[500x375]
В 1872 году по предложению военного генерала-губернатора Колпаковского в уездах Акмолинской области и в
Омске была открыта подписка на устройство постоянного
театра, так как Городская Дума средств на это не отпускала (дело Акмолинского областного правления хранится в Центральном государственном архиве Казахстана, ф. 369, д. 774 по старой описи ). В 1873 году было собрано две тысячи рублей. В комиссию по строительству вошли чиновники, виднейший купец Быков, арендатор городской рощи, где было решено строить
театр, и архитектор Э.И.Эзет. В мае 1874 года по проекту Эзета было выстроено первое (деревянное) здание театра, в котором начала работу первая профессиональная актерская труппа.
С появлением театра, как сообщают газеты, в городской роще стало многолюднее. Омские чиновники и военные отрывались от карточных столов и азартно набрасывались на театральные развлечения. Эти развлечения стали привычкой, и когда в конце 1877 года театр сгорел, представления стали идти в военном манеже, Общественном собрании. В 1882 году был выстроен новый театр на месте прежнего, здание оказалось небезопасным в пожарном отношении и было снесено в 1891 году. В Омск приезжали мастера российской сцены: Гликерия Федотова (1897 г.), Роберт и Рафаил Адельгеймы (первые гастроли – 1899 г.), Александра Яблочкина (1902 г.), Мамонт Дальский (1904 г.). Как, впрочем, и видные антрепренеры провинции: П.П.Медведев ( в Омске в 1885 г. держал первую антрепризу), Г.К.Невский, Н.И.Дубов.
В 1898 году появился театр-цирк, выстроенный купцом П.К.Сичкаревым на берегу Оми – деревянное, неудобное, грязное здание с ареной, амфитеатром и залом на 800 человек. Фельетонисты воздавали "Сичкаревке" по заслугам и от имени интеллигенции требовали построить настоящий театр.
1898 год. "НАСТОЯЩИЙ ТЕАТР" – ЗДАНИЕ
[324x177]
В 1898 году Дума объявила конкурс на проект здания городского театра. Был выбран проект Иллиодора Геннадиевича Хворинова, гражданского инженера (с 1901 по 1912 годы городского архитектора). В июле 1901 года состоялась закладка фундамента на Базарной площади Омска; основные работы завершены к 1902 году, но отделка деталей, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулись до середины 1905 года. В 1912 году кирпичное здание театра отштукатурили; к 1915 году были завершены лепные и скульптурные работы: установка в нишах бюстов Л.Н.Толстого и А.П.Чехова; на фронтоне – скульптуры "Крылатый Гений" (автор – скульптор В.Винклер).
1898 год. "НАСТОЯЩИЙ ТЕАТР" – ЗДАНИЕ 2
Здание театра отмечено чертами эклектики: при создании здания в стиле классицизма архитектор использовал барочные мотивы: сложность объемов, башенки с окнами – люкарнами. Почерк Хворинова в спаренных полуколоннах, парусной башне, сложном аттике, балюстраде.
В новом театре с 1905 по 1908 год работали антрепренер Е.М.Долин и режиссер И.И.Белоконь, приверженцы метода Московского Художественного театра. 24 сентября (по старому стилю) 1905 год комедией Н.В.Гоголя 'Ревизор' они открыли первый сезон в новом здании городского театра (в роли Хлестакова – Е.М.Долин). В репертуаре их труппы – пьесы М.Горького. После Долина антрепризу в Омске держали:
1908 – 1911 годы – Н.Д.Кручинин
1911 – 1914 годы – Д.О.Заречный
1914 – 1917 годы – Н.И.Дубов
1917 – 1918 годы – Г.К.Невский
Последним антрепренером на омской сцене стал П.П.Медведев (1918 – 1920 годы). В его труппе работали такие талантливые актеры, как: Г.А.Себастьянов, В.В.Гарденин, В.В.Васильчикова, О.В.Невская, В.Н.Соломина, М.В.Аркадьев, Н.Е.Максимов, Б.Г.Артаков. В репертуре: 'Анна Каренина' и 'Живой труп' Л.Н.Толстого; 'Без вины виноватые', 'Гроза', 'Таланты и поклонники' А.Н.Островского; 'Горе от ума' А.С.Грибоедова, 'Ревизор' Н.В.Гоголя.
1920 – 1931 годы. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ – СМЕНА ИМЕН
В феврале 1920 года в соответствии с декретом Совнаркома "Об объединении театрального дела" Омский драматический театр был объявлен национальным достоянием. За три сезона он трижды менял название: в 1919 – 1920 годах – Большой театр (в отличие от Малого); 1920 – 1921 годы – Первый государственный советский театр; 1921 – 1922 годы – Сибирский государственный театр.
Наиболее интересна деятельность Сибирского государственного театра. Он объявил себя "академическим" и видел свою задачу в культурно-просветительской работе среди населения. Но на этот театр возлагались гораздо более важные задачи. Омск в это время являлся административным, политическим и культурным центром Сибири, и Сибирский государственный задумывался как художественно-показательный театр для всех сибирских городов.
Творческий состав насчитывал 118 человек. Из них: 31 – драматические артисты, 10 – балет, 24 – хор, 21 – солисты. Сибирский государственный ставил оперы: "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Кармен", "Севильский цирюльник", "Паяцы", "Сельская честь" и драматические спектакли: "Гроза", "Василиса Мелентьева" А.Н.Островского, "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Женитьба" Н.В.Гоголя, "Дон-Жуан" Ж.-Б.Мольера и другие. С перемещением административного центра Сибири из Омска в Новониколаевск он перестал существовать.
В Первом государственном советском театре дела шли неважно, в сезон 1923 – 1924 годов драматическая труппа распалась, в здании работали актеры оперетты. В следующие сезоны новый художественный руководитель К.Э.Олигин и главный режиссер Г.К.Невский, чтобы возродить интерес к театру, приглашают на постановки поэта и драматурга Василия Каменского, который выпускает спектакли по своим пьесам "Емельян Пугачев" и "Пушкин и Дантес", а также П.Н.Орленева, играющего "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского и драму "Царь Федор Иоаннович" А.К.Толстого с омской труппой.
В 1927 - 1930 годах главный режиссер Б.Г.Артаков с труппой из 29 актеров (в их числе: С.М.Муратов, А.В.Милославский, С.М.Комиссаров) ставят пьесы советских авторов: "Любовь Яровую" К.Тренева, "Шторм" В.Билль-Белоцерковского, "Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова, "Разлом" Б.Лавренева. Неподвижная коробка сцены заменяется кругом (первый спектакль на кругу – "Рельсы гудят"В.Киршона– октябрь 1929 года).
С 12 января 1930 года по 30 марта 1931 года в здании городского театра работал СТАМ – Сибирский театр актерского мастерства, прибывший из Новосибирска (по плану "комбинированного" обслуживания сибирских городов Управления зрелищными предприятиями сибирского края). В труппе: Л.Н.Колобов, М.Л.Курский, А.А.Дружинина, Б.А.Терентьев, Д.М.Манский. В репертуаре: "Без вины виноватые" А.Н.Островского, "Хлеб" В.Киршона, "Выстрел" А.Безыменского, "Поэма о топоре" Н.Погодина, "Огненный мост" Б.Ромашова. Ведущий режиссер – С.Н.Воронов.
1931 – 1941 гг. Рождение стационарного театра и формализм
С 1931 по 1941 годы главным режиссером Омского театра был заслуженный артист РСФСР В.Ф.Торский. Он фактически стационировал свой театр, труппа которого в основном состояла из актеров бывшего московского театра Корша. В ней были вокалисты, оркестр, хор, балетная труппа и театральное училище. Сохраняя преимущество за драматическими спектаклями, омский театр выпускал и оперетты. В сезон 1934 – 1935 годов на его афишах появилось наименование: 2-й Западно-Сибирский Синтетический театр. Однако театр обвинили в формализме: в конце 30-х годов началось искусственное сужение диапазона художественных средств, грубое администрирование. В театре начали искать "вредную идеологию", многие его работники были репрессированы, в том числе ведущие актеры И.К.Чечет и В.И.Владимиров.
"Борьба за единый художественный метод", "за повышение идейно-творческого качества спектакля" вела к тому, что режиссеры стремились остро очертить социальные конфликты, показать классовые группы, разоблачить врагов революции, воплотить на сцене образы "носителей" коммунистической идеи. Главное место в репертуаре 1938 –1941 годов занимают пьесы М.Горького, а также спектакли о В.И.Ленине - "Человек с ружьем" и "Кремлевские куранты" Погодина, "Ленин в 1918" А.Каплера и Т.Златогоровой. Роль Ленина играл актер Н.Н.Колесников.
1941 – 1945 годы. ОМСКИЙ ТЕАТР В ГОДЫ ВОЙНЫ
С началом Великой Отечественной войны труппа изменилась. Возглавили ее Л.С.Самборская, художественный руководитель театра, блистательная актриса и прекрасный организатор, и Н.И.Шевелев, главный режиссер. Омский театр этого времени – театр самобытных актеров. В нем работают Л.Н.Колобов, М.Н.Потоцкий, Н.Н.Колесников, П.С.Некрасов, Т.И.Найденова, В.С.Кряжева, В.Э.Спроге, М.М.Иловайский, Е.А.Кузнецова, Т.Э.Дымзен, А.Ф.Теплов. Оказался в нем и художник Н.А.Меньшутин, своим оформлением спектакля "Любовь Яровая" в Московском Малом театре вошедший в историю советского искусства. В репертуаре: "Фландрия" В.Сарду, "Фельдмаршал Кутузов" В.Соловьева, "Давным-давно" А.Гладкова, "Парень из нашего города" К.Симонова.
В 1942 году появляется самый значительный спектакль – "Нашествие" Л.Леонова – о подвиге русских людей в годы испытаний. Его поставил режиссер Московского театра имени Евгения Вахтангова Б.Е.Захава. Вахтанговцы работали в одном здании с омским коллективом с ноября 1941 по август 1943 года. Здесь родились их великие спектакли: "Олеко Дундич" А.Ржешевского и М.Каца, "Фронт" А.Корнейчука, "Русские люди" К.Симонова, "Сирано де Бержерак" Э.Ростана. Четыре дня в неделю шли спектакли вахтанговцев, остальные три принадлежали омской труппе. Были названия совпадавшие, но омичи со временем перестали их сравнивать и ходили на них как на разные спектакли. Влияние вахтанговцев на омский коллектив было тонким, но оно дало свои результаты в работе актеров, режиссеров.
Как и вахтанговцы, омские актеры выезжали в 1944 году с концертными бригадами на фронт (две бригады), выступали в госпиталях, мобилизационных пунктах, на селе. Отмечая художественные достижения театра, его морально-политическую роль, 8 апреля 1945 года Всесоюзный комитет по делам искусств решил перевести Омский драматический театр в первый тарифный пояс.
1945 – 1968 годы. СПАСЕНИЕ В КЛАССИКЕ
В 1945 – 1952 годы в театрах России синонимом реалистического искусства стало правдоподобие, сложные жизненные ситуации подменялись схематизмом, отрицательную роль играла "теория бесконфликтности". Выход из творческого кризиса Омский театр искал, обращаясь к классике. В "Лесе" А.Н.Островского центральные роли играли М.Н.Потоцкий (Несчастливцев) и П.С.Некрасов (Счастливцев); в "Дубровском" А.С.Пушкина и "Горе от ума" А.С.Грибоедова – В.Я.Дворжецкий.
В 1954 году главный режиссер Л.М.Меерсон, ученик С.М.Михоэлса, поставил ансамблевый, психологически насыщенный спектакль "Власть тьмы" Л.Н.Толстого (Анисья – Е.А.Головина, Матрена – П.Н.Майская, Петр – Н.И.Слесарев) и буффонный "Доктор философии" Б.Нушича – с В.И.Раутбартом.
Новую творческую энергию в омский театр вдохнули главные режиссеры С.Ф.Владычанский (1956 – 1958 годы), Ю.А.Альховский (1958 – 1963 годы), Е.Р.Хигерович (1963 – 1966 годы). Со спектаклем "В старой Москве" В.Пановой в постановке С.Ф.Владычанского омские актеры побывали впервые в Москве, на 2-ой театральной весне (1958 год). Обновляется труппа театра. Ее пополняют молодые актеры: Б.М.Каширин, Л.Б.Борисова, А.А.Кржечковская, К.Г.Барковская, Е.А.Аросева, И.А.Грачева, Г.М.Яшунский, С.В.Мишулин, В.И.Улик, Е.Н.Романенко, В.Г.Канунникова. Значительные работы появляются у зрелых мастеров. И.Г.Баратова играет Филумену в пьесе Эдуардо де Филиппо и хозяйку Нискавуори в "Каменном гнезде" Х.Вуолийоки; Л.Г.Лепорская - мамашу Кураж в пьесе Б.Брехта; А.Ф.Теплов – Крутоярова в "Верности" Н.Погодина (все постановки Е.Р.Хигеровича); С.В.Филиппов – зловещего, фанатичного Старика в пьесе М.Горького.
1968 – 1989 годы. СМЫСЛ СПЕКТАКЛЯ – В ЛИЧНОСТИ АКТЕРА
Процесс взаимодействия и синтеза творческих течений, стилей, жанров развивался и при главных режиссерах Я.М.Киржнере (1968 – 1977 годы), А.Ю. Хайкине (1977 – 1985 годы), Г.Р.Тростянецком (1985 – 1987 годы). В их спектаклях многие актеры приходили к своему "звездному часу". В спектакле "Так начиналась легенда" Я.Киржнера и А.Мозгунова сыграл Дмитрия Карбышева А.И.Щеголев. Он же впервые в истории русского театра воплотил сценический образ Л.Н.Толстого в "Ясной Поляне" Д.Орлова (оба спектакля поставлены Я.Киржнером). Подлинно ансамблевым спектаклем стала "Солдатская вдова" омского драматурга Н.Анкилова (1973 год – режиссер Я.М.Киржнер, актеры В.И.Прокоп, Б.М.Каширин, Т.А. Ожигова награждены Государственной премией РСФСР имени К.С.Станиславского). Т.А.Ожигова сыграла свои "звездные" роли в спектаклях Хайкина "Орфей спускается в ад" Т.Уильямса (Лейди), Ю.О'Нила (Абби), "Гроза" А.Н.Островского (Катерина), "С вечера до полудня" В.Розова (Нина), "Царская охота" Л.Зорина (княжна Тараканова).
Б.М.Каширин сотрудничал со многими режиссерами. На омской сцене он сыграл Иоанна Грозного в пьесе А.Толстого, Цыганова в "Варварах" и Луку в "На дне" М.Горького, Фому Опискина в спектакле "Село Степанчиково и его обитатели" Ф.М.Достоевского. Вершины творчества Н.Д. Чонишвили – Сирано в пьесе Э.Ростана и царь Борис ("Смерть Иоанна Грозного", "Царь Борис" А.Толстого), Агабо Богверадзе в спектакле "Пока арба не перевернулась" О.Иоселиани.
А лучшие роли Е.И.Псаревой – Анна в "Последнем сроке" В.Распутина (режиссер – В.И.Симановский) и Мод в "Гарольд и Мод" К.Хиггинса (режиссер В.В.Кокорин).
В 1983 году омскому драматическому театру было присвоено звание "Академический". К этому времени он стал одним из ведущих творческих коллективов России. В 1985 году событием стал спектакль "У войны – не женское лицо" С.Алексиевич в постановке Г.Р.Тростянецкого (Государственная премия РСФСР имени К.С.Станиславского была присуждена режиссеру Г.Р.Тростянецкому, актрисам Е.И.Псаревой, Н.В.Надеждиной, К.Г.Барковской, Н.И.Василиади).
Однако в 1987 году покидает пост директора театра М.Н.Ханжаров (занимал эту должность с 1962 года), в Москву уезжает Г.Тростянецкий. Многие мастера сцены уходят из жизни. Необходимы были колоссальные усилия, чтобы удержать и художественный уровень и зрителя.
1989 – 2000 годы. ОТКРЫТИЕ МИРА
В 1989 году, директором Омского академического театра драмы становится Б.М.Мездрич, а главным режиссером – В.В.Кокорин. Труппа и репертуар обновляются. В нее приглашаются молодые актеры. Лидерами становится среднее поколение актеров (Ю.Л.Ицков, В.И.Алексеев, В.И.Прокоп, Н.И.Василиади, М.Ф.Василиади, Н.Л.Живодерова). На постановки из других стран приглашаются интересные режиссеры: И.Цивиньска и Г.Барановский – из Польши, М.Фрид – из Швеции, П.Ланди – из Италии; художники: Санти Миньеко (Италия), Алехандро Луна (Мексика). Непривычная драматургия: Ионеско и Жене, новые жанры – от бард-оперы "Московские кухни" Ю.Кима до "снов" в "Униженных и оскорбленных" Ф.М.Достоевского – проверяют труппу профессионально, обновляют актерские приемы. Чувственная, почти языческая режиссура Л.Я.Стукалова (главный режиссер в 1992 – 1994 годах) в – "Лягушках" Аристофана, "Панночке" Н.Садур; интеллектуальный почерк В.С.Петрова (главный режиссер – с 1994 года) в спектаклях "Натуральное хозяйство в Шамбале" А.Шипенко, "Женщина в песках" К.Абэ, "Живой труп" Л.Н.Толстого, "Академия смеха" К.Митани, "Церемонии зари" К.Фуэнтеса – развивают актеров, придают палитре театра новые краски. Если раньше театр показывал свои спектакли на гастролях в Москве (в 1958, 1970, 1974, 1982 годах) и других городах страны, то с 90-х годов Омский драматический выезжает на многие престижные международные фестивали, часто гастролирует за рубежом. По инициативе Б.М.Мездрича проводится акция "Театральные сезоны Сибири". В рамках этого проекта приглашаются мастера российской сцены – И.Смоктуновский, М.Ростропович, А.Демидова, А.Филиппенко, О.Басилашвили, О.Остроумова, С.Юрский, Н.Тенякова; и интересные творческие коллективы, в том числе из других стран: "Театр Новы" из Польши, Репертуарный театр из г.Милуоки, США; "Бледные лица" из г.Ганновера; театр современного танца "Дженнифер Мюллер Уоркс", США; чешский "Театр на Забрадли"; японский театр "Сэйнендза". Омский театр – один из инициаторов международного семинара "Стратегия и тактика выживания некоммерческого театра". Взаимодействие с другими культурами обогащает омский театр, дает ему новое дыхание, возможность познать себя, расширяет кругозор зрителей. В театре проводятся творческие вечера ведущих актеров, прощания со спектаклями, уходящими из репертуара; устраиваются выставки. На омском телевидении есть постоянная передача о театре "Семнадцатый тост". Благодаря всей этой многоплановой деятельности, время не властно над Омским театром: его зрительный зал всегда полон. 28 мая 1999 года театр отметил свой 125-й день рождения. В этот день под сводами театра собрались самые близкие, самые верные друзья и поклонники, люди, для которых театр стал частью их жизни. Съехались гости со всех концов мира: США и Японии, Германии и Италии, Латвии и Израиля. В этот день было тесно не только в зрительном зале, но и на сцене и за пиршественным столом.
Место на карте
Источник информации и фото