• Авторизация


КАМНИ ДЛЯ КОРОЛЕВ 13-08-2011 20:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Всегда считалось, что алмазы усиливают королевскую власть, подчеркивают величие. Но была и еще примета - если владельцем «королевских» камней оказывался простой смертный, хорошего ждать не приходилось.

Готовя Золушку к королевскому балу, Фея распустила ей волосы, обрызгала водой и превратила каждую каплю в алмаз. Фея знала, что делала - до середины XV века при французском дворе украшать себя алмазами имели право только особы королевской крови. Поэтому и наследный принц, и его венценосный родитель, увидев Золушку с алмазами в волосах, безошибочно определили происхождение незнакомки.
Первый исторический пример - как раз исключение из правила. Агнесса Сорель, метресса короля Карла VII, в отличие от других знаменитых метресс, была любима народом, дружила с законной супругой короля Марией Анжуйской и оказала Франции неоценимую услугу - ввела к королю Жанну д'Арк. Агнесса Сорель позволяла себе королевские украшения. И вот что странно -любовь к алмазным безделушкам неприятностей ей не принесла. Может быть, потому, что она была истинной правительницей Франции, причем на редкость милосердной.
Драгоценности из королевской сокровищницы, в том числе и алмазы, попали в некоролевские руки при первом правителе из династии Бурбонов. Племянница Екатерины, Мария Медичи, выйдя замуж за короля Генриха IV, привезла во Францию не только солидное приданое, но и свою молочную сестру Леонору Галигаи, наперсницу и подругу детских лет. В свите невесты был еще один итальянец, Кончино Кончини. Он принадлежал к одной из лучших семей Флоренции, его отец был наставником Франческо Медичи, отца Марии. Но благородство происхождения не искупало бедности: Кончино был третьим ребенком, а семья жила на ренту всего-то десять тысяч дукатов. Пережив бурную юность, но не снискав никаких благ и не разбогатев, Кончино, приехав во Францию, женился на Леоноре и стал делать карьеру при французском дворе. «Он был сметлив, любил игру, отличался изысканным юмором, был насмешником и умел развлекать, а, кроме того, ловко прикрывал интрижки Короля и успокаивал вспышки ревности, которыми Королева изводила своего супруга», - так характеризовал ловкого итальянца Арман дю Плесси, будущий кардинал Ришелье. Сначала Кончини занял должность первого метрдотеля королевы, потом - ее первого конюшего. В 1610 году, когда Генрих был убит, а Мария стала регентшей при малолетнем Людовике XIII, Кончино Кончини - теперь уже маршал дАнкр -получил из ее рук поистине безграничную власть и семь лет был первым человеком во Франции. К тому времени он был уже несметно богат. Но его жена была еще богаче: Леонора, безумно влюбленная в мужа, не найдя взаимности, переключилась на коллекционирование. Ее страстью стали алмазы, и этой страсти она отдалась так же безраздельно, как когда-то - обожанию Кончини. Завершилась карьера блистательного итальянца трагически: королева-мать была отправлена в изгнание, а маршала д'Анкра заколол барон де Витри прямо на пороге Лувра. Король, который, казалось бы, благоволил к Кончини, не только не отомстил за его смерть, но сделал де Витри маршалом Франции. Тело итальянца, без траурной церемонии погребенное под хорами собора Сен-Жермен-л'Оксерруа, на следующий же день было вырыто, толпа оттащила труп к Новому мосту и там повесила вниз головой «в знак устрашения тем, кто чинит народу зло». Но и на этом не успокоились: от Нового моста проволокли тело по улицам и площадям, а затем сожгли перед домом Кончини.в предместье Сен-Жермен. Кости бросили в Сену. Какой был смысл в этом глумлении? Самый банальный. Что-то вроде народного послания нуворишам - «не в свои сани не садись». А вот что пишет «другая сторона», кардинал Ришелье: «Сразу после того, как маршал был убит, г-н де Витри прошел в комнату супруги маршала и арестовал ее, забрав все, что у нее было, в частности, деньги, драгоценности и мебель. На ней были надеты драгоценности короны, ибо она находилась в постоянном страхе, как бы не случилось какое-нибудь несчастье, и так боялась, что считала себя в безопасности, только если при ней были сокровища... Однако она не имела права носить их, поскольку, хотя она и делала вид, что эти сокровища принадлежат ей, вещи такого рода должны храниться в каком-то определенном и надежном месте». Ришелье супругу маршала явно не одобряет. Ну действительно, как можно, не имея права, такое носить, да еще полагать себя в безопасности? Все как раз наоборот - что позволено Юпитеру, не позволено быку, как учит классическая латынь. Между прочим, и с тела убитого маршала сняли драгоценностей на сумму миллион девятьсот тысяч ливров. В общем, вдову маршала д'Анкра судили, как «еврейку и колдунью» и приговорили «к отсечению головы на эшафоте с последующим сожжением тела и головы». «Будь она менее богатой, ее судьба не была бы столь страшной, - пишет Ришелье. -Когда

ей прочитали приговор, она удивилась и воскликнула: «Горе мне, бедняжке!» Выйдя из тюрьмы и увидев огромную толпу народа, она сказала: «Столько людей собралось, чтобы лицезреть одну страдалицу!» Немного погодя, заметив человека, которому она сослужила плохую службу при Короле, она попросила у него прощения: столь истинным был ее стыд перед Господом, что стыда перед людьми она уже не ведала. Казалось, что Господь благословил ее чудесным образом, поскольку неожиданно все, кто собрался на казнь, стали совсем другими людьми: плакали от жалости к ней вместо того, чтобы тешить свои сердца видом жестоких мук - зрелищем, которого они сначала так желали; вместо загнанной в угол львицы толпа узрела овцу, ведомую на заклание; люди готовы были выкупить ее ценой собственной крови... Вот уж поистине она была столь же оплакана после смерти, сколь ненавидима при жизни».
Тайны знаменитых алмазов
До XIX века, пока еще не были открыты алмазные месторождения в Южной Америке и в Африке, в Европу попадали только индийские алмазы, те, что добывали на Юге, в копях Голконды. Именно там началась история знаменитого алмаза «Санси», с самого начала темная и запутанная. По одной версии, алмаз был найден в середине XI века неким купцом на дне ущелья, переходил из рук в руки и через три века оказался в Европе. Владелец алмаза, Карл Смелый, герцог Бургундии, украсил им свой шлем, но Карл пал в битве при Нанси, а камень из шлема выковырял некий солдат. Алмаз сменил еще несколько владельцев, пока не попал к ювелиру, продавшему его португальскому королю Альфонсу Африканскому. А тот уступил камень за сто тысяч франков маркизу Николя Арле де Санси, якобы тогда алмаз и получил имя «Санси». Под этим именем он был преподнесен маркизом королю Франции Генриху III и занял достойное место в королевской сокровищнице.

По другой версии, гораздо более правдоподобной, алмаз приобрел сам сеньор де Санси, посол французского короля в Константинополе. Потом маркиза «перевели» из Оттоманской империи в королевство Английское в той же должности, камень переехал с ним и был продан английской королеве Елизавете I. А потом то ли Иаков I продал «Санси» Мазарини, то ли Иаков II преподнес его своему кузену Людовику XIV - в общем, алмаз очутился во Франции. В описи регалий Французской короны, составленной в 1791 году, камень был оценен в миллион франков. Ко времени правления Короля-Солнца в королевской сокровищнице собралась недурная алмазная коллекция, причем в ее составлении участвовали те, кому Франция была обязана своим могуществом и укреплением абсолютизма: кардиналы Ришелье и Мазарини. По описи коллекцию драгоценностей Ришелье оценили всего в пятьдесят восемь тысяч ливров, но в нее не включили большой сердцеобразный бриллиант Ришелье - он один стоил больше всей коллекции, кардинал заплатил за него семьдесят пять тысяч ливров.
Следующий кардинал-министр, Джулио Мазарини, был самым богатым человеком во Франции, его состояние оценивалось в сорок миллионов ливров. Причем Мазарини вкладывал деньги не в поместья и дворцы, а в произведения искусства и в драгоценности. В его коллекции было двести античных статуй, столько же античных произведений из мрамора, четыреста семьдесят одна картина знаменитых мастеров и огромное количество драгоценных камней, среди которых - самые красивые бриллианты в Европе. Но Мазарини, как и Ришелье, несмотря на свою вошедшую в анекдоты жадность, тоже был человеком государственным, и в конечном итоге все его богатства оказались во владении королевской семьи. Своей тайной супруге, королеве-матери Анне Австрийской, кардинал завещал алмаз в четырнадцать карат и известнейший на континенте бриллиант «Роза Англии», а своему крестнику, королю Людовику XIV - восемнадцать бриллиантов, известных как «восемнадцать мазарини».
После смерти Мазарини за распоряжение финансами Франции боролись двое: Николя Фуке и Жан-Батист Кольбер. Фуке был сказочно богат, владел землями, поместьями, дворцами и великолепными, просто королевскими драгоценностями, в результате впал в немилость, был отставлен со всех должностей, арестован и приговорен к пожизненному заключению (в сущности, повторив, хотя и не так страшно, судьбу маршала дАнкра и его супруги). А не столь богатый Кольбер, честность и неподкупность которого так же вошли в анналы, как жадность Мазарини, стал всесильным министром финансов. «Золото и бриллианты, - говаривал он Людовику XIV, - хорошие, непреходящие во все времена деньги. На эти деньги, сир, покупается все. Купите небольшой голыш и повысьте его стоимость хорошей шлифовкой. Но это должен быть хороший камень, знающие люди должны отвечать за его качество».
А знающий человек на примете у короля был: французский купец и путешественник Жан-Батист Тавернье. Тавернье оставил подробные описания редких камней, какие ему довелось увидеть во время странствий по миру, - например, громадного алмаза «Великий Могол», судьба которого до сих пор не ясна: то ли он пропал, то ли распилен на части. И вот после одного из путешествий Тавернье преподнес Людовику двадцать пять бриллиантов, среди которых был очень крупный алмаз редчайшего голубовато-фиолетового цвета. Он получил имя «Хоуп» - «Надежда» и сейчас считается самым несчастливым камнем. И опять -самому королю он никаких бед не принес, Людовик XIV владел им в свое удовольствие, и правнук его, Людовик XV, тоже. Но стоило камню хоть ненадолго перейти из королевских рук в некоролевские - алмаз словно начинал мстить «недостойному» владельцу. Первой пострадала мадам де Монтеспан, фаворитка короля, которой Людовик преподнес алмаз, велев огранить его в форме сердца. Маркиза де Монтеспан была метрессой много лет, родила королю восемь детей, но, получив алмаз, сразу лишилась королевского покровительства. Причем бывший любовник не только бросил даму сердца, но и отобрал подарок - алмаз вернулся в королевскую сокровищницу.

Следующий выход алмаза (теперь уже бриллианта) на сцену -время правления прапраправнука Короля-Солнца Людовика XVI. Королева Мария Антуанетта дала поносить «Хоуп» своей подруге, принцессе Ламбаль. (У Марии Антуанетты были две близкие подруги: графиня Полиньяк, окруженная родственниками и любовниками, бесконечно интригующими ради денег и должностей, и принцесса. Ламбаль, создание кроткое и безобидное). Нет, конечно, революция и террор вряд ли были спровоцированы «алмазным» проклятием, смерть короля и королевы на эшафоте - совсем другая история, в ней тоже замешаны бриллианты, но другие. Во время революции аристократические головы рубили, не задумываясь, чем больше, тем лучше, но даже на фоне всего этого кошмара судьба мадам де Ламбаль ужасна. Дантон, чтобы поднять революционный дух, предложил уничтожить всех узников тюрем, подозреваемых в измене. Это было начало террора: за три дня и три ночи обезглавили две тысячи человек. И в одной из обреченных революционеры узнали подругу королевы...
Огромная толпа шла по Парижу к крепости Тампль, где находилась под арестом королевская семья. Впереди несли голову убитой принцессы Ламбаль с развевающимися волосами, следом тащили за ноги ее обнаженное изуродованное тело. Зеленовато-бледная кровоточащая голова на пике взлетела к королевским окнам, Мария Антуанетта упала в обморок, а гогочущая пьяная толпа потащила останки принцессы дальше, к Пале-Рояль...
Королевская сокровищница, находившаяся в Гард-Мёбл, была разграблена 17 августа 1792 года. Тогда же исчезли и «Хоуп», и «Санси», и «Роза Англии», а также знаменитый алмаз «Большой Питт» (он же «Регент»), украшавший шляпу Людовика XV на свадебной церемонии его внука, престолонаследника, и австрийской эрцгерцогини Марии Антуанетты. Когда-то камень принадлежал губернатору форта Св.Джорджа в Мадрасе Уильяму Питту, отсюда его первое имя. («Большим» его называли за величину: до 1968 года он считался четвертым по величине алмазом в мире. Алмаз огранили в бриллиант, на это ушло два года, а выручка от продажи «отходов производства» составила более семи тысяч фунтов). В 1717 году Питт за три миллиона семьсот пятьдесят тысяч франков продал бриллиант герцогу Орлеанскому, управлявшему Францией до совершеннолетия Людовика XV (отсюда второе название камня - «Регент»).
На свадьбе Людовика XVI и Марии Антуанетты встретились два знаменитых королевских бриллианта, «Большой Питт» и «Флорентиец» (он же «Тосканец»), который был частью приданого, назначенного императрицей Марией Терезией дочери. Этот камень лимонно-желтого цвета сначала принадлежал герцогу Тосканскому, потом стал собственностью австрийских Габсбургов. «Флорентиец» недолго оставался в сокровищнице французских королей: Марии Антуанетте удалось переправить шкатулку с бриллиантами из охваченной революцией Франции назад в Австро-Венгрию - предполагалось, что их используют для выкупа королевской четы. Но - не использовали... А «Большого Питта» получил Наполеон - бриллиант был слишком велик и «узнаваем», продать потихоньку его не удалось. Поэтому история этих камней фактически не прерывалась, и нет никаких сомнений, что именно «Флорентиец» сейчас хранится в Вене, а «Большой Питт» - в Лувре.


«Санси» и «Хоупу» не так повезло. После французской революции «Санси» почти через полвека вроде бы обнаружился в России, у князя Демидова, и более из России не вывозился. По другой версии, его приобрел один восточный магараджа. По третьей, бриллиант попал к лорду Астору и долгое время находился во владении этой семьи, а потом был перепродан в Лувр, где и хранится до сих пор. Но после всех приключений и злоключений, выпавших на долю этого камня, после всех переделок и переогранок, нет никакой гарантии, что в Лувре хранится тот самый, настоящий «Санси». Те же сомнения возникали относительно бриллианта, который сейчас находится в Смитсоновском институте в Вашингтоне и называется «Хоуп». Да, он крупный, да, уникального синего цвета. Но его подлинной истории не знает никто, множатся только слухи и легенды. Вроде бы тянется за этим бриллиантом след страшный и кровавый. Владел им некий ювелир из Амстердама -и погиб вместе с сыном при загадочных обстоятельствах, правда, успев переогранить и перепродать камень. В 1830 году его приобрел английский банкир Т.Г. Хоуп, камень семьдесят лет хранился в семье, а потом был продан за долги. Купил его турецкий султан для любимой жены, жену убили грабители, а султана свергли и изгнали. В легендах о бриллианте фигурируют русский князь и застреленная им танцовщица, утонувший в море испанец, супруги-американцы, потерявшие единственного ребенка и сошедшие от горя с ума... Достоверно известно, что «вашингтонский» бриллиант приобрела у Картье богатая американка Эвелин Уолш Маклин - приобрела как «тот самый «Хоуп». Доказательством служат беды, посыпавшиеся после этого приобретения на миссис Маклин и ее родственников: муж спился, брат умер, девятилетнего сына задавил автомобиль, в двадцать пять лет умерла единственная дочь. После смерти владелицы наследники продали бриллиант известному филантропу Гарри Уинстону, а он передал его в Смитсоновский институт. Совсем недавно в интернет- новостях промелькнуло сообщение, что последние исследования вроде бы подтвердили подлинность камня. Алмазная война и бриллиантовая революция Украшения с алмазами до XVII века выглядели не совсем так, как нам показывают в исторических фильмах. Во-первых, оправы делали закрытыми, «глухими», поэтому камни казались темными, ведь алмазу, чтобы «заиграть», нужен свет. Во-вторых, обрабатывали камни довольно грубо, превращать алмазы в настоящие бриллианты с помощью умелой огранки еще не научились. Алмазы носили на шляпах как броши, делали алмазные пряжки, вправляли их в перстни. Очень модными при французском дворе в начале XVII века были подвески. Их часто делали из алмазов - камень, не стесненной оправой, смотрелся эффектней, а для «окрашивания» подкладывали под алмазы цветную фольгу. Благодаря Александру Дюма алмазные подвески прочно ассоциируются с именами Анны Австрийской, герцога Бекингема и «Тремя мушкетерами». Великий выдумщик здесь против истины почти не погрешил. Собственно, Дюма просто пересказал, украсил и дополнил мемуары герцога де Ларошфуко. По Ларошфуко, главная пружина интриги - любвеобильная герцогиня де Шеврез. Во Францию прибыл граф Голландский, чрезвычайный посол Англии, для переговоров о браке Карла I Английского с младшей сестрой Людовика XIII Генриеттой. «Граф был молод, очень красив, и он понравился госпоже де Шеврез. Во славу своей страсти они вознамерились толкнуть на любовную связь королеву и герцога Бекингема, хотя те никогда друг друга не видели». И началась интрига в духе шекспировской комедии: герцогиня нахваливала Анне Австрийской герцога, а граф Голландский рассказывал герцогу, как прекрасна и одинока королева. Герцог, пылкий и избалованный милостью монархов, не заставил себя долго уговаривать: влюбившись заочно, он склонил Карла I послать его во Францию своим представителем для заключения брачного союза. Коро¬лева тоже была готова полюбить, поэтому, как пишет Ларошфуко, «первой же встречей на церемонии представления Бекингема двору они воспользовались, чтобы поговорить о делах, занимающих их неизмеримо живее, чем дела обоих корон, и были поглощены лишь заботами своей страсти». Выбор королевы раздосадовал короля, разозлил кардинала и уязвил герцогов Бельгарда и Монморанси, бывших верных поклонников Анны Австрийской. Постарались поскорее заключить брак, чтобы спровадить герцога в Англию, но королева пожелала проводить золовку до Амьена. Именно там состоялось любовное свидание наедине, именно там герцогу в залог любви

был дан голубой аксельбант с двенадцатью алмазными подвесками, Анна Австрийская легкомысленно передарила возлюбленному подарок мужа-короля. У Бекингема в Англии была давняя связь с графиней Карлейль. Ришелье взял графиню в союзники, воспользовавшись жаждой мести ревнивой женщины. Графиня на придворном балу увела Бекингема для разговора наедине, незаметно срезала две подвески (герцог носил подарок королевы на рукаве) и собралась отправить их кардиналу. Бекингем, в тот же вечер обнаруживший пропажу, немедленно разослал приказ закрыть все порты Англии и никого не выпускать из страны до его особого распоряжения. По его повелению спешно были изготовлены другие подвески, и он вернул подарок Анне Австрийской, опередив посланника графини Карлейль. Честь королевы была спасена, но закрытие портов означало начало войны с Францией. Так что причиной высадки англичан на острове Ре, убийства Бекингема, а отчасти и осады Ла-Рошели, и разгрома французских гугенотов послужили те самые алмазные подвески на голубом аксельбанте. Еще одна деталь: на двух новых подвесках алмазы были фальшивые - ювелиры просто не успевали в такой короткий срок найти и огранить настоящие камни. При Людовике XIV, в век барокко, алмазы почти вышли из моды. Дамы предпочитали жемчужные ожерелья, роскошные серьги с тремя жемчужными подвесками формы «жирандоль», кольца и ажурные «броши-склаважи», с рубинами и изумрудами. А потом наступило время ликующего рококо, и алмазы (то есть уже бриллианты) снова стали желанными.
Ожерелье для королевы
Придворные ювелиры Бомер и Бассанж для мадам Дюбарри, последней метрессы короля Людовика XV, сделали роскошное бриллиантовое ожерелье. Шестьсот двадцать девять бриллиантов, искусная работа, ювелиры потратили весь наличный капитал и два года жизни. Но тут король неожиданно скончался от оспы, а его преемник Людовик XVI отказался выложить за колье сумму в миллион шестьсот тысяч ливров даже для своей прекрасной Марии Антуанетты, обожавшей драгоценности. Ювелиры попытались продать ожерелье королеве португальской, но и она от покупки воздержалась. Бомеру и Бассанжу грозило разорение, но тут в дело вмешалась некая дама, называвшая себя подругой Марии Антуанетты, -графиня Жанна де Ла Мотт Валуа. Одновременно эта дама была любовницей кардинала Луи де Рогана, которого Мария Антуанетта не жаловала. Заветной мечтой кардинала было добиться милости королевы, и графиня де Ла Мотт обещала ему посодействовать. Она достоверно знала, что королеве очень хочется иметь знаменитое бриллиантовое колье, но приобрести его открыто она не может, чтобы не сердить короля. Так пусть кардинал выступит в этом деле посредником, а уж королевская благодарность не заставит себя ждать. В доказательство Жанна наладила переписку между королевой и кардиналом. А чтобы окончательно развеять сомнения де Рогана, ему было устроено свидание с Марией Антуанеттой - ночью, в парке, почти наедине. Осчастливленный кардинал на следующий же день отправился к ювелирам и выкупил ожерелье: часть отдал наличными, а остальное должна была внести королева в рассрочку. Жанна де Ла Мотт приняла из рук де Рогана колье и тут же вручила

его посланнику Марии Антуанетты. Больше колье никто никогда не видел. Это была грандиозная афера, прокрученная ловкой дамочкой, ее беспринципным мужем и ее любовником, специалистом по подделке документов. Через некоторое время Бомер и Бассанж, не получив обещанный взнос, добились аудиенции у королевы. Разразился скандал, Мария Антуанетта во всем обвинила Рогана, кардинала арестовали прямо в церкви, где он собирался служить праздничную мессу для двора. Симпатии и аристократии, и буржуа были на стороне де Рогана: королеву в стране, мягко говоря, не любили. Конечно, юридически она невиновна - Мария Антуанетта ничего не знала об афере, она никогда не принимала Рогана и не писала ему. Тем не менее этот грандиозный обман удался лишь потому, что за королевой укрепилась дурная слава, по Парижу гуляли пасквили, обвиняющие ее во всех грехах, а она была настолько легкомысленна, настолько высокомерна, что даже не пыталась оберечь свою репутацию. Все знали, что Мария Антуанетта тратила громадные средства на Трианон, это при пустой государственной казне! Значит, она могла пожелать и бриллианты, стоимость которых равна годовому бюджету небольшого города.
«Какое великое и многообещающее событие! - высказался по поводу этой истории один из членов парламента. - Кардинал изобличен в мошенничестве! Королева запутана в скандальном процессе! Какая грязь на посохе епископа, какая грязь на скипетре! Какой триумф идей свободы!» Собственно, с этой истории и началась Великая французская революция. Бриллианты подвели Марию Антуанетту, дочь императрицы, сестру императора и жену короля под гильотину. А может быть, просто не смогли спасти.

Источник: журнал STORY, октябрь, 2010г., Татьяна Кравченко
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КАМНИ ДЛЯ КОРОЛЕВ | eurasia68 - Дневник eurasia68 | Лента друзей eurasia68 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»