Он был всемирно известным общественным деятелем, знаменитым советским писателем, талантливым публицистом, поэтом, переводчиком.
...До последнего времени я была уверена, что его имя широко известно всем русскоязычным, и уж наверняка тем, кто заканчивал гуманитарные вузы, чья молодость пришлась уже на годы перестройки, когда не надо было с трудом доставать книги. Увы, недавно обнаружила, что ошибаюсь, и поэтому решила посвятить эту публикацию культовой книге нашей молодости - мемуарам Ильи Эренбурга "Люди, годы, жизнь".
Илья Эренбург (1891-1967) много лет жил в Европе, большей частью в Париже, прекрасно знал Францию, которую самозабвенно любил. Как и Горький, печатался в Европе и Советской России, работая с 1923 года корреспондентом «Известий». В Париже и Берлине - культурной столице довоенной Европы - Эренбург встречался со многими писателями и художниками: Пикассо, Модильяни, Мориак, Аполлинер, Маяковский, Есенин, Эльза Триоле, Бальмонт, Брюсов, Бунин, Волошин... Немало этих имён было в советское время под запретом, другие были вообще незнакомы советским людям.
Воспоминания Эренбурга - это рассказы очевидца о Париже начала 20-го века, о Первой мировой войне, памятники погибшим в ней бросаются в глаза, когда путешествуешь, например, по Италии и Австрии. Об этой войне, охватившей всю Европу и унёсшей жизни миллионов, мы знаем мало. Забывается, что именно в результате этой войны была провозглашена независимость Белорусской народной республики, Украинской народной республики, Венгрии, Данцига, Латвии, Литвы, Польши, Чехословакии, Эстонии, Финляндии.
При Сталине жизнь была лотереей - было легко попасть под колесо репрессий. Эренбургу выпал счастливый билет - он уцелел: и в большой сталинский террор 37-года, когда расстреляли его друга по гимназии Бухарина, уцелел и после разгрома Еврейского антифашисткого комитета.
"В 1942 году Эренбург вошёл в Еврейский антифашистский комитет, образованный органами НКВД в начале 1942 года при Совинформбюро из представителей советской еврейской интеллигенции для пропагандистских целей за рубежом. В ЕАК вошёл главный режиссёр Московского государственного еврейского театра Соломон Михоэлс. В 1943 году Михоэлс и Ицик Фефер в качестве официальных представителей советских евреев посетили и предприняли семимесячное турне по США, Мексике, Канаде и Великобритании.
Для советских вооруженных сил ЕАК собрал 16 миллионов долларов в США, 15 миллионов в Англии и Канаде, 1 миллион в Мексике, 750 тысяч в британской Палестине, а также внес другую помощь: машины, медицинское оборудование, санитарные машины, одежда. В 1948 года по приказу Сталина Михоэлс был убит в Минске. 20 ноября 1948 года Еврейский антифашистский комитет был формально распущен решением Бюро Совета Министров СССР и закрыт «как центр антисоветской пропаганды». В январе 1949 года, советские средства массовой информации начали пропагандистскую кампанию против «космополитов», явно нацеленную против евреев СССР. Было возбуждено уголовное дело и арестовано все руководство ЕАК. В 1952 году все обвиняемые, кроме Штерн, были приговорены к смертной казни." (Цитаты из Википелии)
Во время ВОВ Эренбург и Гроссман стали собирать документы о массовом истреблении советских граждан-евреев в годы нацистской оккупации на территории России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии. В этой работе помогали им крупнейшие советские литераторы и журналисты. Документы, живые рассказы выживших и предсмертные записи казнённых были собраны в книгу под названием "Чёрная книга", которая должна была выйти в 1947 году. Но в 1948 году готовый набор книги была рассыпан. При подготовке к судебному процессу 1952 года по обвинению руководства ЕАК, по свидетельству Эренбурга, участие в создании «Черной книги» занимало весьма важное место.
Заканчивая 6-ую книгу мемуаров, Эренбург писал: "Мне нелегко было написать эту книгу. Сколько бы я ни говорил о взлете науки или о борьбе за мир, все равно я знал, что исповедуюсь на площади. Помогало мне сознание, что, рассказывая об умерших друзьях, о себе, порой вставляя дорогое имя, я борюсь против забвения, пустоты, небытия, которые, по хорошим словам Жолио, противны человеческой природе. Я знал, начиная эту книгу, что меня будут критиковать: одним покажется, что я слишком о многом умалчиваю, другие скажут, что я про слишком многое говорю. (...) Критиковали, да и будут критиковать не столько мою книгу, сколько мою жизнь. Но начать жизнь сызнова я не могу. Я не собирался никого поучать, не ставил себя в пример."
И хотя Эреньбург написал, что книга его мемуаров "разумеется, крайне субъективна" и он не претендует на описание истории эпохи, но особенно сейчас, когда описываемое Эренбургом время видится, как очень далёкое прошлое, книга воспринимается, как летопись ушедших эпох, свидетелей которых уже нет, редеют и наши ряды, тех, кого называют "шестидесятниками".
Мемуары Эренбург не успел закончить. Незавершённая 7-я книга мемуаров вышла только в 1990 году, спустя более заканчивается она рассказом о Шагале. И мне вспоминается, что впервые репродукции Шагала я увидела в книге, которую в 60-х прислали из Швеции моей эстонской подруге-художнице. Я была очарована картинами Марка Шагала (1887 -1985), а спустя чуть более десятка лет, побывав В Париже, любовалась его росписями потолка Парижской оперы.
(Снимок из Википедии)
Путешествие по морю книг продолжается... Читайте! Книги - это наше всё!