• Авторизация


Город Омск. Успенский кафедральный собор 08-05-2008 21:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[503x480]


Название: Успенский кафедральный собор в г. Омске. Приделы: во имя Николая Чудотворца, для увековечивания посещения города будущим императором, и Святой Равноапостольной Марии Магдалины в честь императрицы Марии Федоровны.
Архитектор: Эрнест Францевич Виррих (1860-после 1949).
Дата постройки: 1891 – 1898 гг. Собор был освящен 9 сентября 1898 года.
Строители: Руководил строительством К.А. Лешевич, а после его отъезда, с 14 октября 1897 года новый областной инженер А.С. Эйнарович.
Средства: Пожертвования, собранные на расширение Воскресенского собора, государственные средства, средства Святейшего Синода, личные пожертвования императора Николая II. В 1898 году Государственное Казначейство выделило 10000 рублей, императором было послано 5000 рублей, затем, им был передан для собора комплект высокоценной напрестольной утвари. Всего на сооружение и украшение храма было потрачено 125000 рублей.
Место: находился в центре города, в бывшей городской роще, между улицами Тарской, Александровской, Казнаковской (совр. ул. Тарской, Интернациональной, Ленина).

Описание: Имевшая сложное объемно-планировочное решение церковь сохранила традиционную композицию – алтарь, храм, трапезная, притвор с колокольней. Храм был пятиглавым, с характерным для России доминированием главной главы. Кирпичная, на высоком цокольном этаже, в форме «корабля», крестообразная в плане. Над храмом пятиглавие: шлемовидные купола на цилиндрических барабанах, прорезанных арочными окнами, над алтарем пятигранная конха, над трапезной двухскатная кровля. Фонарь над куполом восьмигранный с окнами, пилястрами на углах, такой же фонарь на колокольне, с пояском или перехватом вверху. Главы - на куполе, алтаре, приделе и колокольне, кресты восьмиконечные.
Декоративные элементы: Восхищает богатство художественных приемов в украшении храма. Насыщенность декоративного узорочья вторит образцам московского зодчества XVII века. Стены имеют руст в цокольной части здания, поле стены украшено нишами, поребриками, лопатками, сложные карнизы имеют несколько ярусов. Полуциркульные окна оформлены наличниками. На окнах I этажа металлические решетки. Величественность храма, полихромный колорит, красота декора производили огромное впечатление на видевших его людей.
Колокольня: трехъярусная, оконные проемыпрямоугольные, ярус звона восьмигранный с арочными проемами, завершены килевиднампокрытием. Высокий шатер имеет декорированные окошечки. Луковичная главка на тонкой цилиндрической шейке.
Интерьер: В интерьере храма были росписи, выполненные художником Емцовым.
Иконостас: Иконостас с иконами был сделан в мастерской екатеринбургского купца Александра Петровича Кожевникова.
Иконы: иконамы выполнены в мастерской екатеринбургского купца А.П. Кожевникова.
Почитаемый образ: икона святой и благоверной княгини Анны Кашинской с частицами мощей святой.
Приход: Первоначально к Успенскому собору был приписан Воскресенский храм, переданный в 1900 г. в военное ведомство. С 1902 года к сбору была приписана церковь во имя Павла Комельского Чудотворца на Шепелевском кладбище. Прихожан в 1900-м году было 3144 мужчины и 1775 женщин, инославных и иноверцев, проживающих на территории прихода, - 230 человек, раскольников - 4. В 1913-м году осталось 1063 прихожанина, это было связано с самостоятельностью с 1900 года Воскресенского собора и возведением новых храмов в ближайших форштадтах. На территории прихода проживало 318 человек других конфессий. За год в соборе было до 358 крещений, 25 браков и 413 погребений.
Священники: Первый настоятель собора - протоиерей Константин Логинович Недосеков. Замечательной личностью был ключарь собора Климент Филимонович Скальский - основатель и непременный советник Омского епархиального Братства, почетный член общества Хоругвеносцев, член Омского епархиального училищного совета. Отец Климент ярче всего проявил себя как исследователь и литератор: им были основаны Омские епархиальные ведомости, редактором которых он был в течение нескольких лет. К.С. Скальский является автором фундаментального труда «Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии» (1900 г.).
С 1895-1900 г. – Христофор Иоаннович Спасский (1868-?).
С 1911 г. благочинным и настоятелем был протоиерей Александр Иоаннович Соловьев (1870-1937), имел камилавку, наперсный крест и орден св. Анны 3 степени; ключарь и протоиерей кафедрального собора Вадим Ястребов (1911 г.). Феодор Булатов, с 14 июня 1911 г. - протоиерей Михаил Александрович Бирюков (1864-?), окончил Тобольскую духовную семинарию, имел камилавку, наперсный крест и орден св. Анны 3 степени; Сергий Авессаломов, Епифаний Замараев. С 12 июня 1912 г. - ключарь и протоиерей Дмитрий Павлович Александров, 52 лет, окончил Тобольскую духовную семинарию, имел камилавку, наперсный крест и ордена св. Анны 3 и 2 степени.
Протодьякон: с 1 июня 1913 г. - Николай Петрович Вартминский (1883-?).
Дьякон: Александр Громов. С 15 июля 1909 г. – Алексей Иванович Васильевский (1887-?). С 1 октября 1911 г. – Кергесар Виктор Александрович (1877-?), окончил Рижское духовное училище. (оба 1914 г.) С 5 января 1914 г. – Павел Прушинский из Новгородской епархии. С 24 июня 1912 г. – Иоанн Георгиевич Симонов (1883-?).
Иподиакон: Никифоров Иван Иванович, впоследствии епископ Иннокентий (1899-1937) 27 марта — иподиакон кафедрального собора в г. Омске. С 23 октября 1901 до 8 октября 1903 г. - диакон. 1904-1906 — клирик кафедрального собора в г. Омске. 1918 — окончил КазДА со степенью кандидата богословия; определен законоучителем женской гимназии; назначен настоятелем Богородице-Братской Церкви в г. Омске. 1925, 21 ноября — пострижен в мантию. 1925. 23 ноября — возведен в сан архимандрита. 1925, 30 ноября — хиротонисан во епископа Семипалатинского, викария Омской епархии; хиротонию совершали архиепископ Омский и Павлодарский Виктор (Богоявленский), епископ Петропавловский и Акмолинский Иоанн (Троянский). 1928, 22 августа — епископ Семипалатинский и Усть-Каменогорский. 1936, 18 марта — епископ Орловский. 1937, 14 февраля — арестован УНКВД СССР по Курской обл. по обвинению в "участии в контрреволюционной фашистской организации церковников". Место заключения: тюрьма г. Орла. 1937, 4 декабря — осужден тройкой при УНКВД СССР по Курской обл. Приговорен к расстрелу. Расстрелян в тот же день в г. Курске.
Псаломщик: с 22 июля 1913 г. – Константин Леонтьевич Чепелев (1876-?). С 5 сентября 1913 г. - Иоанн Александрович Беляевский (1884-?).
Пономарь: с 18 марта 1914 г. – Григорий Шушмаренко.
Церковно-приходская школа при соборе, открытая в сентябре 1897 г., помещалась в здании (с октября 1899 г.), выстроенном на средства Воскресенского собора. Закон Божий в ней бесплатно преподавал священник кафедрального собора Н.И. Кощеев, а церковному пению бесплатно обучал иподьякон Павел Князев.
С начала 1910-х годов в саду у собора существовали детские площадки, на которых собиралось до 200 человек детей с которыми занимались педагоги.
В 1913 году городской управой была возведена каменная сторожка при Кафедральном соборе.
За лето 1915 г. Степным обществом садоводства был распланирован новый сквер у Кафедрального собора. Сквер имел свободную планировку в духе стиля модерн.
При соборе с 1897 г. существовало общество Хоругвеносцев, возглавляемое старостой собора Степаном Семеновичем Волковым, одним из старейших купцов. Общество Хоругвеносцев пожертвовало собору несколько богатых хоругвей и средства для устройства церковно-приходской школы при храме.
Наиболее значительные события: 8 сентября 1905 г. в город, по приглашению Д.С. Волковой прибыл протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. В тот же день он отслужил литургию в Успенском храме, благословил омичей и произнес проповедь.
25 августа 1910 года собор посетил Председатель Совета министров П.А. Столыпин. Он был встречен кафедральным протоиереем Александром Голосовым иконой Спасителя. Первым, кого посетил П.А. Столыпин, был епископ Омский и Семипалатинский Гавриил.
Широко в Омске отмечался 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. 26 августа - в день Бородинского боя епископом Омским и Акмолинским Владимиром была совершена заупокойная литургия и панихида по императору Александру I, вождях и воинах, погибших в Отечественную войну в Успенском кафедральном соборе. Затем, епископом Владимиром и сослужащим ему омским духовенством на площади перед собором было совершено торжественное молебствие в присутствии представителей военной и гражданской администрации, войска и множества народа. По окончании молебна епископ окропил войска святой водой.
21 февраля 1913 г. во всех церквях Омска был отслужен молебен в честь 300-летия Дома Романовых, после которого были устроены крестные ходы в соборный храм. После богослужения состоялся церковный парад.
Собор может считаться памятником истории и потому что в нем служили замечательные иерархи Русской Православной Церкви. Так епископ Гавриил (Григорий Васильевич Голосов) являлся духовным писателем и проповедником. Его труды высоко ценились в русском обществе, о них хорошо отзывался Иоанн Кронштадтский. В 1909 г. епископ Гавриил был избран почетным членом Духовной Академии.
8 марта 1913 года состоялось назначение Епископа Тихвинского Андроника епископом Омским и Павлодарским. 5 апреля епископ Андроник прибыл в Омск, привнеся в жизнь епархии древние новгородские традиции. Новгородская паства отправила в молодую епархию копии чудотворных икон. 27 апреля Тихвинская кона Божией Матери, освященная у подлинной чудотворной иконы в Тихвине и присланная Тихвинским монастырем в благословение Омской епархии, была торжественно перенесена из Крестовой церкви в кафедральный собор. После крестного хода было совершено всенощное бдение. В воскресенье - 28 апреля Тихвинская икона Божией Матери в торжественном крестном ходе, возглавляемом самим архипастырем, при стечении множества богомольцев была перенесена в Братский храм, где была совершена Божественная литургия епископом Андроником. После литургии был отслужен архипастырский молебен Владычице. Братский храм не вмещал всех молящихся.
4 августа в Омске были торжественно встречены святые иконы Великомученицы Варвары и Преподобной Евфросинии Полоцкой, прибывшие из Новгорода. Эти иконы, освященные на мощах Святых и заключающие в себе их частицы, были сооружены по предложению епископа Андроника православными Новгорода и являлись даром омичам. Из привокзальной церкви во имя Святой Троицы иконы был перенесены крестным ходом, навстречу которому вышел крестный ход во главе с Владыкой Андроником при многочисленном духовенстве и общенародном пении. На Атаманской улице крестные ходы встретились, народное море слилось и ход стал многотысячной массой православного народа. Звонили колокола, возносились молитвенные гимны, люди радовались и испытывали религиозное волнение. С благословения Владыки Андроника, икона Преподобной Евфросинии была перенесена через сектантские поселки в Богородице-Михаило-Архангельский монастырь на реке Иртыш. А икона Великомученицы Варвары таким же крестным ходом перенесена по Тюкалинскому и Омскому уездам, через город Петропавловск в Николаевскую женскую пустынь около станции Петухово (15, 20 сентября).
В воскресенье, 20 октября омичи встречали присланную новгородцами святыню - икону Знамения Божией Матери. Из всех храмов Омска прибыли в Крестовую церковь крестные ходы. Крестный ход, во главе с Владыкой, направился навстречу святыне. Крестный ход с иконой, и, возглавляемый Владыкой, сошлись у Войсковой Никольской церкви. Икона была установлена в Крестовой церкви. Владыка пригласил участников хода "встретить грядущую святыню, яко необоримую стену, и умолять Пречистую Владычицу Богородицу, являющуюся нам в лике Своем, быть необоримою стеною и нашему граду" и призвал построить храм для иконы.
Непродолжительный, но плодотворный период служения Андроника на Омской земле закончился 30 июля 1914 года назначением его Епископом Пермским и Кунгурским. 12 апреля 1918 года он был возведен в сан архиепископа. А 3 июня 1918 последовал арест. По свидетельству участника расправы, в ночь с 6 на 7 июня архиепископ был живым закопан в землю.
Канонизация Московской Патриархией в ноябре 1998 года архиепископа Сильвестра (Ольшевского), как новомученика Российского, произведенная в Омске, заставляет нас внимательнее отнестись к его деятельности на Омской земле.
4 июня 1915 года епископ Челябинский Сильвестр был назначен епископом Омским и Павлодарским. 8 августа Преосвященный Сильвестр прибыл в Омск. Здесь он открыл законоучительное Братство и предпринял издание Сибирского Патерика. Огромную заботу Владыка проявлял о просвещении. По инициативе епископа Сильвестра Государем Императором был издан Указ о бесплатном обучении в духовно-учебных заведениях и церковных школах детей и сирот Георгиевских кавалеров. Вскоре был издан императорский указ об учреждении стипендии имени Преосвященного Сильвестра (1917 г.). В начале ноября 1915 года Владыка призвал духовенство пожертвовать золотые вещи, в том числе обручальные кольца, на нужды армии.
В Омске празднование открытия мощей святителя Иоанна Тобольского началось всенощным бдением с чтением его краткого жития во всех церквях 9 июня 1916 г. Затем, на площади у кафедрального собора было отслужено архиерейским чином всенощное бдение. 10 июня после литургии во всех храмах города, крестные ходы сошлись к кафедральному собору, где был отслужен всенародный молебен. В эти дни было роздано 10000 листков с житием святого Иоанна Максимовича. Проповедь была написана протоиереем собора Александром Соловьевым.
28 августа 1916 г. епископ Сильвестр учредил Епархиальный комитет по оказанию помощи беженцам. За первые четыре месяца 20 человек разместили в Знаменском Семипалатинском монастыре, 5 девочек-сирот в Михайловском женском монастыре, 18 беженцев - в Покровском мужском монастыре, около 200 человек - в зданиях Параскевиевской и соборной школ. В архиерейском доме поселили семью католиков и жену псаломщика Минской епархии с восьмью детьми. 1000 рублей было пожертвовано епархией для пособия беженцам. В 1915 году был открыт приют для детей раненых и увечных воинов, в котором работали послушницы монастыря.
Огромная работа под руководством епископа проводилась среди пленных воинов. В 1916 году к Православию было присоединено более 400 чехов, русинов и поляков. 29 января 1917 года Преосвященным Сильвестром в кафедральном соборе был торжественно совершен чин присоединения 41 пленного славянина к Православию.
В статье В.Г. Рыженко «Церковь и революция: «Омские епархиальные ведомости» - о мартовских событиях 1917 года» отражены события, связанные с Февральской революцией: «Омские епархиальные ведомости» сохранили, уникальные - свидетельства о празднествах - мартовских торжествах «гражданских свобод». В Омске они состоялись 10 марта 1917 г., как «народный праздник». После получения письменного приглашения участвовать в торжестве, Преосвященный Сильвестр предложил обсудить вопрос об участии духовенства в празднестве на собрании городского епархиального и военного духовенства. Принимая положительное решение, представители Омского духовенства исходили из своего «пастырского долга в настоящие тревожные дни особенно молиться о благе и спокойствии страны…» и учитывали, что совершившиеся события многих из православных повергли в смущение.
Само торжество состоялось на площади Успенского кафедрального собора, куда прибыли крестные ходы из всех омских церквей, затем в соборе была отслужена литургия. После нее епископ Сильвестр - в своем обращении произнес: «Созидание новой жизни совершается через смерть…, обновление нашей государственной жизни совершается через смерть…, обновление нашей государственной жизни совершалось и совершается не без крови…» После этого была отслужена панихида с поминовением и молебен. А после окончания богослужения, из кафедрального собора вышел на площадь крестный ход и под звон колоколов и звуки военных оркестров, он прошел по площади, после чего епископ Сильвестр обратился к народу.
Февраль 1918 года: Трагические события, связанные с декретом об отделении Церкви о государства, большевики потребовали от епископа передать в их распоряжение здание, дела и имущество Духовной консистории, а так же Архиерейский дом для размещения в нем своих учреждений. Прошел слух, что в кафедральном соборе устроят лазарет, оставив для богослужения один придел.
Во время службы в соборе протоиерей о. Александр Соловьев произнес проникновенную речь о гонениях на Церковь, прихожане плакали. На соборной площади начался митинг, разогнанный солдатами. На следующий день около храма собирались прихожане, их разогнали красногвардейцы. В воскресенье, 4 февраля было прочитано послание Патриарха Тихона и устроен общий крестный ход. В ночь с 5-го на 6-е февраля ворвавшиеся в архиерейский дом красногвардейцы убили келейника (его имя не названо) и эконома епископа Николая Цикуру. Владыка был арестован. Затем, Владыку посадили в общую комнату, где уже находились протоиерей о. А. Соловьев и ключарь собора о. Ф. Чемагин. Александр Иоаннович Соловьев (1871-1937) – выпускник Московской Духовной Академии, сначала служивший настоятелем Знаменского собора в Семипалатинске, впоследствии стал епископом Семипалатинским Киприаном, викарием Омским. В 1923 г. он был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь. В 1937 г. архиепископ Вятский Киприан был расстрелян.
Звонарь собора продолжал созывать прихожан колокольным звоном, пока не был ранен. На всех церквях зазвонили в колокола и народ заполнил улицы и площади, требуя освобождения епископа. Во вторник по всему городу слышалась пальба, с обеих сторон были жертвы. Преосвященный Сильвестр был освобожден, дав подписку о невыезде. На одном из мартовских заседаний Собора была зачитана телеграмма епископа Сильвестра Патриарху Тихону: «Освобожден. Ожидаю революционного суда. Народ привязан к Церкви». Летом власть перешла к белым и гонения на Церковь прекратились.
Виктор Васильев описал свои впечатления от, увиденного им в 1928 году, собора в воспоминаниях «Детства ослепительный миг»: «Дошли до кафедрального собора. Огромный, он стоял, сверкая тремя шеломами куполов. Высоко над собором крутились стайки голубей. Я зачарованно смотрел на купола и кресты». Так как храм был передан обновленцам, а верующие вернулись в тихоновскую Церковь, то он пустовал.
В 1934 году партийное руководство области решило перестроить храм в оперный театр, в связи с этим была создана комиссия по обследованию акустики собора под руководством А.Д. Лебедева. Акустика была найдена удовлетворительной, но данным планам не суждено было реализоваться.
Снос:
17 февраля 1935 года на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД по предложению Салынь было принято решение о сносе здания.
Храм был взорван. На уникальной фотографии, хранящейся в фотофонде ГАОО, видно, что алтарная стена с росписями устояла и после взрывов. В разборке взорванного собора принимали участие заключенные внутренней тюрьмы НКВД.
Сейчас на месте храма находится сквер со свето-музыкальным фонтаном и скульптурой оленя посередине.


Источник: http://newasp.omskreg.ru/hramy/Omsk/uspen.htm
Фото с сайта: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/71/Успенский_собор_в_Омске.jpg

Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
08-05-2008-21:08 удалить
Имевшая сложное объемно-планировочное решение церковь сохранила традиционную композицию – алтарь, храм, трапезная, притвор с колокольней.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Город Омск. Успенский кафедральный собор | Путеводитель_по_Омску - Путеводитель по Омску и Омской области | Лента друзей Путеводитель_по_Омску / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»