12 сентября 2018 года, полдень, в церкви почти никого нет. Зачарованная я стою перед полотном гениального Караваджо. Картина в роскошной барочной капелле. Именно здесь, размышляю я, и должна висеть эта картина, а не на скучной стене какого-либо музея. Красота барочного декора не затмевает картину, наоборот, как бы выделяет её. Я счастлива, что у меня, несмотря на возраст, были силы и средства опять посетить Вечный город и в третий раз зайти в эту церковь, о шедеврах и истории которой ещё три года назад я понятия не имела...
01.
История посещений этой церкви такова. В середине октября 2015 года я приехала в Рим после трёхлетнего перерыва. Тёплым днём 14 октября, сфотографировав фонтаны знаковой пл. Навона, с картой в руке я иду к церкви Санта Мария дель Анима. Но на церковь не вышла, заблудившись в лабиринте старинных улиц. Перекусив, начала искать дорогу к Corso del Rinascimento. По туристической карте не могу сорентироваться, пришлось спросить дорогу у прохожего, пожилого итальянца. Пройдя чуть дальше, сбоку вижу довольно узкую улицу Св. Агостино. "Наверное, там, судя по названию улицы, есть церковь - подумалось мне. - Надо проверить". Я фан римских церквей, благо в своё время в Папском Риме их понастроили так много, что ни в одном другом городе нет такого огромного количества храмов.
02.
Да, действительно, пройдя буквально несколько шагов, на узкой улице вижу красивый фасад барочной церкви. Но церковь была наглухо закрыта - началась сиеста... Ну, да ладно, в Риме около 1.000 церквей, а я не успела побывать даже во всех знаковых, да и в любимые соборы и церкви хочется в каждый приезд зайти снова и снова. В общем, я как-то забыла об этой церкви и в следующий приезд осенью 2016 года о ней не вспомнила, тем более планов было много. Возвращаясь тогда из Рима, в аэропорту покупаю путеводитель по Риму на итальянском языке. Ба! в нём статья об этой церкви. Оказалось, что в церкви настоящие шедевры искусства и история этой церкви тоже довольно интересна. Что ж, значит опять надо отправляться в Рим, что я и сделала через год.
03.
На фасаде дата возведения церкви - 1483 год. Фасад мраморный, это выломанные из Колизея мраморные блоки. Да-а, мрамор древнеримских сооружений послужил строительным материалом для многих церквей Рима. Но не будем о грустном.
04.
И вот 23 сентября 2017 года, около шести вечера подхожу к церкви. На лестнице толпится народ, в основном мужчины, о чём-то оживлённо беседуя. Дверь в церковь открыта. "Первая капелла слева," - бормочу я про себя. Именно в ней находится самая скандальная картина Караваджо. Каково же было моё изумление, когда я подошла к капелле. Что-то было в картине Караваджо не так. Я видела почти все его римские полотна, а в этой были какие-то не те краски. Около капеллы стояли трое мужчин итальянцев и тихо беседовали. Потом они ушли и свет выключился. Слева на стене висит ящик для монет, бросаю туда монету в одно евро. Включается свет и я вижу объявление: "Оригинал картине временно в Милане". Это меня очень расстроило. Вообще, в этот раз мне не везло. В церкви шла месса, в боковых капеллах слева, в которых тщетно искала вторую жемчужину церкви - фреску Рафаэля, было темно. Обойдя не один раз левый неф, фреску так и не нашла, она словно испарилась. Решила прийти на следующий день, до обеда. И вот в полдень поднимаюсь по лестнице к открытой двери. Лестница довольно высокая, хотя на фото это как-то и не видно - припаркованные машины не позволяют снять её получше.
05.
У входа в темноте стоят ангелы с мраморными чашами. Это кропильницы. Фотографирую, но кадры выходят ужасные. Посетив вновь церковь в 2018 году, фотографирую кропильницы заново, и, воровски оглядываясь, включаю вспышку.
06.
Этот ангелочек мне особенно нравится. Беломраморные складочки - какая тонкая работа! Чёрная мраморная чаша прекрасно смотрится.
07.
Около входа Чудотворная Madonna del Parto - Мадонна рождения, 1516-21 гг., автор скульптуры Якопо Сансовино. В течение веков женщины молятся здесь о счастливых родах.
08.
Вхожу в центральный неф. И слева вижу фреску Рафаэля!
09.
Фреска высоко на колонне, а я почему-то думала, что она должна быть в левом нефе на потолке. Ниже находится скульптура Мадонны с Младенцем и Святой Анной, автор Андреа Сансовино (1460-1529).
10.
Не скажу, что фреска произвела на меня огромное впечатление, но увидеть фреску, которой 500 лет, это тоже большое счастье. Больше всего мне нравится у Рафаэля портрет его возлюбленной - "La Fornarina", перед которым во дворце Барберини в октябре 2015 года я долго стояла.
11.
В церкви шли реставрационные работы алтарной части, продолжались они и на следующий год - в сентябре 2018 года.
12.
Главный алтарь, выполнен по эскизам Лоренцо Бернини. Мраморные колонны, позолоченный декор, ангелочки и путти - барокко всегда поражает богатством оформления.
13.
Центральная часть алтаря.
14.
Икона главного алтаря была привезена в Рим из собора Св. Софии после падения Константинополя в 1453 году. Полагают, что это список с иконы, написанной рукой апостола Луки, первого иконописца.
15.
Деталь артаря.
16.
Перед церковью на большом щите под стеклом подробное описание церкви на итальянском и английском языках. В церкви можно купить богато иллюстрированный небольшой проспект с планом храма и кратким описанием фасада и интерьера храма.
17.
Перед каждой капеллой есть подробное пояснение на итальянском и английском языках.
17.
На мраморном полу надгробные плиты.
18.
Надгробий в церкви много, установлены они и между капеллами с мраморными бюстами захороненных, в основном священников.
19.
Трогательный надгробный памятник на колонне нефа.
20.
Одна из красивейших капелл церкви - капелла Св. Агостина. Алтарь окружают колонны африканского мрамора, декор и купол капеллы сияют позолотой.
22.
Алтарь капеллы крупным планом.
23.
Слева в капелле помпезный памятник кардиналу, 1741 г. Внизу крылатые черепы.
24.
Алтарная картина одной из капелл. Всего в церкви 12 капелл.
25.
Капелла Распятия - Cappella del Crocifisso. Изумительно красивая обицовка стен справа и слева. Кажется, что это не мрамор, а янтарь.
26.
Деталь купола капеллы.
27.
Пояснения к капелле Расптия.
28.
29.
30.
Потолочная фреска.
31.
Потолочная фреска другой капеллы.
32.
33.
34.
Одна из роскошных капелл.
35.
36.
Капелла с полотном Караваджо "Мадонна Лорето". Скандальность картины не только в знаменитых грязных пятках пилигрима, грязные пятки у Караваджо это не единственные. На этом полотне моделью Мадонны мастеру послужила куртизанка. Кроме того, Караваджо изобразил её с большим декольте. Скандал скандалом, но полотно пользовалось большим успехом, и в суд за оскорбление чувств верующих на художника не подали.
37.
С этой капеллой связан интересный факт. За сто лет до появления в капелле картины Караваджо, в 1506 году капеллу купила знаменитая куритазанка Фьяммeтта, любовница Чeзарe Борджа. Спустя несколько лет она была похоронена в этой часовне. На протяжении долгого времени прихожанками церкви были представительницы древнейшей профессии: куртизанки и рангом пониже - на площади Навона в те далёкие времена были бордели, это было злачное место. Кроме Фьямметты в капелле были похоронены ещё две куртизанки. Но пришли другие времена и их прах был вынесен из храма.
39.
Войдя в церковь уже в первый раз вечером, я была поражена красотой капелл - увидеть такое роскошное убранство церкви я не ожидала. Я думала, что интерьер церкви скромный, и шла туда ради Караваджо и Рафаэля.
40.
Изумительной красоты кафедра из разноцветного мрамора, 1644 г.
41.
Ссылки на мои авторские посты по теме этой публикации:
- РИМ. Пл. Навона - фонтаны.,
-
РИМ. Дворец Барберини.
-
РИМ. По следам гениального и скандального художника эпохи барокко.