Красноярск включён в список исторических населённых мест по Российской
Федерации. Основанием для такого решения явилось то, что сравнительно хоро-
шо сохранился центр старого Красноярска и историческая застройка конца XIX начала XX века, памятники археологии. В целом в городе насчитывается около 300 памятников истории и культуры.
Архитектурный облик сегодняшнего Красноярска стал создаваться с 30-х годов XIX века после «высочайше утверждённого» в 1828 г. генерального плана развития города. Согласно плану, на берегу Енисея должен был построен новый город с рациональной, простой и понятной планировкой. Способствовало этому то об-
стоятельство, что город фактически возводился заново: на пепелище после пожара 1773 г. осталось 30 зданий из 400. Норвежский астроном, проезжавший здесь в 1829 году, писал: «План переустройства Красноярска - с широкими улицами, общественными учреждениями, садами… это будет самый красивый город Сибири».
Улицы Красноярска возводились прямыми, ориентированными по сторонам света. Главные улицы шли параллельно Енисею. Стилевому единству застройки города пер-
вой половины XIX в. способствовало широкое распространение в этот период «образцовых» в духе классицизма проектов жилых домов и общественных зданий, разработанных губернскими архитекторами П.Ф.Воцким, П.А.Шаровым,
Д.А.Маковецким.
В переработанном виде эти образцы надолго определили общий архитектурный облик города и его ансамблей (сохранились в старой части города от Стрелки на запад до ул.Сурикова).
В начале XX в. архитектурный облик Красноярска украсили новые крупные
здания, отразившие на себе влияние модерна, эклектики и других течений. И связа-
но это было, прежде всего, с именами зодчих В.А.Соколовского и Л.А. Чернышева.
К лучшим работам Соколовского в Красноярске относятся: особняк В.Н.Гадаловой (1904), ныне художественный музей им. В.И.Сурикова (ул. К.Маркса, 36); дом на углу улиц К.Маркса и Сурикова (1910-1912), ныне музыкальная школа; римско-католический костёл (1911), ныне зал органной музыки (ул. Декабристов),
здание общественного собрания (1910-1913), ныне Дом офицеров.
Л.А.Чернышев - автор проектов купеческого клуба (1908-1910), затем гостиницы «Енисей» (пр. Мира, 71), особняка в стиле «ориенталь» с мавританскими элементами (ул. Кирова), здания краеведческого музея в египетском стиле
(начато в 1912, закончено в 1929).
Во второй половине XX в. большое значение имели: открытие в 1952 г. речного вокзала, одного из красивейших зданий города, удостоенногоеребряной медали на Международной выставке в Брюсселе (автор проекта архитектор А.М.Голубев); завершение строительства в 1961 г. коммунального моста через Енисей. Его длина 2300, ширина 23,4, высота 26 метром. Авторы проекта и руководители строительства А.И.Бахтин, дены Ленинской премией. (Мост стал визитной карточкой города, его изображение печатается на денежных знаках Российской Федерации); открытие в 1967 г. оригинального и красивейшего в Сибири центрального стадиона на о.Отдыха (архитектор В.В.Орехов, инженеры Ю.С.Ярославский, В.С.Симонов, А.И.Гришин,
Ю.А.Исаев и др.).
Украсили в этот период набережную Енисея, помимо речного вокзала и коммунального моста, вантовый мост, культурно-исторический и музейный центр, Большой концертный зал, Дворец пионеров, театр оперы и балета (архитекторы А.С.Демирханов, Э.М.Панов, В.В.Орехов, А.М.Голубев, Е.А.Зубковский).
Они стали удачными ансамблевыми решениями застройки города. К этому времени в основном сформировались ансамбли правобережной и левобережной предмостной площади, ансамбль Стрелки.
Архитектурная страничка Красноярска в конце XX - начале XXI в. заполняет-
ся возведением новых микрорайонов - Северный, Пашенный, Ветлужанка, Взлётка,
строительством зданий, которые по масштабам и архитектуре соответствуют уровню столицы края. Особенно интенсивно идёт застройка микрорайона Взлётка - будущего делового центра Красноярска.
Несомненно, основой этого центра станет возведённый «Сибагропромстроем» Международный выставочно-деловой центр «Сибирь». Открытие центра состоялось в марте 2006 г.
Источник текста и фото: http://krablog.ru Место на карте