«У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов»
Алексей Петрович Иванов.
«Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?»
Николай Николаевич Ге.
Дворик зимой. 1903-1904 г.г.
Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Врубелевская "демоническая пристальность" (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение - род слепоты к посюстороннему, третируемому как 'мелочи будничного'. В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение. Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы. Вывод этот таков: "Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть - прежде всего - ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе".
[показать]
Голова пророка.
[показать]
[показать]
Глова Демона. 1890-1891 г.г. Золотая акварель.
[показать]
Голова Демона. Золотая акварель.
[показать]
Русалка плыла по реке голубой. Черная акварель.
[показать]
Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани...). 1890-1891 г.г.
[показать]
Демон летящий. Черная акварель
[показать]
[показать]
[показать]
Демон у стены монастыря. Черная акварель.
[показать]
[показать]
[показать]
Подлинная стихия произведений Врубеля - молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение. Мгновения замершего действия, времени, остановленного на том пределе, когда слова не нужны и бессильны.
[показать]
Тамара и Демон. Золотая акварель.
[показать]
Танец Тамары. 1890-1891. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова 'Демон'.
[показать]
Тамара в гробу. Черная акварель.
[показать]
[показать]
Журналист, читатель и писатель
[показать]
Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Лермонтова "Герой нашего времени".
[показать]
Измаил-Бей. Кирибеевич.
[показать]
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача.
[показать]
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта.
[показать]
[показать]
Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904 г.г.
[показать]
Свидание Анны Карениной с сыном. 1887 г.
[показать]
Дерево у забора. 1903-1904 г.г.
[показать]
Кровать. Из цикла "Бессоница.
[показать]
Платье. 1900-е г.
[показать]
Левая рука художника. 1882-1883 г.г.
[показать]
Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905 г.
[показать]
Две гондолы на причале.
[показать]
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905 г.
[показать]
Роза в стакане. 1904 г.
[показать]
[показать]
Белая азалия без стебля.
[показать]
Белая азалия с листьями. 1886-1887 г.г.
[показать]
Обручение Марии с Иосифом. 1881 г.
[показать]
Надгробный плач. 1887 г.
[показать]
Автопортрет 1885 г.
[показать]
Автопортрет 1904 г.
[показать]
Автопортрет. 1905 г.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы)
[показать]
[показать]
Портрет молодого человека. 1903-1904 г.г.
В продолжении темы о Михаиле Врубеле.
До этого его произведения были здесь