Снобистское отношение, получивших диплом, к оценке произведений искусства не профессионалами, дезавуируют такие «любители» как Фрейд, подвергший статую Моисея (Микеланджело), психоанализу, или Эйнштейн, написавший о творчестве Достоевского.
Филология изучает литературу из любви к ней, и любое искусствоведение должно содержать в себе любовь, пусть и в латинской транскрипции.
***
Лет 35-40 назад, когда меня заинтересовала тема «улыбки Джоконды», жизненный опыт примеров такого выражения лица женщин – не представлял. Палитра женских эмоций, выраженных в мимике, более контрастно. Тогда я стал искать вариант «улыбки Джоконды» в мужском варианте, и нашел – портрет В. Высоцкого – рекламный снимок. Сначала просто сравнил – потом совместил половины лиц по оси – они совпали не только анатомически, но и впечатлением от глубины личности, выраженной в схожем мимическом рисунке: в одном случае смоделированном, в другом – просто зафиксированном на плёнку.
P.S. Что «Джоконда» – это не просто бытовой портрет, – а Посланье – образ человека совершенного, андрогиния - гармония мужского и женского – подтверждает и размытый, как бы планетарный, т.е. универсальный бэкграунд полотна; напрашивается аналогия с рисунками долины Наска. Только первая раскрывается в перспективе времени, вторая – в перспективе пространства.
Fеликсов.