• Авторизация


История города Иркутска 01-05-2008 01:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!



[показать]
«В нынешнем 169 (1661) году июля в шестой день против Иркута реки на верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю… Изволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашень и скотной выпуск и сенные покосы и рыбные ловли все близко…» – писал в своем донесении енисейскому воеводе Яков Похабов. Место на самом деле оказалось выгодное для дальнейшего развития экспедиционных и торгово-промысловых путей на Восток и в Азию. Реки Байкала позволяли передвигаться на север (по Ангаре и Енисею до Ледовитого океана), на юг (по Селенге) и на восток (по Верхней Ангаре). По этому пути шли служилые, промышленные и торговые люди, отправлялись посольства в Китай. Во второй половине 18-го века Иркутская провинция была преобразована в Иркутскую губернию, владения которой простирались от Енисея до Тихого океана и Аляски.
Родившийся в глухой тайге Иркутск, вполне мог разделить судьбу любого малого притрактового поселения. Но тот, кто в красивейшем месте у слияния Иркута и Ангары закладывал летом 1661 года Иркутский острог, знал – жить здесь будут сильные духом, умеющие ценить гармонию люди.

И, правда, административное устройство, экономический и культурный уровень Иркутска уже через 25 лет существования шагнули практически на европейский уровень. Про центр торговли и ремесла никто не рискнул бы сказать – глухомань. Чем дальше развивался город, тем ярче вырисовывался его характер. Через сто лет в Иркутске живет 10 тысяч жителей. Действуют 20 церквей, театр, лечебница, биржа, аптека, банки, несколько училищ. Красота и целесообразность двигали помыслами тех, кто жил в этом крупном торговом центре Восточной Сибири. Купеческие капиталы росли быстро – товары из Якутии, Забайкалья, Монголии и Китая: золото, меха, чай имели спрос. Легкие и мало объемные для транспортировки, но дорогие по цене ехали обозы из Сибири до самой Нижегородской ярмарки. На вырученные деньги домой сибиряки везли предметы искусства, новинки науки и техники, книги. Коммерческая оборотистость и удачливость иркутян обернулась строительством картинной галереи и театра, училищ, научных и лечебных учреждений. Дома состоятельных горожан проектировали лучшие российские архитекторы. Благодаря их искусству облик города стал одновременно респектабельным, романтичным и изящным.
Двадцатый век мало изменил облик города. Ни революционные бури, ни эпохи административно-политических преобразований особенно не затронули его глубинную суть. Прибавилось жителей, окрестные деревни превратились в городские предместья. Заработали промышленные гиганты. Но все так же любят иркутяне спектакли и художественные выставки, всегда полны филармонические залы на концертах музыкантов. По-прежнему горожане ценят труд ученых и медиков. Студенческий город Иркутск живет расторопно. Принимая все новое и дельное, отыскивая во всем гармонию.
Архитектурный силуэт Иркутска создавался на контрасте низкой деревянной застройки с многоярусными вертикалями церквей. К середине XIX века в городе было уже 2500 тысяч домов, в которых проживало более 18 тысяч жителей, 234 магазина и лавки, 200 балаганов, ларей, столов. 181 мелкая лавка при домах, три базара, две гостиницы, 14 постоялых дворов, четыре харчевни, четыре торговых бани, 58 фабрик и заводов.
Иркутск привлекал путешественников, купцов, дипломатов, духовных особ, а также ссыльных своим расположением и архитектурным обликом. “Приехав в Иркутск, главный город Восточной Сибири, я нашла его красивым, местность чрезвычайно живописную, реку великолепную, хотя она и была покрыта льдом”, - вспоминала М.Н. Волконская. Былой архитектурный облик Иркутска теперь разрушен. Значительные изменения претерпела северная береговая часть города, которая до строительства понтонного моста через Ангару в 1891 году была парадной. Береговая линия выделялась здесь церковными главами, каменными зданиями духовной семинарии и архиерейского дома, стоявшего в одной ограде с Богоявленским собором, а также кронами зеленых деревьев на месте бывшего острога и очертаниями Московской триумфальной арки. В 1813 году по проекту губернского архитектора Я. А. Кругликова были возведены Московские ворота у переправы через Ангару. Полвека спустя при въезде на улицу Заморскую были возведены еще одни ворота - Триумфальные, переименованные в Амурские. До наших дней эти замечательные памятники архитектуры не сохранились.
Одной из достопримечательностей Иркутска по праву считается площадь Кирова. Несколько раз она меняла свое название: Кремлевская, Спасская, Соборная, Гостинодворская, Плац-парадная, Военная, Штабная, Тихвинская, графа Сперанского, Интернационала. В 1894 году на площади было окончено строительство Иркутского кафедрального собора, признанного одним из крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал в себя 5 тысяч молящихся, а его высота достигала 60 метров. После октябрьской революции кафедральный собор был закрыт. В 1932 году его снесли, как не представляющего исторической и художественной ценности.
Всего церквей в дореволюционном Иркутске насчитывалось около сорока. На территории города работали три монастыря – Вознесенский, Знаменский и Князе-Владимирский.
В июне 1879 года Иркутск постигло страшное бедствие – пожар. В его огне были уничтожены почти все общественные, казенные учреждения, учебные заведения. Сгорели церкви: Владимирская. Тихвинская, Благовещенская, Харлампиевская, Еврейская синагога с расположенными при ней богадельней и училищем. После пожара в городе осталось всего 3157 домов. После трагедии по всей России начался сбор пожертвований для иркутских погорельцев. На следующий год в Иркутске уже было построено 68 деревянных и 13 каменных домов. Застраивалась и центральная улица города – Большая. Городская дума приняла решение запретить возведение деревянных построек по линии Большой улицы и на расстоянии десяти сажень от нее. Постройки, выходящие на линию улицы, дозволялись только каменные и обязательно с железной крышей. В 1910 году в Иркутске появились первые электрические фонари.
Важными звеньями, связывавшими центр города с предместьями, являлись переправы и понтонные мосты. За год до пришествия в Иркутск первого поезда, в 1897 году была произведена закладка иркутского вокзала.
Многотрудную, полную суровых испытаний жизнь прожил за три с лишним века наш город. В числе многих, кто потрудился для него, были иркутские купцы, отличающиеся горячим патриотизмом. Это они строили больницы и приюты, училища и гимназии, библиотеки и храмы. О богатстве иркутских купцов говорили, что если бы хотели они построить дорогу из серебряных рублей, то она протянулась бы от Иркутска до Москвы!
Прошли годы. Изменились не только поколения иркутян, но и сам облик города. Память о его прошлом сохранилась в воспоминаниях старожилов, в “Иркутских летописях”, в фотографиях и документах.


Источник и фото
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
basagreen 01-05-2008-02:00 удалить
Своё начало город ведёт с Иркутского острога, заложенного казаками под руководством Якова Похабова в 1661.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История города Иркутска | Иркутская_область - Дневник Иркутская_область | Лента друзей Иркутская_область / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»