• Авторизация


Иркутский Богоявленский собор 26-03-2008 20:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[420x500]

Иркутский Богоявленский собор со времени своего основания в 1693 г. играл важную роль в духовной жизни города. Построенный у стен
острога -- в самом сердце города -- он на протяжении XVIII-XIX веков был кафедральным, т.е. главным храмом местной епархии. В стенах
Богоявленского собора отмечались все наиболее важные церковные и исторические события нашего края. Первоначально здание было
деревянным, но 3 августа 1716 года оно сгорело, став добычею большого пожара, уничтожившего значительную часть острожной стены и
посада. Восстанавливать Богоявленский собор решили из кирпича.

Созидался каменный собор, как это было принято в России, всем "миром", на добровольные "приношения от доброхотных дателей". Тысячи
людей приняли участие в возведении Богоявленского собора: кто-то своими деньгами или имуществом, кто-то трудом, кто-то молитвами. Как
видно из книги П. Громова "Начало христианства в Иркутске", первый денежный вклад в сумме 200 р. сделали иркутский комендант Л.Р.
Ракитин и его брат Иван.

Сооружение здания заняло довольно длительное время. Как сообщает Иркутская летопись, его закладка была осуществлена в июле 1718 г.
Шесть лет спустя начались богослужения в придельном храме во имя Петра и Павла, а в 1729 г. под колокольнею по инициативе и
"иждивением" иркутского сына боярского Ивана Пивоварова выросла придельная церковь во имя Иоанна Воина. Главный храм --
Богоявленский -- был освящен только 25 сентября 1746 г.

Уставщиком, т.е. руководителем артели каменщиков, в Богоявленском соборе в 1720-1930 годы был мастер каменного дела Василий ГАРЯЕВ.
Известный исследователь культуры Сибири А.Н. Копылов отметил, что до 80-х годов XVIII в., когда в Сибири появились первые архитекторы,
зодчие-практики или "уставщики церковного каменного строения" -- выполняли функции архитектора и прораба-строителя. Обычно артель,
которую возглавлял уставщик, брала за образец какую-либо существующую церковь. Прямым предшественником Иркутского Богоявленского
собора исследователь архитектуры В.В. Скопин считает Троицкий собор (1703 г.) в г. Верхотурье Тюменской области. Об этом свидетельствуют
его внешний вид, характер конструктивных приемов, масштабных и ритмических взаимоотношений, элементы (пятиглавное завершение
восьмерика, шатровая колокольня, обрамление оконных проемов) памятнике. Вполне возможно, что и сам Василий Гаряев прибыл в Иркутск из
Верхотурья.

Богоявленский собор строился в период активного освоения в России новых форм. Этот процесс затронул все сферы культуры и проявился
повсеместно, даже в далекой Сибири. В архитектуре иркутского Богоявленского собора явно прочитываются два начала -- русское
традиционное и новое, барочное. Уставщик выбрал схему, типичную для простых посадских церквей середины XVII века: по продольной оси
ставилась колокольня, трапезная и собственно храм с апсидой. Главный вход в Богоявленский собор устроен через колокольню. А колокольня
имеет традиционное в древнерусском зодчестве шатровое завершение. Изящный, высокий шатер придавал Богоявленскому собору величие
и удивительно хорошо сочетался с образом основного объема, как свеча, устремленного вверх. Пять небольших куполов воспринимались как
движущиеся языки пламени, придавая динамичность всему ансамблю Богоявленского собора. Пятиглавие Богоявленского собора в начале XIX
века было разобрано и заменено куполом с одной главой, отчего целостность и органичная соразмерность между главами и несущим объемом
нарушилась, обеднив общую композицию здания.

В 60-е годы XVIIIв., при радетельном епископе Софронии Кристалевском к трехпрестольному собору были пристроены еще три придела: с
южной стороны -- во имя Казанской Божией Матери, с северной -- во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. Эти достройки и перестройки
значительно изменили первоначальный облик Богоявленского собора. "Когда-то стройный, устремленный вверх, он раздался вширь и словно
осел в землю, -- пишет Н.М. Полунина. -- Еще большую массивность Богоявленскому собору придала построенная в начале XIX века новая
колокольня под "большой колокол". В сентябре 1812 г. выкопаны рвы для второй соборной колокольни с большим колоколом весом в 1761 пуд, вылитым в 1797 г. С 1797 г. он висел на столбах, а 30 марта 1815 года поднят на новую колокольню, 10 июня колокольню окончательно
покрыли железом и поставили крест.

Время, постепенно старившее Богоявленский собор, стихийные бедствия, посещавшие Иркутск, отражались на состоянии памятника. Особенно
значительно Богоявленский собор пострадал во время сильнейшего землетрясения 30-31 декабря 1861 г.: были повреждены практически все
своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы,
сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать. В 1868-1891 гг. были исправлены все
нарушения Богоявленского храма от землетрясения, а по чертежам архитектора Владислава Андреевича Кудельского стену, делившую
трапезную и Петропавловский придел, разобрали и заменили двумя арками, в результате чего образовалось пространное помещение. В это
же время заменили два иконостаса: в главном храме и в Казанском приделе. Тело иконостаса Богоявленского храма выполнил Борис
Васильевич ПОПОВ, а иконы в три верхние яруса были выписаны из Москвы от иконописца Андрея Семеновича РОГОЖКИНА. Иконостасы в
трапезной и Петропавловском приделе были заменены ранее, в 1827 и 1829 гг.

За три века своего существования Богоявленский храм просветил светом Христовой Веры тысячи людей: многие здесь приняли таинство
святого крещения, молодые супруги перед лицом Бога подтверждали данное друг другу слово, отсюда многие иркутяне провожали своих
сородичей и близких в жизнь вечную. Каждый день в Богоявленском храме молились десятки, иногда сотни иркутян.

Перелистывая страницы Иркутской летописи, убеждаешься, что он был свидетелем всех важнейших событий в городе и в России. От стен
Богоявленского собора начинались почти все крестные ходы в г. Иркутске. С ним была связана деятельность всех иркутских епископов и
архиепископов. Два прославленных в Сибири иркутских чудотворца -- святители Иннокентий и Софроний -- приняли активное участие в
возведении храма. В краеведческой литературе отмечено, что строительство заметно оживилось после 1727 года, когда Иркутская епархия
отделилась от Тобольской и ее возглавил Иннокентий КУЛЬЧИЦКИЙ. Он приложил немало усилий к тому, чтобы каменные работы к 1731 году
были в основном закончены. Придельную церковь во имя Иоанна Воина, расположенную под колокольней, 22 июля 1729 года святитель
Иннокентий освящал сам.

Во времена второго епископа -- Иннокентия Неруновича и третьего вышеупомянутого -- Софрония рядом с Богоявленским собором был
построен Архиерейский дом (первоначально деревянный, потом каменный), где располагались жилые покои и административные помещения
иркутского архиерея, сюда была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии, позднее было построено
здание для духовного училища, обучающего священнослужителей. Здесь появилась богатая библиотека периодической православной
литературы, и любой иркутянин мог взять любое издание на дом. Таким образом, Богоявленский собор на протяжении XVIII-XIX веков был
средоточием духовной жизни Иркутского края. В конце XIX века недалеко от него был построен новый храм -- во имя Казанской Божией
Матери (освящен в 1894 г.,), которому переданы были функции кафедрального Богоявленского собора.

В Богоявленском храме покоились мощи святителя Софрония, в миру Стефана Кристалевского (25.12.1704 -- 30.03.1771), был третьим
епископом иркутским. Родом он из-под Чернигова, он правил Иркутской епархией 17 лет, проявив себя прекрасным организатором и очень
деятельным епископом. Очень ярко это демонстрирует тот факт, что несмотря на сложное положение внутри епархии и неблагоприятные
времена для монастырей, когда у них в 1764 году были отобраны земли и крепостные крестьяне, при Софронии монастыри расцвели и не
чувствовали материальной нужды. При нем только в одном Иркутске было выстроено шесть каменных церквей.

С Богоявленским соборм связана судьба Прокопия Васильевича ГРОМОВА (07.07.1801 -- 31.08.1880), человека редких душевных качеств,
талантливого и трудолюбивого исследователя православной истории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Изучив огромное количество
архивных документов, он написал первое полное жизнеописание святителя Иннокентия, опубликовав в 1868 г. книгу "Начало христианства в
Иркутске".

Будучи сыном иркутского священника, Прокопий Громов учится в Иркутской духовной семинарии, а потом в Московской академии, закончив
курс со степенью кандидата богословия. С 1822 г. по 1833 г. был преподавателем церковной истории в Иркутской духовной семинарии и
священником в Благовещенской, потом в Воскресенской (Тихвинской) церквях. 31 августа 1833 г. определен настоятелем в Камчатский
Петропавловский собор, где прослужил 14 лет. В Иркутск вернулся 18 марта 1847 года, служил в Спасской церкви, а с 6 декабря 1862 г. по
день своей кончины был настоятелем кафедрального Богоявленского собора. Указом Сената от 23 октября 1862 г. согласно представлению
иркутского архиепископа Парфения его утверждили редактором "Иркутских епархиальных ведомостей", и Прокопий Громов исполнял эту
обязанность по 1 января 1891 года. В них он опубликовал множество своих статей по истории Иркутской епархии и о старине города.
Награжден был двумя золотыми наперсными крестами и несколькими орденами. Похоронен был в ограде Богоявленского собора.

После революции комиссия по охране памятников разрешила использовать Богоявленский собор для размещения хлебозавода. Это было
очень тяжелое время для памятника архитектуры. Приспосабливая Богоявленский храм к промышленным нуждам, администрация хлебозавода
многое перестроила здесь. В Богоявленском соборе установили печи, в которых выпекались кондитерские изделия. Одно время в четверике,
разделенном на несколько этажей, было общежитие.

В 1960 г. Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения. В 1968 г. хлебозавод был выселен из
здания, что дало возможность начать восстановление Богоявленского храма. Главным автором проекта и руководителем реставрационных
работ Богоявленского храма была назначена Г.Г. Оранская. Реставрация велась 18 лет. Иркутяне разных профессий участвовали в
восстановлении из руин замечательного памятника архитектуры. Среди них особенно хочется выделить каменщика О.П. Кикаса, через чьи
руки прошли тысячи специально приготовленных кирпичей, каждый из которых был положен мастером в предназначенное место и помог
воссоздать архитектурную красоту Богоявленского храма, а также бывшего преподавателя керамического отделения Иркутского училища
искусств А.Н. Штанько, который своим подвижническим трудом восстановил сложную технологию изготовления поливных изразцов и
изготовил их в достаточном количестве для украшения Богоявленского собора.

Реставрация Богоявленского собора была закончена в 1985 году, и собор был передан Иркутскому областному художественному музею,
который развернул там экспозицию отдела Сибирского искусства. Кроме произведений искусства сибирских художников, в
Богоявленском соборе демонстрировались выставки из фондов Художественного музея, мастерских художников, а также привозные выставки
(как, например, выставка икон из Исторического музея г. Москвы). В отделе Сибирского искусства несколько лет работал лекторий Общества
возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки.

В 1994 г. при иркутском епископе Хризостоме Богоявленский собор был передан Иркутской епархии. Вскоре там, в бывшем Петропавловском
приделе, был сооружен временный иконостас и начались богослужения. В настоящее время при неустанной заботе владыки Вадима идет
подготовка в освящению главного Богоявленского храма. Иконописцы С.Н. Фролов, М.Б. Лутаенко Е.А. Алешина, И.И. Горбунова расписали
стены алтаря, трапезной и работают над иконостасными иконами. Уже сооружено тело иконостаса (столяр А. Арзамасов) и создается его резной
убор (скульптор-модельщик А. Пермяков, позолотчик А. Карпов). В здании Богоявленского храма строительной бригадой под руководством
А.И. Фенина произведен ремонт: переделана система отопления, на внешние стены нанесен орнамент в соответствии со старинными
росписями, крыша перекрыта медными листами.

На праздник светлой Пасхи 1995 г. после семидесятилетнего забвения духовный светильник в центре Иркутска возродился: епископом
Вадимом был освящен Богоявленский собор. Это значительное событие, совершенное во славу Божию, ознаменовало новый этап развития в
духовной жизни города и области. Пришло время созидать храмы.


Автор: Тамара КРЮЧКОВА, сотрудник этнографического музея "Тальцы"
Источник: http://www.vsp.ru/23657/29-11-1.HTM
Фото с сайта: http://kassiopeya2004.narod.ru/photoalbum2.html
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
31-03-2008-16:00 удалить
Середину двадцатого века Богоявленский собор встретил в непри-глядном виде. «Натурные обследования выявили многочисленные переделки, нарушившие древние конструкции. Были ослаблены междуэтажные перекрытия, разрушены своды, полностью разобрана трапезная собора, перестроена колокольня. Почти все арочные проёмы были растесаны, первоначальные проёмы заложены. Поздними, не характерными для памятников были крыши и главы», — писала архитектор Галина Оранская, составляя проект реставрации собора.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иркутский Богоявленский собор | Иркутская_область - Дневник Иркутская_область | Лента друзей Иркутская_область / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»