Ольга Чехова снялась в 136 фильмах, некоторые из которых обошли экраны мира, но в Советском Союзе не было показано ни одного её даже трофейного фильма, её имя замалчивалось. И только после публикации её автобиографии она стала нам известна.
Ольга Чехова (1897—1980), урождённая Книппер, была из обрусевших немцев, но немецким с детства не владела. Знаменитая русская театральная актриса Ольга Книппер-Чехова, жена А. П. Чехова, лауреат Сталинской премии первой степени (1943 г.), была её тёткой. Фамилию
Чехов Ольга получила, заключив брак с Михаилом Чеховым, сыном брата Антона Чехова. В браке родилась дочь Ада. Но брак продлился недолго. В 1920 году Ольга уехала в Германию, оставив после развода знаменитую фамилию. Потом и её дочь и внучка также сохранят эту фамилию. В книге
"Ольга Чехова", вышедшей в 2015 году в Малой серии ЖЗЛ, автор, историк кино
Марк Кушниров, с огромным сожалением пишет о том, что Ольга в своей автобиографической книге обошла вниманием творчество
Михаила Чехова (1901-1955), которого он называет гением, и он действительно был великим артистом.
О жизни Ольги Чеховой во время войны автор пишет следующее: "
Война - особенно в первые годы - не внесла серьёзных перемен в жизни Чеховой. Она по-прежнему жила в роскошном особняке...." в Берлине. "
...Надо сказать, что вплоть до 1944 года повседневная жизнь в Германии могла поражать радостной - пусть слегка наигранной, но не притворной, не обманной - живостью и безмятежностью. Это было прямым указанием Гитлера: люди в тылу не должны страдать от военных невзгод. " (с. 157)
Именно благодаря Ольге Чеховой был сохранён в Ялте дом-музей А.Чехова."...
о Доме Чехова похлопотала в Берлине Ольга", - пишет Кушниров. Останавливается он и на широко растиражированной фотографии, на которой Ольга Чехова сидит рядом с Гитлером на торжественном приёме у Риббентропа в 1939 году.
Он отмечает, что Гитлер никогда не выделял Ольгу как киноактрису. "
Никогда Гитлер не объявлял Чехову первейшей немецкой актрисой. Он ценил её, это правда, но равным образом относился (...) и к Марике Рёкк, и даже к бежавшей из Германии Марлен Дитрих. Нет никаких доказательств, что он отдавал Чеховой особое предпочтение." (с. 164-165). Автор также резко отвергает приписываемую Чеховой тесную дружбу с Евой Браун: "
Не уверен, что они вообще когда-либо общались. (с. 165) Он называет абсурдом утверждение, что Чехова была чуть ли не закадычной подругой жены Геринга, а тем более Магды Геббельс. Да, она была с ними знакома, но не более того. "
Знакомство их было шапочным", - пишет Кушниров.
[450x244]
Встаёт вопрос, для чего Ольгу отправили в Москву на допросы, а потом обратно в Германию. Здесь с автором книги надо согласиться. Поводом задержания Ольги было стремление через неё узнать подробности о вождях Третьего рейха, многие из которых тогда бесследно исчезли: "
Сталин очень беспокоился на этот счёт (...) Действительно ли Гитлер отравился? ... Не отплыл ли он в Южную Америку?" (с. 182) Убедившись, что сведения Чеховой и её связи не выходят за пределы светского круга, её отпустили, чтобы также избежать международного скандала.
Сотрудничество Чеховой с нацистами не было доказано, она была очень аполитична, но это вряд ли кого-то делает суперсекретным агентом.
Встаёт элементарный вопрос, что же мешает сейчас России официально всенародно признать, что Ольга Чехова якобы работала в логове врага на благо своей бывшей родины? Не было особого смысла скрывать это и в 70-е годы, когда бывшая популярнейшая актриса Третьего рейха писала свои мемуары. Но как хочется верить в тайны и сочинять версии, одна другой круче...
И возвращаясь к книге Кушнирова. Он много цитирует автобиографическую книгу Чеховой, исправляет в ней неточности, рассказывает содержание некоторых её фильмов, пишет, что её воспоминания, это полуправда: "
И порой трудно определить, где здесь правда, а где вымысел" (с. 191).