Ни в одном городе мира нет столько церквей, как в Риме, - их там около 1.000 и среди них много построенных по проектам знаменитых архитекторов и украшенных произведениями искусства великих и известнейших художников и скульпторов, таких, как
"король" барокко - Бернини, гениальный Микеланджело, неповторимый Караваджо, архитектор Carlo Rainaldi, внёсший наибольший вклад в формирование облика Рима эпохи барокко.
Фасады многих церквей богато украшены скульптурами, декором, колоннами. Внутри чуть ли не каждая старинная церковь, как маленький музей: лепнина, скульптуры, фрески, картины известных и уже малоизвестных мастеров. В каждой старинной церкви и соборе есть своя жемчужина: старинная икона, произведения известных художников и скульпторов. Старинные церкви - это не только храмы, а наше культурное наследство, недаром в списке ЮНЕСКО есть соборы и церкви.
Церковь Santa Maria in Aracoeli. -
Святой Марии у Небесного Алтаря - знаковая церковь Рима, возведена в VI веке на руинах древнеримского храма Юноны Монеты. К церкви ведёт высокая мраморная лестница с 124 ступенями, но пройти можно и сбоку по двум лестницам.
Жемчужины:
- Святые реликвии: рака с мощами Святой Елены, чудотворная икона Богородицы и фигурка Младенца Иисуса (Santo Bambino).
- Резной потолок главного нефа, 1575 год.
- Полотна и фрески известных живописцев XVIII веков: Пьетро Каваллини, Беноццо Гоццоли, Пинтуриккио, Якопо Торрити и др.
- Надгробия, выполненные Донателло и Микеланджело.
- Главный алтарь с чудотворной иконой Богородицы.
До 1870 года Рим был столицей Папского государства, в котором было сооружено огромное количество церквей.
Папский Рим - родина барокко, которое с начала 17 века начало своё триумфальное шествие по Европе.
В течение почти 200 лет барокко был доминирующим стилем в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, в обыденных вещах: мебели, причёсках, одежде. В барочном стиле перестраивались старые церкви, возводились новые. В архитектуре барокко отличает изогнутость линий, обилие декора, деталей, что придаёт убранству барочных католических храмов праздничность и нарядность. И если в других странах Европы из-за нехватки средств приходилось использовать искусственный мрамор, то в Риме, за редким исключением, интерьеры отделывались настоящим мрамором - древние римляне оставили после себя много сооружений из мрамора, растаскивая которые Риму хватило гранитных и мраморных колонн для храмов Вечного города.
*****
На ул. Корсо - via del Corso, которая протянулась на 1,6 км от пл. Венеции до Народной площади - piazza del Popolo - расположено несколько церквей.
Церковь Santa Maria in Via Lata и крипта. Фасад по проекту
Пьетро да Кортона, 1658-1662 гг.
По преданию, в крипте под церковью провёл два года в заточении апостол Павел в ожидании суда, здесь же он писал свои послания.
Жемчужины церкви:
- на полу остатки работы семьи Космати
- алтарная икона 13 века.
Церковь открыта все дни (aperta tutti i giorni) 17.00 - 22.30.
Мессы (Orario messe) все дни (tutti i giorni) в 20.00.
*****
Церковь и больница San Giacomo in Augusta. Открыта: 08:00-12:00; 16:30-19:00.
Мессы: 8:30, 18:30.
В 1338 году на этом месте была построена больница, которая просуществовала около 700 лет. При больнице была часовня.
В 1592 году по проекту архитектора Francesco Capriani da Volterra было начато сооружение церкви, в 1598 продолжено архитектором Carlo Maderno.
Жемчужина церкви: чудотворная икона Мадонны.
*****
Церковь Gesù e Maria. Фасад по проекту знаменитого архитектора
Carlo Rainaldi (1611-1691). По его проектам выполнены фасады церквей: Santa Maria in Portico in Campitelli (1633-1667), Sant'Andrea della Valle (1661-1665); фасады двух церквей на пл. Popolo (1662-1675); абсида базилики Santa Maria Maggiore, фасад церкви Suffragio на улице Giulia (1669-1675), капелла Спада в церкви Nuova, главный алтарь в церкви San Gerolamo della Carità.
Открыта: все дни 9.00-12.30 / 15.30-19.30.
Мессы: в будни в 18.00, в выходные дни: в 10.00 на латинском; в 11.30; в 18.00; в 19.15 на словацком языке.
Одно из великолепных скульптурных надгробий.
*****
Церковь San Carlo al Corso. Строительство базилики было начато в 1612 и продолжалось до 1669 года, в 1684 г. было закончено оформление фасада. Интерьер церкви потрясает своей барочной красотой.
Церковь открыта с 7 до 19 час.Около входа справа краткая история церкви и описание основных произведений искусства.
*****
Oratorio del SS.Crocifisso. Ораторий
открыт: 7-12, 16:30-19, расположен недалеко от церкви San Marcello al Corso, сооружён в 1562-1568 гг.
Фасад - работа знаменитого Giacomo della Porta.
Жемчужины церкви: покрытые фресками стены оратория и алтарь.
*****
Oratorio del Caravita. расположен
недалеко от via del Corso, возведён в 1631-1633 гг., реставрирован во второй половине XIX века. Церковь знаменита тем, что в ней играл юный Моцарт.
Жемчужина церкви: кропильницы.
В церкви
проводятся концерты.
*****
Церковь Santa Maria in Via - маленький римский Лурд. - в церкви находится целебный источник. Церковь расположена на углу улиц via del Tritone и via di Santa Maria. Как многие старинные церкви, эта также сооружена на месте более древней, а именно 995 года. Реконструирована в конце XVI века по проекту известнейших архитекторов: Giacomo della Porta и Francesco Capriani da Volterra, позже фасад был дополнен Carlo Rainaldi.
Открыта все дни с 7:30 до 19:30 (Aperta tutti i giorni ore 7.30-19.30). Мессы: будни (feriali): 7.30; 11.00; 19.00, выходные дни и праздники (festivi): 10.00; 11.00; 12.00; 19.00; 20.00; 21.00.
Жемчужина храма - Чудотворная каменная икона Madonna del Pozzo, 1256 г.

**********
Пантеон. Неповторимый шедевр зодчества. Единственное сооружение Древнего Рима, которое полностью не разрушили ни готы, ни варвары, крушившие в дикарском упоении беломраморные храмы Рима:
"Храм всех богов - языческий, Христов,
Простой и мудрый, величаво-строгий. (...)
Ты памятник искусства лучший дней,
Ограбленный и всё же совершенный" (Байрон)
В храме алтаря икона, авторство которой приписывают апостолу Луке. Икона была подарена императором Фокой Папе Бонифацию IV в 609 году по случаю превращения языческого храма в христианскую церковь. В начале 20 века оригинал иконы был заменён копией.

**********
РИМ. Церковь Santa Maria sopra Minerva. - одна из знаковых церквей Рима, узнаваемая по египетскому обелиску и слонику Бернини перед ней. В этой церкви отрекался от своих идей Галилей и каялся авантюрист и мошенник XVIII века - самозваный граф Калиостро. Писатель Донато Карризи удивил сведениями об одной их капелл церкви, об этом здесь:
https://suomilarissa.livejournal.com/1300233.html
Открыта: 8:00 to 19:00.
Мессы: 8:15 и 18:00, в воскр.:11:00, 12:00, 18:00.
Жемчужины:
- редкий для римских церквей готический интерьер со сводами синего цвета,
- красивые круглые витражи.
- статуя Христа работы Микеланджело (1521 г.).
- мемориал Maria Raggi, выполненный Бернини в 1647 г.
- потрясающие фрески 15 в. в капелле Carafa.
**********
Если за Пантеоном повернуть налево, то выйдем к красивому фасаду церкви
Santa Chiara. У церкви интересная история. Церковь считается часовней, и она закрыта для публичного посещения, кроме первого четверга каждого месяца и вечерней молитвы в субботу и воскресенье, о чём объявление на ограде церкви.
**********
Basilica di Sant'Eustachio - "ресторан для бедных". находится
вблизи Пантеона. Церковь возводилась в IV–XV вв. на руинах терм Нерона. Реконструирована в XVIII веке. Богато декорирована в барочном стиле. Посвящена великомученику Св. Евстафию, в церкви хранятся его мощи.
В церкви организовывают
обеды для бездомных.
Проводятся
бесплатные органные концерты.
Жемчужины церкви:
- крест между рогами оленя на вершине церкви
- старинная икона Мадонны Cuore Immacolato di Maria
- позолоченный деревянный балдахин алтаря, 1746 г., Ferdinando Fuga.
**********
Церковь Santa Maria in Aquiro. - одна из старейших церквей Рима. Неоднократно реконструировалась. В реконструкциях принимали участие знаменитые архитекторы
Francesco da Volterra (1535-1594), а после его кончины
Carlo Maderno (1556-1629). После пожара в 1845 г. интерьер был реставрирован.
Открыта: 7.30-12.00 / 16.00-19.30.
Мессы: в будни ore 7.45; 18.30, в праздники: 9.00; 11.00; 12.00 (на англ.); 18.30.
**********.
Церковь S. Agnese in Agone. Фасад церкви выполнен
по проекту гениального Борромини.
В церкви проводятся интересные
презентации-концерты (на английском языке, платные), о чём у меня здесь:
Вечер в Риме. Расписание концертов, в том числе на русском, в Инете.
**********
Церковь Sant’Agostino - Караваджо, Рафаэль, путаны...- Церковь Святого Августина - находится
к северо-востоку от пьяцца Навона. Здание возведено из выломанных из Колизея блоков мрамора в 1483 году на средства руанского архиепископа. Своеобразная слава Сант-Агостино в том, что в старину значительную часть прихожанок составляли представительницы древнейшей профессии. С одной из них
Караваджо написал наделавшую много шума «Мадонну Лорето», которая выставлена в храме. Это
одна из жемчужин церкви.
Другие жемчужины:
- фреска Рафаэля.
- икона главного алтаря, полагают, что это список с иконы, написанной рукой апостола Луки.
Церковь открыта: 7:30-12:00 / 16:00-19:30.
Мессы: 8:00, 18:30; в воскр. :8:00, 10:00, 12:00, 18:30.
Богато декорированные капеллы поразили меня своим великолепием.
**********
Церковь Sant’Ivo alla Sapienza. - шедевр римского барокко XVII века, творение гениального Борромини.
Церковь находится недалеко от пл. Навона, на Corso del Rinascimento. Церковь открыта только раз в неделю - в воскресенье с 9 до 12 дня.

**********
Церковь San Marco. - одна из старинных церквей Рима,
расположена на одноимённой площади и как бы встроена в палаццо Венеция, вернее в 1455 году дворец начали строить вокруг неё.
Жемчужины храма:
- Фрагменты древних надгробий и монументов.
- Остатки пола в стиле косматеско.
- Мозаика IX века, представляющая огромную художественную ценность.
- Потолок 15 века, один из двух оригинальных деревянных потолков в Риме, второй - в соборе Santa Maria Maggiore.
- Мраморные скульптурные надгробия.
Церковь открыта (aperto): пнд.-пятн. 10-13, 16-18, суб.-воск. 10-13, 16-20.