать врагу занять определенную позицию. Для конных лучников
показателем высшего уровня мастерства был ябасаме - секретный ритуал, включающий
стрельбу в цель на полном скаку
Ниндзюцу
Необходимость эффективной разведки и шпионажа японские воины поняли еще в
древние времена. Искусство шпионажа стали называть ниндзюцу, или искусство невидимых, а тех, кто им занимался - ниндзя, "невидимые". Ниндзя происходили не из аристократического класса буси, а из очень низкого социального слоя, называемого хинин (буквально "не люди"). Дерзкие дела ниндзя были разнообразными и настолько
впечатляющими, что некоторые буси сами начали использовать технику ниндзюцу в
боевых операциях. Ни один военачальник-буси не обходился без развитой шпионской
сети, и для этой цели он обычно усиливал свой отряд ниндзя буси, подготовленными
в области ниндзюцу. Для этого была еще одна причина. Ниндзя легко попадали под
чужое влияние, совершая вероломные и предательские поступки в пользу того, кто
мог заплатить больше, чем изначальный хозяин.
Все буси придерживались в целом исключительно практичного взгляда на изучение
боевых искусств - целью изучения считалось эффективное использование в боевых
условиях. В то же время ниндзюцу как сложное и основанное на комплексе
источников искусство, было не лишено налета сверхъестественности. Из ниндзюцу к
буси попал ряд оккультных методов и практик, повлиявших на будзюцу.
Помимо фантастического развития реакции, скорости и выносливости, а также
получения реальных боевых навыков, занятия ниндзюцу учили буси многим другим
важным вещам. Воин учился изготовлению лекарств - антисептических мазей и
растворов, а также использованию природно-растительных и других доступных
средств первой помощи при ранениях с целью предотвратить развитие инфекции и
ускорить выздоровление. Специальное средство, добавляемое в чай перед сном,
помогало буси проснуться при первых признаках опасности. Другой категорией
использующихся веществ были яды, применяемые против врагов.
Из знаний о природе, которыми располагали ниндзя, можно было извлечь ряд
тактических преимуществ. Птицы, летающие над лесом, указывали на вражескую
засаду. Летящие птицы всегда направлялись в сторону необитаемых мест. Жужжание
насекомых и кваканье лягушек говорило об отсутствии людей, прекращение этих
звуков указывало на проникновение врага. Буси умели даже различать особенно
сильное жужжание комаров, указывающее на присутствие человека. Маскировка тоже
была важна для буси. Любимая ниндзя роль комудзо (нищего-аскета) стала для буси
стандартной маскировкой. Маскировка на местности, а также применение огня и
другие способы сигнализации тоже пришли от ниндзя. Благодаря контактам с ниндзя
буси освоили также работу с зажигательными бомбами и стрелами и методы создания
дымовых завес. Если буси хотел укрепить свою храбрость, он обращался к
буддийской оккультной науке, используя кудзи-кири (девять символов разрубания) -
эзотерические знаки, складываемые из пальцев, которым ниндзя придавали
магическое значение.
Кусаригамадзюцу
Идею использования в качестве оружия обычного серпа следует считать достаточно
древней. В Японии использованию серпа в качестве оружия способствовало его
широкое сельскохозяйственное применение первыми поселенцами. Существуют два разных типа кусаригама. Первый - это оружие фермера, второй -
оружие воина. Для первого характерно относительно короткое лезвие, по форме
напоминающее клюв попугая и прикрепленное в рукоятке из твердого дерева. Оружие
воина - это практически короткий меч, закрепленный на рукоятке. Цепь с грузом
есть в обоих типах кусаригама, хотя длина и способ крепления цепи различаются. В
отличие от оружия воина, оружие фермера имеет значительно меньшие пределы
досягаемости и убойную силу.
Кусаригама - это несколько видов оружия в одном. Это одновременно режущее
(серп), ударно - дробящее и метательное оружие. Кусаригамадзюцу - искусство
работы серпом с цепью представляет собой совокупность защитных техник с очень
интересными возможностями. Использование кусаригама позволяет воину ранить врага
острым лезвием, заточенным с двух сторон, наносить колющие удары концом серпа,
резко ограничить подвижность врага или лишить его возможности использовать свое
оружие с помощью тяжелой прочной цепи, нанести способный сломать кость
инерционный удар железным грузом на конце цепи, а также наносить удары
рукояткой.
Для достижения мастерского уровня владения кусаригама нужны тысячи часов
тренировки. В первую очередь необходима отработка маки - техники обматывания
цепью оружия противника. Для такого навыка нужно очень тонкое чувство атаки
противника, в момент которой, например, при поднимании меча и последующем ударе,
к нем надо приблизится. Оценка ма-ай имеет решающее значение, поскольку малейшая
ошибка может оказаться роковой. Но, помимо подобных тонких моментов, мастер,
работающий с кусаригама в бою будет иметь значительное преимущество за счет
разнообразия возможностей применения этого оружия.
Тэссэндзюцу
Классический воин не проходил мимо ни одного предмета, который мог быть
использован в качестве оружия. Поэтому обыкновенный складывающийся веер, на вид
совершенно невинный предмет, послужил как минимум источником вдохновения для
разработки тэссэн - железного веера.
В определенных обстоятельствах от
воина могли потребовать оставить свои меч или оба меча перед тем, как войти к
хозяину. Но, будучи вооружен тэссэн, который носили за поясом, воин практически
никогда не оказывался безоружным. В случае опасности воин мог легко защитить
себя тем, что выглядело как обычный предмет личного пользования.
Существовало два типа тэссэн - раскрывающийся подобно обычному вееру и
нераскрывающийся в форме сложенного веера. Оба были прочными и жесткими. Как
правило тэссэн делали в основном из железа. У раскрывающегося тэссэн железные
ребра были покрыты специальной бумагой, украшенной знаком клана или декоративным
рисунком. Не раскладывающийся веер был более прочным и более надежным в качестве
оружия. Иногда вместо железа использовали твердое дерево, чтобы сделать оружие
легче и проще в обращении.
По своей природе использование тэссэн в качестве оружия, независимо от
конструкции, имеет вторичное, защитное значение. В чисто техническом плане
работа с тэссэн близка к работе с короткой палкой, на основе которой разработано
применение тэссэн. Основополагающее значение для обладателя тэссэн имеет выбор
оптимального способа ношения за поясом - сасиката, тэссэн должен располагаться
так, чтобы постоянно быть доступным. Тактика использования тэссэн включает в
основном блокирование (уке), отведение (нагаси), прижимание (осаэ), круговые
удары (ути) и колющие удары (цуки). Эффект тэссэн возрастает при использовании
его в сочетании с другим оружием, например в паре с кодати исключительно
эффективной оказывалась тактика дзюдзи-домэ (скрестного блока). Такой блок
позволят на долю секунды задержать оружие противника, чтобы успеть провести
контратаку.
Ёрои куми-ути
Использование в бою захватов и приемов борьбы на Азиатском континенте имеет
такой же возраст, как человек. Это в полной мере справедливо и для Японских
островов.
Захваты и приемы борьбы преобладали в ближнем бою воинов по той простой причине,
что техника, включающая только удары руками и ногами была заведомо неэффективна
против вооруженного воина в доспехах. Все классические воины обладали в той или
иной степени навыками борьбы. Ёрои куми-ути, или борьба в доспехах, это
практичная система, рассчитанная на случай, когда воин, попав в условия ближнего
боя, по какой-либо причине оказывался без своего основного оружия. Но поединок
ёрои куми-ути вовсе не обязательно был схваткой без оружия. Ни одна из боевых
систем классического будзюцу не требовала, чтобы воин был полностью безоружен,
хотя почти все они включали методы боя при минимальном вооружении. Одним из
наиболее удобных для ёрои куми-ути видов оружия был кодати или более короткий
клинок.
Ёрои куми-ути требует от участников схватки мощной и необычной работы бедрами и
конечностями. В качестве метода тренировки используется ёцу-гуми, борьба в
условиях, когда все четыре руки двух противников участвуют в захватах - без
захвата собственно доспехов. Совершенствование ёцу-гуми было важным для
последующей эффективной борьбы в доспехах - при такой работе воин развивал
равновесие, подъемную силу и подвижность, необходимые как для сохранения
собственной устойчивости, так и для опрокидывания противника на землю. В любой
подходящий момент борьбы стоя один из противников мог достать короткое оружие и
нанести им удар. Специальный нож, ёрои-доси, носили для этой цели в специальном
чехле на правом бедре, его обычно доставали левой рукой. Но разумеется,
требовалась очень хорошая подготовка, чтобы удержать собственное равновесие и не
терять контроль над противником, одновременно доставая нож и нанося им удар по
жизненноважной точке. Кроме того, необычайно сложно было ввести лезвие через
доспехи противника под нужным углом.
Ходзёдзюцу
В ёрои куми-ути, как и в других видах борьбы, победитель не всегда хотел убить
побежденного. В определенных случаях более предпочтительным было взять врага
живым. Поэтому с техникой борьбы в ближнем бою оказались тесно соединены приемы
связывания противника, имеющие целью лишить его возможности спастись бегством.
Методы связывания врага были не просто случайным обматыванием его как можно
более длинной веревкой, насколько надежным бы это ни казалось. В условиях четко
разделенного на классы общества профеодальной и феодальной Японии важное
значение уделяли использованию для представителей разных классов разных и четко
определенных систем связывания. Анатомические различия между
мужчинами и женщинами тоже привели к разработке воинами разных систем связывания
для мужчин и для женщин.
Ходзедзюцу, искусство связывания с помощью веревки, включает совокупность
методов, используемых, чтобы связать и лишить подвижности проигравшего в
поединке. Воин тренировался, развивая тэ но ути - ловкость рук, которая
гарантировала эффективность связывания. Обездвиживание жертвы не было
единственной целью ходзёдзюцу. Связывание должно было быть выполнено быстро,
часто в условиях сопротивления жертвы. Таким образом, ходзёдзюцу было важной
вторичной системой будзюцу, которая полностью зависела от имевшихся у воина
навыков поимки и контролирования врага с использованием захватов и приемов
борьбы. Специальная веревка, используемая в ходзёдзюцу, обычно была у всех
воинов, составляя часть боевого вооружения. Но во многих реальных случаях воин
располагал для связывания врага только сагэо - коротким шнуром, закрепленным на
ножнах одати. Тем не менее, при правильной подготовке враг оказывался, связан с
удивительной эффективностью.
Бадзюцу
Даже до формирования класса воинов в стране было большое количество бойцов-всадников.
Позже, когда сила классических воинов возросла до решения политических проблем и
привела к разделению страны, техника езды на лошади стала неотъемлемой частью
их боевой подготовки. Хозяин хорошей лошади явно демонстрировал свое
аристократическое происхождение, и такой элемент престижа был важным фактором
для тех воинов, кто хотел быть лидером и командовать другими.
В период Камакура повседневные занятия классического воина отражали его боевую
профессию. Он был постоянно занят боевой подготовкой, существенную часть которой
занимало бадзюцу, или искусство езды на лошади. Сидя на лошади, буси мог
использовать свое оружие с большей эффективностью - это особенно касалось лука и
стрел, меча, копья и нагамаги или нагината. Необходимость пересекать реки и
другие водные преграды привела к развитию отдельного направления подготовки
всадника - суибадзюцу или искусство езды на лошади в воде. Хотя каждый буси
прекрасно понимал, что его жизнь в поединке гораздо больше зависит от меча, чем
от лошади, тем не менее, он обязательно уделял внимание кихон, или базовой
технике езды на лошади. Тренировка начиналась с отработки нориката - правильной
посадки. Садясь в седло, буси знали, что им понадобится львиная сила для
сохранения обеспечивающей быстрою езду посадки в течение долгих часов.
Использование седла, обеспечивающего надежную опору и позволяющего держаться на
лошади без узды, с оружием в руках, было для его профессии абсолютно необходимо.
Ядомэдзюцу
Бойцы, которые могли попасть под смертельный дождь стрел, обычно полагались на
защиту, за которой можно было спрятаться. Японские воины разработали для этой
цели большие переносные щиты. Их использование было, однако, ограничено защитой
при штурме осажденной крепости, защитой группы воинов, а также защитой при
передвижениях или перегруппировке сил и других тактических маневрах. В битве
японский воин не пользовался щитом - щит считали предназначенным для трусов,
кроме того, использование ручного щита не совмещалось с техниками работы воина
его основным традиционным оружием.
Хотя у воина не было специальной защиты от летящих стрел, для этой цели служили
предметы его снаряжения. В первую очередь это шлем воина - кабуто. Держа шлем в
левой руке впереди себя, воин мог защищаться от летящих в него стрел. Но гораздо
более распространенным было использование для этой цели меча. Используя один или
два меча, воин спокойно встречал врага, отбивая или отклоняя стрелы.
Ядомэдзюцу - искусство остановки стрел стало важной частью боевой подготовки
классического воина. Занятия ядомэдзюцу развивали острое зрение, сверхбыстрые
рефлексы и твердую уверенность в своих силах. Критическое значение имело
положение готовности - камаэ, при неправильном положении и плохой стойке
отражать летящие стрелы было невозможно. Столь же важным было тонкое чувство
дистанции - ма-ай. Выражение зансин в ядомэдзюцу достигало максимума, поскольку
малейшая потеря концентрации могла быть смертельной. Стрелы, не представляющие
непосредственной угрозы, как бы близко они не летели, полагалось пропускать мимо
- воин обращал внимание только на стрелы, летящие непосредственно в него.
Сьюэйдзюцу
Плавание упоминается в японской мифологии. Древние японские бойцы понимали, что
умение плавать дает им преимущество. На основе этого с формированием класса
воинов боевое плавание как искусство получило усиленное развитие.
Топографические различия, выражающиеся в различной глубине и силе течения в
водоемах обусловили появление нескольких стилей боевого плавания. Различия в
глубине определили появление как плавания по поверхности, так и плавания под
водой, при разной силе течения также использовали разную технику.
Боевое плавание выполняло различные функции. Воин мог тихо подплыть к врагу и
долго держаться на воду. Умея хорошо плавать, воин мог пересечь бурную реку и
двигаться против течения, мог плыть в доспехах и полном вооружении, нести
знамена или флаги, оружие и различные тяжелые предметы, а также стрелять из лука
или огнестрельного оружия, находясь почти полностью под водой. Воины также
разработали методы захватов и борьбы под водой - отрабатывали даже технику
захвата врага при падении в воду с лодки. Другие стили боевого плавания
позволяли воину освобождаться от опутывающих ноги водных растений, выбираться из
водоворотов и порогов, и даже запрыгивать из воды в лодку.
Сьюэйдзюцу - искусство плавания включает базовую технику, в первую очередь
фуми-аси - перемещение в воде как основу боевых действий при схватках в воде.
Специальные навыки, как например, инатоби - "прыжок кефали", позволявший
выпрыгивать из воды. Аси-гарами - техника захватов и борьбы в воде была основана
на захвате ног противника, позволявшем его утопить или заставить сдаться, а
секретная техника сюсоку-гарами позволяла плавать со связанными руками и ногами.
Мало кто из классических воинов не уделял внимания занятиям боевым плаванием.
[497x698]