• Авторизация


Сплав по реке Мана(Красноярская область) 22-04-2008 22:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x401]



Есть на свете много серьезных сплавных маршрутов N-й категории сложности, по далеким и красивым рекам, продолжительностью две, три недели. К поездке нужно готовиться заранее, когда еще сугробы лежат за окном, закупать кучу продуктов и других нужных вещей, к началу маршрута добираться сначала на поезде, потом пешком, и не один день. Это все прекрасно и замечательно, но… Вдруг - не повезло? Не дает нам начальство отпуска этим летом, не дает - и все, хоть ты тресни. Остаются только два выходных дня - суббота и воскресенье. А хочется отдохнуть, и не просто побывать на природе, а совершить путешествие, пусть маленький, но настоящий сплав. Побывать в тайге, искупаться в речке, порыбачить, полазить по скалам, посидеть у костра, покормить комаров, наконец. Как быть?

Наверно, в каждом городе эта проблема решается по-своему. Если вы живете в Красноярске, нельзя придумать ничего лучше сплава по Мане. Мана - настоящая таежная река, и не верится даже, что к началу сплава можно добраться из города за три часа, а от конечной точки сплава до города сорок минут пути. Но это Восточная Сибирь, а не Центральная Россия.

Что требуется для такого мини-сплава? Немного. Несомненно, резиновая лодка, палатка, рюкзак, коврик из ПВХ, спальный мешок, средство против комаров, немного еды и что-нибудь теплое (ближе к осени). Очень полезен маленький примус, поскольку не нужно будет разводить костер и за счет этого экономится много времени. Остальное - по настроению.
Маршрут в среднем течении Маны также очень красив и проходится за два выходных дня. Сплав начинается на станции Лукашевич, небольшой платформе на железнодорожной ветке Красноярск-Абакан (через станцию Саянская), и заканчивается в большом поселке Нарва.

У этого маршрута есть свои достоинства и недостатки. Главный недостаток заключается в том, что он опровергает известную истину: чем дальше в лес, тем больше дров. Точнее, чем дальше в лес, тем меньше людей. Путешествуя по Мане в среднем течении, убеждаешься, что это не так. Люди здесь встречаются чаще, чем в районе предыдущего маршрута. Это объясняется сравнительно плотной исторически сложившейся заселенностью Маны, близостью железной дороги и трассы, освоением верховьев реки лесозаготовителями. Пейзажи здесь, правда, тоже очень красивые, но ландшафт заметно отличается от низовья реки.

Заброска на маршрут начинается на железнодорожном вокзале Красноярска. В пятницу вечером мы садимся на поезд Красноярск-Абакан (через ст. Саянская; не перепутайте с поездом через Ачинск). Поезд отходит примерно в 19-40. Только не берите билет в общий вагон, благодаря дешевизне билета там подбирается довольно своеобразный контингент, да и вытянуть ноги невозможно - места сидячие. Выходить нужно на ст. Лукашевич, поезд прибывает туда примерно в 2-40 ночи. Пропустить станцию невозможно - перед ней поезд минут десять идет по пробитому в горах туннелю, затем параллельно Мане. Если ночь лунная, реку отлично видно, здесь она совсем узкая.

Поезд останавливается всего на полминуты, поэтому к высадке лучше подготовиться заранее, чтобы потом просто выбросить в темноту рюкзаки и выпрыгнуть самим. Никакого подобия перрона на станции, похоже, нет; во всяком случае, если вы едете в одном из крайних вагонов, придется прыгать с довольно большой высоты на гравийную насыпь и по ней скатываться в кусты. Освещения на станции тоже нет, фонарик просто необходим - карабкаться в полной темноте по насыпи и на ощупь искать рюкзаки, лодку и весла весьма грустно. Или романтично…

Теперь нужно найти уютное место для стоянки. Не ходите в ту сторону, откуда пришел поезд, там нет ничего подходящего. Несколько полянок располагается напротив станции либо немного впереди. На берегу можно поставить палатку, выспаться, позавтракать и собрать сплавсредство.

Часам к 4-м утра окружающий пейзаж начнет терять некоторую потустороннюю иллюзорность и после восхода солнца станет довольно дружелюбным. Правда, потеплеет только часам к 10 - 11. С рассветом можно отплывать. Некоторое время река течет параллельно железной дороге, затем сворачивает влево. Основное русло время от времени разбивается на протоки, выбирать нужно самые крупные. Маршрут абсолютно безопасен, если не спать в лодке, а следить за руслом реки. Здесь надо быть гораздо внимательнее, чем на маршруте от Берети, поскольку часто встречаются так называемые расчески - нависшие и частично погруженные в воду ветки и целые деревья. Попадание на резиновой лодке в расческу способно слегка изменить ваш график движения за счет незапланированного купания или ремонта лодки. На крутых поворотах русла возникают прижимы с сильным течением, их нужно "вычислять" заранее и отгребать к противоположному берегу. Попадание в прижим может обернуться проколом лодки острыми обломками многочисленных деревьев, принесенных течением.

На этом маршруте можно не спешить и часть времени потратить на обследование окрестностей и рыбалку. Через некоторое время горы разбегаются в стороны и река дробится на множество проток. Вторую половину первого дня сплава и часть второго река лишь изредка течет единым руслом. Какую бы протоку вы ни выбрали, и слева, и справа будут острова, малопригодные для стоянки. По пути встретится деревня Кожелак; наверно, от нее стоит держаться подальше.

В отличие от низовьев Маны, здесь есть рыба. Местные жители ловят хариусов и ленков исключительно на поплавочную удочку, но гораздо интереснее ловить спиннингом на блесну. Рыба-то хищная! Правда, сравнительно мелкая…

Место для ночлега нужно выбирать, начиная с 6 часов вечера. Утром вставать на рассвете совсем необязательно. Уже к середине дня появятся признаки цивилизации - дорога, отдыхающие на автомобилях, затем поселок и мост через Ману. Антистапель у правого берега. Автобус, идущий из села Орешное или прямо из Нарвы, останавливается возле моста. Проезд до Камарчаги дешев до неприличия - что-то около 50 центов. Если автобус идет до райцентра Шалинское, можно поехать и на нем, от Шалинского до Камарчаги всего полчаса. В Камарчаге садимся на электричку и через два часа возвращаемся в Красноярск.
Впрочем, Мана есть Мана, и букет положительных эмоций вам гарантирован.
Источник текста и фото: http://manatheriver.narod.ru/
Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
JecSa 22-04-2008-22:37 удалить
Сплав хорош для тех кто хочет активно отдохнуть не уезжая далеко от цивилизации.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сплав по реке Мана(Красноярская область) | Красноярский_край - Дневник Красноярский_край | Лента друзей Красноярский_край / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»