[420x500]

Иркутский
Богоявленский собор со времени своего основания в 1693 г. играл важную роль в духовной жизни города. Построенный у стен
острога -- в самом сердце города -- он на протяжении XVIII-XIX веков был кафедральным, т.е. главным храмом местной епархии. В стенах
Богоявленского собора отмечались все наиболее важные церковные и исторические события нашего края. Первоначально здание было
деревянным, но 3 августа 1716 года оно сгорело, став добычею большого пожара, уничтожившего значительную часть острожной стены и
посада. Восстанавливать Богоявленский собор решили из кирпича.
Созидался каменный собор, как это было принято в России, всем "миром", на добровольные "приношения от доброхотных дателей". Тысячи
людей приняли участие в возведении Богоявленского собора: кто-то своими деньгами или имуществом, кто-то трудом, кто-то молитвами. Как
видно из книги П. Громова "Начало христианства в Иркутске", первый денежный вклад в сумме 200 р. сделали иркутский комендант Л.Р.
Ракитин и его брат Иван.
Сооружение здания заняло довольно длительное время. Как сообщает Иркутская летопись, его закладка была осуществлена в июле 1718 г.
Шесть лет спустя начались богослужения в придельном храме во имя Петра и Павла, а в 1729 г. под колокольнею по инициативе и
"иждивением" иркутского сына боярского Ивана Пивоварова выросла придельная церковь во имя Иоанна Воина. Главный храм --
Богоявленский -- был освящен только 25 сентября 1746 г.
Уставщиком, т.е. руководителем артели каменщиков, в Богоявленском соборе в 1720-1930 годы был мастер каменного дела Василий ГАРЯЕВ.
Известный исследователь культуры Сибири А.Н. Копылов отметил, что до 80-х годов XVIII в., когда в Сибири появились первые архитекторы,
зодчие-практики или "уставщики церковного каменного строения" -- выполняли функции архитектора и прораба-строителя. Обычно артель,
которую возглавлял уставщик, брала за образец какую-либо существующую церковь. Прямым предшественником Иркутского Богоявленского
собора исследователь архитектуры В.В. Скопин считает Троицкий собор (1703 г.) в г. Верхотурье Тюменской области. Об этом свидетельствуют
его внешний вид, характер конструктивных приемов, масштабных и ритмических взаимоотношений, элементы (пятиглавное завершение
восьмерика, шатровая колокольня, обрамление оконных проемов) памятнике. Вполне возможно, что и сам Василий Гаряев прибыл в Иркутск из
Верхотурья.
Богоявленский собор строился в период активного освоения в России новых форм. Этот процесс затронул все сферы культуры и проявился
повсеместно, даже в далекой Сибири. В архитектуре иркутского Богоявленского собора явно прочитываются два начала -- русское
традиционное и новое, барочное. Уставщик выбрал схему, типичную для простых посадских церквей середины XVII века: по продольной оси
ставилась колокольня, трапезная и собственно храм с апсидой. Главный вход в Богоявленский собор устроен через колокольню. А колокольня
имеет традиционное в древнерусском зодчестве шатровое завершение. Изящный, высокий шатер придавал Богоявленскому собору величие
и удивительно хорошо сочетался с образом основного объема, как свеча, устремленного вверх. Пять небольших куполов воспринимались как
движущиеся языки пламени, придавая динамичность всему ансамблю Богоявленского собора. Пятиглавие Богоявленского собора в начале XIX
века было разобрано и заменено куполом с одной главой, отчего целостность и органичная соразмерность между главами и несущим объемом
нарушилась, обеднив общую композицию здания.
В 60-е годы XVIIIв., при радетельном епископе Софронии Кристалевском к трехпрестольному собору были пристроены еще три придела: с
южной стороны -- во имя Казанской Божией Матери, с северной -- во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. Эти достройки и перестройки
значительно изменили первоначальный облик Богоявленского собора. "Когда-то стройный, устремленный вверх, он раздался вширь и словно
осел в землю, -- пишет Н.М. Полунина. -- Еще большую массивность Богоявленскому собору придала построенная в начале XIX века новая
колокольня под "большой колокол". В сентябре 1812 г. выкопаны рвы для второй соборной колокольни с большим колоколом весом в 1761 пуд, вылитым в 1797 г. С 1797 г. он висел на столбах, а 30 марта 1815 года поднят на новую колокольню, 10 июня колокольню окончательно
покрыли железом и поставили крест.
Время, постепенно старившее Богоявленский собор, стихийные бедствия, посещавшие Иркутск, отражались на состоянии памятника. Особенно
значительно Богоявленский собор пострадал во время сильнейшего землетрясения 30-31 декабря 1861 г.: были повреждены практически все
своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы,
сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать. В 1868-1891 гг. были исправлены все
нарушения Богоявленского храма от землетрясения, а по чертежам архитектора Владислава Андреевича Кудельского стену, делившую
трапезную и Петропавловский придел, разобрали и заменили двумя арками, в результате чего образовалось пространное помещение. В это
же время заменили два иконостаса: в главном храме и в Казанском приделе. Тело иконостаса Богоявленского храма выполнил Борис
Васильевич ПОПОВ, а иконы в три верхние яруса были выписаны из Москвы от иконописца Андрея Семеновича РОГОЖКИНА. Иконостасы в
трапезной и Петропавловском приделе были заменены ранее, в 1827 и 1829 гг.
За три века своего существования Богоявленский храм просветил светом Христовой Веры тысячи людей: многие здесь приняли таинство
святого крещения, молодые супруги перед лицом Бога подтверждали данное друг другу слово, отсюда многие иркутяне провожали своих
сородичей и близких в жизнь вечную. Каждый день в Богоявленском храме молились десятки, иногда сотни иркутян.
Перелистывая страницы Иркутской летописи, убеждаешься, что он был свидетелем всех важнейших событий в городе и в России. От стен
Богоявленского собора начинались почти все крестные ходы в г. Иркутске. С ним была связана деятельность всех иркутских епископов и
архиепископов. Два прославленных в Сибири иркутских чудотворца -- святители Иннокентий и Софроний -- приняли активное участие в
возведении храма. В краеведческой литературе отмечено, что строительство заметно оживилось после 1727 года, когда Иркутская епархия
отделилась от Тобольской и ее возглавил Иннокентий КУЛЬЧИЦКИЙ. Он приложил немало усилий к тому, чтобы каменные работы к 1731 году
были в основном закончены. Придельную церковь во имя Иоанна Воина, расположенную под колокольней, 22 июля 1729 года святитель
Иннокентий освящал сам.
Во времена второго епископа -- Иннокентия Неруновича и третьего вышеупомянутого -- Софрония рядом с Богоявленским собором был
построен Архиерейский дом (первоначально деревянный, потом каменный), где располагались жилые покои и административные помещения
иркутского архиерея, сюда была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии, позднее было построено
здание для духовного училища, обучающего священнослужителей. Здесь появилась богатая библиотека периодической православной
литературы, и любой иркутянин мог взять любое издание на дом. Таким образом, Богоявленский собор на протяжении XVIII-XIX веков был
средоточием духовной жизни Иркутского края. В конце XIX века недалеко от него был построен новый храм -- во имя Казанской Божией
Матери (освящен в 1894 г.,), которому переданы были функции кафедрального Богоявленского собора.
В Богоявленском храме покоились мощи святителя Софрония, в миру Стефана Кристалевского (25.12.1704 -- 30.03.1771), был третьим
епископом иркутским. Родом он из-под Чернигова, он правил Иркутской епархией 17 лет, проявив себя прекрасным организатором и очень
деятельным епископом. Очень ярко это демонстрирует тот факт, что несмотря на сложное положение внутри епархии и неблагоприятные
времена для монастырей, когда у них в 1764 году были отобраны земли и крепостные крестьяне, при Софронии монастыри расцвели и не
чувствовали материальной нужды. При нем только в одном Иркутске было выстроено шесть каменных церквей.
С Богоявленским соборм связана судьба Прокопия Васильевича ГРОМОВА (07.07.1801 -- 31.08.1880), человека редких душевных качеств,
талантливого и трудолюбивого исследователя православной истории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Изучив огромное количество
архивных документов, он написал первое полное жизнеописание святителя Иннокентия, опубликовав в 1868 г. книгу "Начало христианства в
Иркутске".
Будучи сыном иркутского священника, Прокопий Громов учится в Иркутской духовной семинарии, а потом в Московской академии, закончив
курс со степенью кандидата богословия. С 1822 г. по 1833 г. был преподавателем церковной истории в Иркутской духовной семинарии и
священником в Благовещенской, потом в Воскресенской (Тихвинской) церквях. 31 августа 1833 г. определен настоятелем в Камчатский
Петропавловский собор, где прослужил 14 лет. В Иркутск вернулся 18 марта 1847 года, служил в Спасской церкви, а с 6 декабря 1862 г. по
день своей кончины был настоятелем кафедрального Богоявленского собора. Указом Сената от 23 октября 1862 г. согласно представлению
иркутского архиепископа Парфения его утверждили редактором "Иркутских епархиальных ведомостей", и Прокопий Громов исполнял эту
обязанность по 1 января 1891 года. В них он опубликовал множество своих статей по истории Иркутской епархии и о старине города.
Награжден был двумя золотыми наперсными крестами и несколькими орденами. Похоронен был в ограде Богоявленского собора.
После революции комиссия по охране памятников разрешила использовать Богоявленский собор для размещения хлебозавода. Это было
очень тяжелое время для памятника архитектуры. Приспосабливая Богоявленский храм к промышленным нуждам, администрация хлебозавода
многое перестроила здесь. В Богоявленском соборе установили печи, в которых выпекались кондитерские изделия. Одно время в четверике,
разделенном на несколько этажей, было общежитие.
В 1960 г. Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения. В 1968 г. хлебозавод был выселен из
здания, что дало возможность начать восстановление Богоявленского храма. Главным автором проекта и руководителем реставрационных
работ Богоявленского храма была назначена Г.Г. Оранская. Реставрация велась 18 лет. Иркутяне разных профессий участвовали в
восстановлении из руин замечательного памятника архитектуры. Среди них особенно хочется выделить каменщика О.П. Кикаса, через чьи
руки прошли тысячи специально приготовленных кирпичей, каждый из которых был положен мастером в предназначенное место и помог
воссоздать архитектурную красоту Богоявленского храма, а также бывшего преподавателя керамического отделения Иркутского училища
искусств А.Н. Штанько, который своим подвижническим трудом восстановил сложную технологию изготовления поливных изразцов и
изготовил их в достаточном количестве для украшения Богоявленского собора.
Реставрация Богоявленского собора была закончена в 1985 году, и собор был передан Иркутскому областному художественному музею,
который развернул там экспозицию отдела Сибирского искусства. Кроме произведений искусства сибирских художников, в
Богоявленском соборе демонстрировались выставки из фондов Художественного музея, мастерских художников, а также привозные выставки
(как, например, выставка икон из Исторического музея г. Москвы). В отделе Сибирского искусства несколько лет работал лекторий Общества
возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки.
В 1994 г. при иркутском епископе Хризостоме Богоявленский собор был передан Иркутской епархии. Вскоре там, в бывшем Петропавловском
приделе, был сооружен временный иконостас и начались богослужения. В настоящее время при неустанной заботе владыки Вадима идет
подготовка в освящению главного Богоявленского храма. Иконописцы С.Н. Фролов, М.Б. Лутаенко Е.А. Алешина, И.И. Горбунова расписали
стены алтаря, трапезной и работают над иконостасными иконами. Уже сооружено тело иконостаса (столяр А. Арзамасов) и создается его резной
убор (скульптор-модельщик А. Пермяков, позолотчик А. Карпов). В здании Богоявленского храма строительной бригадой под руководством
А.И. Фенина произведен ремонт: переделана система отопления, на внешние стены нанесен орнамент в соответствии со старинными
росписями, крыша перекрыта медными листами.
На праздник светлой Пасхи 1995 г. после семидесятилетнего забвения духовный светильник в центре
Иркутска возродился: епископом
Вадимом был освящен Богоявленский собор. Это значительное событие, совершенное во славу Божию, ознаменовало новый этап развития в
духовной жизни города и области. Пришло время созидать храмы.
Автор: Тамара КРЮЧКОВА, сотрудник этнографического музея "Тальцы"
Источник: http://www.vsp.ru/23657/29-11-1.HTM
Фото с сайта: http://kassiopeya2004.narod.ru/photoalbum2.html
Место на карте