[показать]
Собор Богоявления был основан в 1693 году. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели - во время пожара 3-го августа 1716 года он полностью сгорел.
Новый собор хотели выполнить из кирпича, но царский указ 1714 года временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. В 1718 году указ был частично отменен, и в том же году, расчистив пепелище, в Иркутске заложили Богоявленский собор, которому суждено было стать третьим по счету каменным городским зданием.
Вскоре новая стихия обрушилась на Иркутск. Взбух и разлился Иркутск, затопил луг против города, вырвал часть берега, унес много скота, разметал запасы дров. Наводнение приостановило начавшиеся работы.
К кладке стен приступили лишь в мае 1719 года. Пять лет строили собор Богоявления. Он превосходил Спасскую церковь по объемам - был задуман с колокольней и приделом, подчеркнуто большая роль отводилась декоративному убранству.
Строительство было завершено в 1723 году. Как отмечают специалисты, "по своему внешнему виду, по характеру конструктивных приемов, масштабных и ритмических взаимоотношений Богоявленский собор наиболее близок к Троицкому собору Верхотурья (1703 год)... Пятиглавое завершение восьмерика этого собора, обрамление оконных проемов позволяют увидеть в нем прямого предшественника иркутского памятника".
Иметь прообраз, "строить по образцу" в представлении того времени не означало механически копировать. Выбранный заказчиком образец определял лишь общий характер объемов, завершений и силуэта. Он не сковывал свободного творчества зодчего, и вновь возводимая постройка сооружалась с учетом иного местоположения - особенностей рельефа, ландшафта и характера исторически сложившейся застройки будущего окружения здания.2
Между возведением Спасской цекркви и
Богоявленского собора лежит небольшой промежуток времени, но в архитектуре памятников различия явственно ощутимы. Спасская церковь была задумана по типу ранних посадских храмов с простым объемом четверика, без колокольни, с нарядным, но сдержанным декоративным убранством. Барочный стиль еще не затронул ни ее форм, ни характера декора. Богоявленский собор, заложенный восемь лет спустя, также воспримет черты посадского храма, но уже окончательно сформировавшегося - с трехчастной структурой объемов, с колокольней, расположенной на одной оси с четвериком и трапезной. Под влиянием барокко формы, характерные для культового зодчества второй половины XVII века, приобретают в Богоявленском соборе несколько иное решение. На традиционное кубическое основание четверика дополнительно поставлен восьмерик, увенчанный пятиглавием. В подобном построении прослеживается прототип ярусной композиции, свойственной зданиям эпохи барокко. Оригинальное завершение основного объема как нельзя лучше соответствовало высокой столпообразной шатровой колокольне и заметно обогащало объемно-пространственный образ собора.
О былом пятиглавом венчании здания мы можем судить только по старинным рисункам, так как позднее четыре угловые главки были разобраны. Равновесие объемов несколько нарушилось, и в силуэте памятника ведущую роль получил шатер колокольни, величавое навершие с пояском килевидных кокошников у основания, с рядами слухов, с золоченой главкой и венчающим ее крестом сообщило всему сооружению сдержанную, но поистине богатырскую мощь. Динамичности устремленных вверх граней шатра, подчеркнутых гуртами, был противопоставлен двухярусный четверик основания с гульбищем на арках, лестничными спусками и крыльцами.
Шатровое завершение было традиционным в древнерусском зодчестве, и его широко использовали в строительстве церквей, звонниц, проезжих ворот острогов и сторожевых башен. Шатер являл на Руси символ возвышенных и чистых устремлений, и в ритме спокойных, уверенных в себе шатровых линий ясно проявлялась несгибаемая сила народа-воина, готового стойко защищать свои земли от вражеского нашествия. Подмастерья каменных дел, преемля вековой опыт деревянного зодчества, переносят излюбленное шатровое навершие на постройки из кирпича. В казенной архитектуре шатер получил наибольшее применение в звонницах, и первые церкви трех сибирских городов - Тюмени, Енисейска, Иркутска - отмечены величественными шатровыми верхами. И хотя чарующая красота шатра очевидна, для каменных сооружений XVIII века он был уже пройденным этапом.
Новые веяния сильнее всего сказались в декоре памятника. Убранство Богоявленского собора удивительно пышно, причудливо и своеобычно. Не потому ли столь выразителен наряд памятника, что он слил воедино древнерусские узоры, барочные мотивы и элементы орнаментации, заимствованные из национальной сокровищницы коренных сибирских народов? Орнамент, рожденный фантазией мастера на фасадах собора, перейдет впоследствии на многие культовые постройки Иркутска и сообщит черты неповторимости архитектурным памятникам XVIII века: Троицкой, Тихвинской, Знаменской и другим церквам. Опыт их создания выльется в фантастически декоративной Крестовоздвиженской церкви - уникального памятника русского зодчества XVIII столетия, не знающего себе равных на сибирской земле.
Отделка фасадов Богоявленского собора включает нарядные наличники окон и порталов, карнизы сложного профиля, пояски арок, кронштейны, кокошники и другие детали архитектурного убранства. Полуколонки, примененные в декоре Спасской церкви, получили здесь ордерное завершение с капитлями и базами. Они широко использованы не только в обрамлении наличников: пучки колонн оформляют углы здания, соединения объемов и их развитые капители вписываются в венчающий стены здания многократно расчлененный карниз. Мелкая, щедро рассыпанная по всем деталям порезка усиливает переливы светотени на фасаде старинного сооружения.
Источник и фото
Место на карте