• Авторизация


Из истории Свято-Никольской кладбищенской Церкви г. Красноярска 29-03-2008 17:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[400x325]

Часто ли я задумываюсь, приходя в храм не только о себе, не только о своих каких-то нуждах, которые привели меня в церковь, будь то обедня за умерших родственников, личная болезнь или молебен в путь, но и об окружающих меня в храме людях.

Порой я вижу их грубыми и неприветливыми, или, наоборот, постоянно поучающими меня - "глупенького" как следует жить.

А разве знаю, например, какого цвета стены внутри храма и ли что за икона находится справа от входа? Некоторым из моих знакомых христиан все это было интересно, рассказывали они, что интересно рассматривать каждый уголочек, каждую иконочку, представляя, что вот перед ней молилось столько людей - тысяч и порой таких разных, и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) приложился к одной из этих икон, когда служил здесь в военные годы, а теперь мы... А когда, говорят они, впервые откроешь клиросный октоих начала века - дух захватывает от его патриархальности, от того, что он издавался еще в царствование императора Николая II, и видел тех, кто вместе с Патриархом Тихоном исповедовали в тюрьмах Христа -история всего православного народа внутри маленького храма - на этих страницах, и, конечно же, в сердцах тех, кто здесь служил и молился.

По рассказам самых пожилых работников Св. Никольского храма:

В 1909 году на кладбище г. Красноярска, где сейчас находится Св. Никольский храм железнодорожниками была сооружена за один день часовня. Первой похоронили на кладбище дочь одного из участников строительства. Вероятно личная скорбь о потере близкого человека, а, может, и обещание Богу подвигли его на благое строительство. Позже сами строители были погребены рядом с часовней, предположительно там, где сейчас находится притвор.

Документальное свидетельство:

"...на кладбище Николаевской слободы в 1909 году была сооружена часовня, входившая в приход Спасской железнодорожной церкви. Об этом свидетельствует надпись на небольшой мемориальной доске, укрепленной на стенке бывшей часовни. В 20-е годы она была закрыта. В 1943 г. снова стала действующей. Тогда был установлен алтарь и расширено ее помещение. Сейчас это Никольская церковь, имеющая самостоятельный приход".(А. Ажар "Православные церкви Красноярска", журнал "Енисей" .?2 за 1990г.)

Интересен и сам факт открытия в военные годы Никольской часовни-церкви. Все церкви в городе Красноярске на тот момент были закрыты, закрыта была и часовня на Никольском кладбище, благо ее почти не повредили по сравнению с другими церквями, только купол был пробит. То, что сейчас нам видится сильнейшим кощунством, в то время казалось величайшим благом - осталась надежда у верующих, что когда-нибудь часовенка станет вновь действующей, так как ее здание не уничтожено совсем.

И надежда эта не угасала, проявляясь в многочисленных обращениях прихожан к местным властям с требованием открыть часовню и достать хоть какие-то средства для совершения Богослужений.

Так в 1942 году одна из сторожил, позже староста Никольской церкви Зоя Федоровна Евдокимова рассказывала: "...В 1942 году не было свечей. Я пошла просить в Троицкий Собор. Там не дали. Не могла сдержать слез, спряталась за сторожку, где туалет, чтоб никто не видел, что плачу. Плача помолилась Свт. Николаю. Только вышла из этого места, встретила матушку, которая в то время жила при Троицком храме, и она дала мне 4 пачки свечей. С них и начали служить".

Но служили только, вероятно, панихиды и молебны, - так вот похозяйничала Советская власть, что к началу 1943 года во всей Восточной Сибири от Красноярска до Тихого океана действовала одна-единственная крошечная часовня в Николаевке, а Литургия не совершалась ни в одном храме.

1943 год... Война, голод, разруха, угроза завоевания фашистской Германией России очевидна.

Преподобный Феодосии Печерский в Поучении о казнях Божиих" пишет: "Страна согрешает, Бог наказывает ее смертию, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и др. различными казнями, чтобы мы покаявшись, жили так, как Бог вешает нам." А если не каемся, то что? Пожалуй, еще большие наказания, страшнее первых. Фашизм, пожалуй, явился бы еще большим наказанием для русского народа, чем большевизм, так как кроме насилия он нес еще некую свою антихристианскую религию со своей языческой свастикой.

1943 год стал переломным для нашей страны, именно в духовном смысле, - пришло в какой-то степени самоотрезвение народа и покаяние, все последующие события -наступление и окончательная победа в войне. Поместный Собор, 8 сентября 1943 года вновь установивший Патриаршество, открытие церквей и духовных школ - это уже следствия этого перелома.

Осенью 1942 года епископ Лука (Войно-Ясенецкий), вопрос о канонизации ко- торого сейчас решается, был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Начинал свое служение в Красноярске Владыка с единственным в городе священником - протоиереем Алексием Захаровым. Этот священник был настояте- лем церкви Свт.Николая Чудотворца в Николаевской слободе (ныне место выше ул. Копылова по ул. Л. Кецховели).

Весной 22 мая 1937 года, в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар град, эта церковь была закрыта и священник о. Алексий не имел возможности служить. О. Алексий передал на хранение монахиням, которые жили по Школьному переулку около Железнодорожного вокзала антиминс и евангельский крест, хранимые ими как величайшие святыни до самого открытия Никольской кладбищенской часовни как церкви. Иконы тоже были перевезены на кладбищенскую часовню, часть их там сохранилась и до сего дня.

После усиленных хлопот Святитель Лука добился открытия часовни как церкви, и 28 февраля 1943 года была совершена первая Литургия. Об этом имеется свидетельство о. Николая Климовского, сохранились выдержки из его дневника:

"1943 год.

Январь 1. Вечером, часов в шесть, неожиданно пришел профессор Лука с предложением сходить в Николаевку к Захарову и узнать: в каком положении находится дело об открытии там в часовне храма. К его предложению я отнесся несколько отрицательно и сказал: "Постараюсь при случае узнать".

Февраль ( 28-возможно). Переменно, ветер ЮЗ, температура -17, бар. 29,5. Местами притаи-вало. В комнате +12. Воды не дают. Я ходил в Николаевку: была обедница и молебен о даровании победы над врагом. Был Лука. 1. Вечером был в Николаевке. Часовня на кладбище открыта для богослужения. 28/2 была совершена первая литургия, в родительную субботу. Вчера предполагалась тоже литургия, но архиепископ Лука, за неимением архиерейского облачения, вина кагора и просфор с печатями, служить не стал, а была отслужена обедня и молебен о даровании победы над врагом. Архиепископ Лука произнес проповедь: поздравил с Великим праздником, т. е. с открытием богослужения, и закончил поучением о "страшном суде", ибо была неделя мясопустная . О. Захаров прочитал послание митрополита Сергия с приглашением о пожертвованиях на танковую колонну "Димитрия Донского" ' 30. Канун 1-го мая. Хотелось бы кое-что внести для памяти. Прежде всего, о кануне Пасхи. Я решил побывать на Пасхальной Заутрени. С этой целью вечером, часов в семь, я направился в Николаевку. Богомольцев было порядочно в храме, пошел на клирос с трудом.

Предполагалось служить заутреню на открытом воздухе, но за отсутствием фонарей - служить в темноте сочли неудобным, а потому богослужение совершалось в храме. Было очень тесно и шумно. Пели любители на двух клиросах, мужской хор и женский. Пение было простое и не особенно стройное. Служил епископ Лука (профессор Войно-Ясенецкий, хирург) в сослужении о. о. Захарова и Попова. После прочтения слова Иоанна Златоустого, епископ пригласил верующих к пожертвованию в пользу пострадавших от оккупации немцев. Возвратился я домой в шесть часов утра.

Апрель (25, вторник-возможно). Ясно, тихо, день хороший, кн. в Благовещения, температура -5. Бар. 29,8. Пасхальную утреню слушал в храме. Хотели служить в ограде, но погода несколько изменилась и служили в храме. Служил еп. Лука (профессор) и два священника.

Май (22, понедельник-возможно). Ясно, ветер ЮЗ, температура +4 до 18. Бар. 29,10 и 29,12. Вечером брызгал дождик. Ходил в Николаевку в храм; служил епископ Лука и говорил поучение о распределении церковных сумм и о воровстве их членами церковного совета.

Октябрь (14, суббота - возможно). Переменно, холодный В и ЮЗ ветер, температура -3. Бар. 29,11. Вечером сыпал снег сплошным покровом. Ходил в Николаевку к литургии, служил епископ Лука. Я ходил в шапке, шарфе и рукавицах.

' Надо сказать, что жертвовали прихожане щедро, сначала было собрано и отправлно 50.000 рублей, а еще позже 100.000 рублей, о чем и опубликовано в газете "Красноярский рабочий" в ?123 от 24 июня 1944 года, там же и слова благодарности И. Сталина от лица Красной Армии.

Ноябрь (14, вторник - возможно). Переменно, ветер ЮЗ, температура от-12 до 18. Бар.30,7. Отнес епископу Луке журнал Московской Патриархии."

Как видно из дневниковых записок и по свидетельству очевидцев Владыка редко служил в Николаевке. Это понятно, ведь он много работал в госпитале, по 8-9 часов в сутки и делал по 4-5 операций ежедневно, одновременно оформляя свои научные результаты в подробные "Очерки гнойной хирургии" - ценнейший труд, до сих пор являющийся основным учебным пособием для студентов институтов.

Рассказывали и такой случай. Однажды, во время проповеди в храме к церковным дверям с грохотом подлетел мотоцикл, и солдат-вестовой полез через толпу с пакетом к Луке. Бабы на него, конечно, зашикали, заругались. Пакет же с печатями пошел по рукам и дошел до проповедника. Епископ прервал свое слово, открыл пакет, прочитал, что там было написано, и сказал: "Православные христиане! По законам нашей церкви пастырь не должен покидать во время службы и проповеди свое место. Но вот получил я письмо, где сказано, что солдат раб Божий такой-то умирает в госпитале и нуждается в моей епископской и врачебной помощи. Да простит меня Бог, и вы простите, христиане православные, но должен я поторопиться к этому раненому". Сошел Лука с амвона, сел в мотоциклетную коляску и умчался. А верующие прихожане решают его ждать. Ждали его всю ночь. А под утро он приехал уже на машине, взошел на амвон и возгласил: "Благодарение Богу, раненый не поле брани солдат раб Божий такой-то спасен". Что тут началось! Люди падали на колени, кто "многие лета" кричит, кто молится. Ну и он благодарственный молебен отслужил. Случай этот по всему городу скоро разнесся, и на фронт из Красноярска пошло много посылок с подарками и теплыми вещами для наших бойцов.

За год Владыка служил Всенощную только два раза в большие праздники и вечерние службы Страстной седмицы, а перед обычными воскресными службами вычитывал Всенощную дома, в госпитале.

Слобода Николаевка находилась в те годы в предместье Красноярска, из города до нее 5-7 км, осенью и зимой дорога трудна и опасна, так как в Николаевке было много грабителей. Несмотря на это богомольцев приходило много.

8 сентября 1943 года в Москве состоялся Поместный Собор, на котором Патриарший местоблюститель митрополит Сергий был избран Патриархом. На этом же Соборе Красноярского архиерея избрали постоянным членом Священного Синода, через год он переведен на тамбовскую кафедру. Так закончилось служение святителя в маленькой Никольской церкви.

Вскоре были открыты другие храмы города: Покровская и Троицкая церкви.

Иконостас из Никольской часовни передали в Покровскую, и месяца три Никольская часовня не действовала, но потом по многочисленным просьбам верующих церковь была вновь открыта, освящена и с декабря 1944 года уже не закрывалась.

Настоятелем церкви в то время был протоиерей Петр Ушаков, назначенный еще епископом Лукой в сослужении со священником Николаем Поповым.

С 1947 года по 1964 год в Св. Никольском кладбищенском храме служил протоиерей Владимир Плотников - выходец из крестьян, в молодости закончил духовную семинарию. С 1937 года был в заключении 10 лет на строительстве Беломорканала за антисоветскую пропаганду. Находился в переписке с епископом Иоанникием, который также находился с ним в заключении с 1937 года. Эти письма хранились у бывшего кассира Никольской церкви Натальи Васильевны Романовой. Сейчас где они-неизвест- но. о. Владимир имел 7 детей. Умер 6 января 1969 года, похоронен в г. Томске.

По рассказам старосты Зои Федоровны Евдокимовой: "труженик был большой, сам составлял план, нанимал плотников". В 1948 году трудами о. Владимира часовня была расширена,-был прирублен алтарь, через год в 1949 году пристроили притвор (место, где сейчас находится распятие, проходят панихиды, и расположена касса). Раньше касса имела неприглядный вид, принимали только записки, одно время даже не было свечей, уже позже в 90-х годах, с возрождением Православия в нашей стране стали продавать иконы и книги.

В 1950 году пристроили конторку, в 1952 году построили сарай. В 1955-56 г.г. обшили тесом церковь снаружи и внутри. Работницы храма вспоминают: "Сами по досточке выбирали тес из горбылей на складе, чтобы получше взять, поровней".

Там, где сейчас крестилка, сбоку к часовне, еще раньше была пристроена маленькая кладбищенская сторожка. В то время, когда строилась часовня, учет и регистрация рождаемости и смертности были в церковном ведении. То, чем сейчас занимаются наши современные загсы, проводили специальные органы при кладбищенских храмах. Это было удобно и разумно устроено. О том, что и при Никольской часовне такой орган существовал, так называемой - Комитет, /свидетельствует' следующая вы места материалов об отводе места для кладбища в Николаевской слободе из государственный архив по церкви ЛИСТ ? 52 ... "Комитет по устройству Церкви в Николаевской слободе пишет в Управу в 1912 году, что Попечительство при Спасской железнодорожной церкви предлагает строительному комитету по постройке храма в Николаевской слободе принять на свое содержание кладбище на условиях уплаты долга в Красноярское городское управление, числящегося за Попечительством, в сумме 180 руб ввиду крайнего неудобства жителям Николаевской слободы получать разрешительные записки для могил у Попечительства, которое находится в железнодорожных мастерских. Вследствие чего комитет постановил принять кладбище от Попечительства Спасской церкви.

ЛИСТ ? 56-57 Управа дала согласие передать кладбище Комитету и эта передача состоялась 17 декабря 1912 года. В передаточном акте говорится: Попечительство передало комитету означенное выше кладбище со всеми возведенными на нем строениями и всем находящимся там имуществом вообще и, в частности, медною доскою находящейся в часовне на кладбище с указанным на этой доске временем постройки часовни и основания этого кладбища... Передаточный акт сделан в моем присутствии, в моем доме на Воскресенской улице, нотариус Николай Александрович Ставровский." (ГАКК.Фонд. 161 опись 1, дело 699).

Позже, при .советской власти, когда церковь стала по закону отделенной от государства* 3?ft система разрушилась - учетом и регистрацией рождаемости и смертности стали заниматься советские загсы, и то, что кладбищенская сторожка так и осталась на территории церкви было очень неудобно. Житейские проблемы, связанные с ритуальными услугами, к которым церковь стала по закону не иметь никакого отношения, решались в церковной ограде, это, вообще м-то, противоречило церковным канонам и мешало молитве во время богослужений. В 1950 году о. Владимир обратился с просьбой к председателю горисполкома гражданину Черемушкину построить для кладбища сторожку отдельно. Разрешение было получено, кладбищенскую сторожку построили отдельно в том же 1950 году там, где она находится и по сей день - у входа в кладбищенскую ограду. И по сей день ее деятельность не имеет никакого отношения к церкви. Поэтому по вопросам захоронения и ритуальных услуг в храмы обращаться не стоит, этим они не занимаются. В храмах отпевают души усопших христиан и молятся за них.

Интересен и такой факт. На Никольском кладбище имеется два захоронения священнослужителей. Одна из могил находится недалеко от алтаря справа. Здесь похоронен протоиерей Александр Тугаринов (14.X.1894 г.-22.VII.1987 г.), прослуживший в Николаевке 7,5 лет.

Другая... , сейчас не сохранилось в живых свидетелей, и нет тех, кто бы мог показать точно ее место, но то, что останки священника были захоронены достаточно достоверно. Об этом рассказывали протоиерей Леонид Брыксин (ныне игумен Лаврентий cb..[ Благовещенского храма г. Красноярска) и староста Зоя Федоровна Евдокимова следующую историю:

После закрытия Св. Никольской Церкви в Николаевской слободе, не той, что на кладбище, а другой, на месте бывшего базара (ныне место выше ул. Копылова по ул. Ладо Кецховели), о которой писалось ниже, внутри ее здания образовали мужское общежитие. Хотели сделать перекрытие для палатей, стали бить стены, где раньше находились хоры и образовали трещину. Позже, когда верующие ходатайствовали об открытии там прежнего храма, советские власти, не желая открытия церкви, ссылались на эту трещину и давали отказ. Одна из прихожанок храма Мария Михайловна отговаривала верующих ходатайствовать об открытии там храма, ссылаясь якобы на снившейся ей сон: "Над храмом слышу я ангельское пение, и вроде кто-то появляется, не вижу кто, но слышу женский голос: "Храм закрылся этот навсегда"". Верен сон или нет, но позже храм совсем разрушили. В 1957-58 г.г. на месте разрушенного храма началось строительство больницы. Строители разрыли канаву для проведения водопровода и канализации. Одной из благочестивых прихожанок Св. Никольского храма Пелагии Егоровне приснился сон, что нужно в этой канаве найти останки человека и закопать. Пелагия Егоровна пошла с этой просьбой к благочинному, но вероятно рассказ ее был малоубедителен, благочинный никак не среагировал на ее просьбу. Ей второй раз приснился сон, тогда она, не зная как себя успокоить, пошла сама к канаве и недолго находясь там, нашла останки черепа с бородой, руки и кусочки парчи, уже истлевшие со временем. Быть может, это принадлежало основателю храма, потому что место обретения останков, по рассказу Пелагии Егоровны, соответствовало месту, где раньше находился церковный алтарь. Теперь уже по повелению самого благочинного останки были перенесены на Никольское кладбище и там захоронены по христианскому обычаю, был сделан гроб и могильный крест. Позже о. Леонид Брыксин (ныне игумен Лаврентий Св. Благовещенского женского монастыря г. Красноярска) рассказывал: "Раз, прогуливаясь по кладбищу, я задумался. Неужели о. Александр Тугаринов, которого я хорошо знал и перед смертью последний раз исповедовал, единственный, похороненный на кладбище священник? Этот вопрос меня беспокоил так, что я долго не мог заснуть в этот вечер. И вот вижу во сне, что продолжаю гулять по кладбищу и останавливаюсь у одной могилы. Из нее выходят седовласый мужчина в священническом облачении, держит в руках два букета цветов, с ним жена и две девушки. Он представился мне протоиереем Проклом. "А это, -говорит, - моя матушка и дочки.", показывает на женщин и протягивает один из букетов, просит помолиться. Тут я и проснулся. С тех пор всегда поминаю протоиерея Прокла со сродниками в своих молитвах". Сейчас его поминают и церкви. Может это и был тот человек, останки которого нашла Пелагия Егоровна, тем более, что во сне о. Леонид запомнил, что место, где он гулял находилось в той же стороне, где предположительно происходило погребение. Но где точно это место сейчас неизвестно,

Позже вместе с о. Владимиром Плотниковым служил в Никольском кладбищен- ском храме иерей Александр Преображенский. Тоже был в заключении 10 лет и вероятно там подорвал свое здоровье, потому что, когда жил в Красноярске был очень болезненный и худой. Семья отказалась от него, может быть и это печальное известие сыграло свою роль. В 1962 году он был переведен в г. Минусинск.

Осенью 1962 г. штат Никольского храма пополнился с приездом замечательного священника - протоиерея Александра Тугаринова, служившего до этого в Новосибирском Соборе при архиепископе Несторе. Но по состоянию здоровья - у него сильно болели ноги, что порой он даже не мог ходить, о. Александр был переведен в Красноярск, в Николаевку. В Красноярске в мединституте у него учился сын. Частые встречи с сыном и постоянный уход матушки Елены - супруги о. Александра - приносили утешение и облегчение. Но более - возможность самостоятельно служить. Рассказывали, что по приезде в Красноярск, он самостоятельно вышел из поезда и прослужил в Никольском кладбищенском храме еще 7,5 лет. Прихожане о. Александра любили. Образованность и интелегентность сочетались в нем с простотой, душевной теплотой и в то же время с духовной строгостью. Дом его всегда был открыт, и у него дома часто собирались верующие. Матушка была очень гостеприимной хозяйкой, по выходным очень вкусные стряпала торты. Очень любил верующий народ -ёре- проповеди. Такой'дар дал ему Господь, что порой вся церковь плакала, когда он заканчивал говорить. Клавдия Ивановна Дорогибидова, проработавшая 30 лет сторожилой в Никольской церкви, вспоминает: "О. Александр говорил, когда его спрашивали как он стал священником: "Господь меня на крючечек поймал". Еще он часто повторял, что должно каждому трудиться на своем месте, где он поставлен, и рассказал раз такой случай. Приходила к нему исповедоваться женщина, по-видимому актриса. Была у нее такая роль, что нужно было в ярости крест бросать, и не могла она никак от этой роли отказаться. И вот днем она в театре, а ночами плакала, каялась и молила Господа: "Не отрекаюсь я от Тебя, Господи, не мое это !" Очень радовался искренней ее вере о. Александр и утешал, чтобы она продолжала далее нести свой такой крест.

При о. Александре поставили иконостас, который был привезен с Никольского придела Покровского собора, после его закрытия. Писала этот иконостас монахиня. Одна из монахинь писала и храмовую икону Свт. Николая Чудотворца, что сейчас находится справа от царских врат. Из Покровского Собора привезли и другие иконы, более мелкие и две большие - Св. Троицы и Казанской Божией Матери, ранее находившиеся в Николаевке, они сейчас закрывают соответственно правый и левый клиросы. Икону Казанской Божией Матери пожертвовали прихожанки Евгения и мать ее Мария (фамилии неизвестны). А вот икону Св. Троицы очень почитают и считают ее чудотворной. Вот какова ее история. Эта икона была заказана в Киеве одним из известных купцов (фамилию точно не удалось узнать ) для храма в п. Емельянове. В 1887-1888 г.г. е привезли из Киева в повозке, запряженной лошадьми. Икона была в искусно сделанной из серебра и позолоты ризе, украшенной каменьями В 1909 году эту икону из храма украли, ризу сняли. Саму икону позже нашли на свалке, закопанную в куче мусора (ныне район бывшего завода телевизоров). На этом месте в память такого значительного события выстроили часовню (после 30-х г.г. ее остатки полностью уничтожены). Новообретенную икону Св. Троицы вернули на прежнее место в Св -i Троицкий храм п. Емельянове. Позже в Емельяновском храме случился большой пожар, все внутри сгорело. Когда стали разбирать мусор и остатки, нашли икону Св. Троицы невредимой. Поднимали с молебном при большом стечении молящихся. В годы гонений при Советской власти эту икону скрывали монахини, живущие в п. Емельянове. Одна из них подреставрировала икону, обветшавшую со временем, а в 1945 году ее передали в Св. Никольскую кладбищенскую церковь, и вот в таком виде икона сохранилась и до наших дней

В марте 1969 года о. Александр Тугаринов ушел на покой по состоянию здоровья, служить он уже не мог, ноги отказывали. До самой смерти дом его был полон посетителей. Преставился батюшка 22.07.87 г. В годы гонений супруги Тугариновы V преодолели тяжкий путь изгнания - Англия, Франция, Югославия... Но так видно Богу угодно, что именно в Красноярске завершился земной путь о. Александра. Могилка его недалеко от алтаря, справа. Каждый год здесь совершаются панихидки, прихожане не забывают и м. Елену - верную его спутницу, помнят и помогают ей.

Рядом с могилой о. Александра находится еще одна могила, огороженная белой оградкой. На кресте надпись: "Коваль Анна Петровна. 28.VI.1911-16.VI.1969". Женщина, похороненная здесь, была единственным помощником батюшке в военные и послевоенные годы. Жила она в храме.

После того, как о. Александр Тугаринов ушел на покой в марте 1969 года настоятелем Св. Никольского храма назначен иеромонах Роман (Жеребцов), прослуживший 3 года. С ним в разное время служили диаконы Евгений и Вячеслав.

При о. Романе поднят амвон, пристроена пономарка, выкопаны погреба и проведены трубы для отапливания помещения церкви, о. Роман был дружен с о. Андреем Бурдиным, служившим в Троицкой церкви.

Этот священник раз остался ночевать в храме и за ночь написал в коридоре церкви на стене не икону "Ведение Христа на распятие", она сохранилась доныне, особенно для новокрещаемых она запоминаема, так как при выходе из крестилки невольно обращаешь на неесвой взор.

В 1972 году стал "служить иерей Вячеслав Попов, пробывший настоятелем со-всем немного - 1 год о месяцев. При нем иконостас отделан фольгой и окончательно проведено отопление. Батюшка сам писал иконы, и вот с одной из них произошла следующая интересная история, которая описана в статье Л. Курохтиной "Возвращение Чудотворца" в "Красноярском рабочем" от 30.04.93 г.:

"Девятнадцать лет назад отцом Вячеславом, священником Свято-Никольского храма, что в Красноярске, была написана поясная икона Святителя Николая. Сам батюшка определил и место для иконы - на козырьке уличного притвора храма. Написанная в сочных красно-зелено-желтых тонах, икона и впрямь была замечательна. Но недолго святитель Николай радовал сердца верующих. Вскоре икона исчезла, к великому огорчению верующих. Проходит девятнадцать лет, и давняя та история вдруг получает продолжение. Перед майским, так называемым летним Николой, в Троицкий храм, что на Покровской горе, неизвестный приносит икону. Ясно, в простых словах и без утайки рассказывает он двум женщинам, служащим в храме, нехитрую повесть о том, как икона Св. Николая оказалась у него. Девятнадцать лет назад у него умерла мама. Отпевать усопшую привезли в Никольский храм, тогда-то он и приметил на входе в церковь висящую икону. Прийти ночью и снять ее с невысокого карниза риска особого не составило. "Вернуть самому икону в Никольский храм мне стыдно", - признался этот человек, не назвавший своего имени. И на прощание попросил своих собеседниц отвезти икону в родной храм. Приехал Святитель Николай в родной храм ветреным вечером - скромно, на троллейбусе, в сопровождении одного лишь человека. А в воскресенье, после Божественной Литургии с проповедью к молящимся обратился отец Леонид (Брыксин). С тихой радостью и слезами умиления восприняли верующие рассказ о чудесной иконе своего храмового покровителя. -Я надеюсь, - сказал батюшка, -что человек, вернувший икону, придет и в наш храм. И покается он, и прочтет над ним священник слова разрешительной молитвы. И Православная церковь обретет в его лице верного своего сына."

Из архиереев чаще всех служил в Никольском храме, пожалуй, Гедеон (Докукин), ныне митрополит Ставропольский и Владикавказский.

А в настоящее время ежегодно посещает Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский.

В 1973 году настоятелем Св. Никольского храма назначен протоиерей Иоанн Романюк, служащий и до сего дня.

С о. Иоанном совместно служили различные батюшки. Дольше всех - о. Леонид (ныне игумен Лаврентий (Брыксин) Св. Благовещенского женского монастыря г. Красноярска) - 10 лет, прихожане очень любили у него исповедоваться. Сейчас у о. Лаврентия очень слабое здоровье, но иногда батюшка исповедует и служит в Св. Благовещенском храме г. Красноярска.

В настоящее время настоятелю Св. Никольского храма в исполнении треб, вопросах просвещения и ведения хозяйства помогают еще два священника - иерей Владимир Шалыгин, пришедший осенью 1993 года и иерей Виктор Теплицкий, рукоположенный 19, XII. 1994 г. в диаконы в самом Св. Никольском храме епископом Антонием (Черемисовым), а через год ставший священником.

В 1974 году вокруг церкви проложен асфальт, а в 1995 году начато строительство подсобного помещения на месте сараев, успешно завершившееся через 3 года и увенчавшееся возведением колокольни. Также проведено отопление и канализация. Решается вопрос об открытии в Св. Никольском храме детской воскресной школы.

Верю, что молитвами небесного покровителя храма - святителя Николая, усердием священства и прихожан благие дела будут завершены в скором времени и получат продолжение в сердцах и делах подрастающих православных христиан.

Святителю, отче Николае, моли Бога о нас!

Автор: Е А . Отесов
Источник: http://www.kee.krsk.ru/41.html
Фото с сайта: http://www.kkkm.ru/Krasnoyarsk_city_demo/XXI/Krasnoyarsk_XXI_13/XXI_13.htm
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
31-03-2008-21:31 удалить
Очень интересная статья.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Из истории Свято-Никольской кладбищенской Церкви г. Красноярска | Красноярский_край - Дневник Красноярский_край | Лента друзей Красноярский_край / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»