• Авторизация


Крестовоздвиженская церковь в Омске. 30-03-2008 14:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[400x360]

Престол в честь Божией Матери «Утоли мои печали» был освящен 12 февраля 1896 г.
Дата постройки: сооружалась с 1865 по 1870 г.
Приделы пристроены в 1990 г.
Средства: Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени. Наибольший вклад внес крещеный казах Г.П. Андреев.
Архитектор: по проекту и под наблюдением замечательных омских архитекторов Ф.Ф. Вагнера, К. Лазарева и Э.И. Эзета. До недавнего времени авторство приписывали К. Лазареву, потому что его назвал автором проекта В.И. Кочедамов в книге об Омске. Сравнение чертежей Вагнера и Лазарева с обликом здания показывает, что был воплощен проект Ф.Ф. Вагнера, учитывая незначительные изменения, внесенные архитекторами К. Лазаревым и Э. Эзетом. Первоначальный проект принадлежал старшему городовому архитектору Ф.Ф. Вагнеру, выполнившему предварительную смету и чертежи в ноябре 1861 - январе 1862 года. Только в 1863 г. проект был «улучшен в некоторых частях» в Санкт- Петербурге в Департаменте Проектов и Смет архитектором-художником К. Лазаревым.
Строители: Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э.И. Эзетом. Ф.Ф. Вагнер и В.К. Гейде в мае 1870 г. освидетельствовали постройку. Подрядчиком выступил Г.П. Андреев. Техническую помощь ему оказывали военные инженеры полковники Елисеев и Кокоулин.
Место: Вопрос «удобства» нового места был обусловлен возможностью стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов. Генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель выбрал для этого на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов «свободную площадь». Улица на которой стоял храм получила название Воздвиженской (совр. ул. Рабиновича) – на пересечении с ул. Тарской.
Описание: В проекте Ф.Ф. Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви с полукруглой апсидой и притвора с ярусной колокольней, расположенных на одной оси. Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Столбы воспринимали часть распора коробовых сводов перекрытия и через систему парусов и подпружных арок нагрузку от восьмигранного барабана, увенчанного куполом. Сам купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Демонстрируя ренессансное поэтажное размещение ордера, по всему периметру здания, во втором ярусе колокольни и на барабане купола располагались одиночные и спаренные дорические пилястры. Оконные и дверные проемы проектировались арочными. В тимпанах применены люкарны. Конкретно-образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и выше расположенные сдвоенные окна. Оформление последних большим и малыми архивольтами с медальоном между ними было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Символическое значение трехкратного ритмического повтора арок подчеркивал раскрепованный фронтон, возвышавшийся над порталом. В его тимпане предполагался медальон с изображением Христа. Мы не будем останавливаться на изменениях внесенных в проект Лазаревым, так как они, за исключением некоторого упрощения декора, не были воплощены.
Главы - на куполе, алтаре, приделах и колокольне, кресты восьмиконечные.
Декоративные элементы: Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, над восьмидольным куполом восьмигранный фонарик, завершенный сложным восьмидольным куполочком. По «ребрам» купола металлический растительный декор с позолотой. Главы и кресты позолочены.
Колокольня: трехъярусная, проемы арочные, ярусы звона восьмигранные с арочными проемами.
Размеры: в длину – 34,8 м, в ширину – 21,6 м (с приделами 1990 г. – 37,2 м) .
Интерьер: Окончательно интерьер церкви сформировался в начале 1900-х годов, когда были выполнены росписи стен по образцу собора Святого Владимира в Киеве. На стенах храма росписи масляными красками в 1990-е гг. покрыты лаком.
Иконостас: в «русском» стиле, пятиярусный с колоннами, с резьбой, царские врата с полуциркульным верхом. В приделах новые двухъярусные резные иконостасы в «русском» стиле.
Иконы: в основном, современного письма.
Колокола: все приобретены в 1940-1950-е гг.
Приход: В 1913 году прихожан при церкви числилось 3150 мужчин и 3357 женщин.
В течение года бывало до 903 крещений, 98 браков и 572 погребений. Сразу после освящения, храм начал играть и просветительскую роль: при нем была открыта женская школа для беднейшего населения Кадышевского форштадта. «Дочерей беднейшего сословия» здесь учили Закону Божьему, грамматике, математике и рукоделию. При церкви была церковно-приходская школа для девочек, открытая в 1891 г. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержится на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества. Обучалось в ней 80 девочек.
Священники: с 1900 г. по штату положено: 4 священника, 3 псаломщика и дькон. С 16 апреля 1900 г. - Петр Семенович Троицкий (1861-?), окончил Тверскую духовную семинарию, имел камилавку, наперсный крест от Св. Синода. Аполлон Арсентьевич Волков (1846?-?), Дмитрий Иванович Удимов (1876-?). С мая 1911 г. - протоиерей Алексей Гусев (1856-?), с 3 августа 1909 г. Алексей Иоаннович Головин (1873-?). С 3 мая 1912 г. – Николай Иоаннович Кощеев (1876-?).
Диакон: Александр Павлович Милованов (1866-?). До 19 марта 1912 г. - Капитон Климентович Чумакин (1855-?). С 14 мая 1911 г. - Сергий Иоаннович Малыгин (1875-?).
Псаломщик: Николай Васильевич Кедров, Сергей Тимофеевич Донченко (1877- ?), Дмитрий Петрович Волосатовский (1868-?). 1912-1913 - Николай Ксенофонтович Миловидов (1875-?). С 1 июля 1890 - Сергий Иоаннович Малыгин. С 26 февраля 1909 г. – Николай Стефанович Мефодьев (1866-?). С 6 июня 1913 г. – Порфирий Сергеевич Рождественский (1888-?). С 13 марта 1914 г. - Павел Розанов из Новгородской духовной семинарии. С 19 апреля 1914 г. – Василий Семенков.
Период гражданской войны: городское общество заботилось об озеленении, поэтому 8 мая 1919 года около храма заложили сад.
Национализация имущества: в 1920 г.
Прихожане почти всех церквей г. Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (Тихоновскую) группу. Поэтому в 1926 году община зарегистрирована как тихоновская. В следующем году в ней было 111 человек, а в 1928-м уже 137 прихожан.
30 ноября 1930 г. из храма изъяли 473 книги.
В мае 1933 года было сфабриковано дело группы священнослужителей Крестовоздвиженской церкви: протоиерея И.П. Домбровского, священника В.Е. Каешко, дьякона А.А. Попова и бывшего жандармского унтер-офицера И.Ф. Погребного.
Постановление о предъявлении обвинения и взятие под стражу контрреволюционной группы Домбровского было вынесено уполномоченным СПО Елькиным 30 апреля 1933 года.
В протоколе № 400 говорилось: «Заседанием Особой тройки от 31 мая 1933 года, к пяти годам концлагерей приговариваются: Домбровский Иван Пафнутьевич, Каешко Василий Евдокимович и Попов Аркадий Александрович - каждый. Погребной Иван Федорович - к лишению права проживания в 12 п. Уральской области, Омского окр. с прикреплением на три года, считая срок с 30 апреля 33 г.». Из следственного дела известно место заключения осужденных: Байкало-Амурские лагеря ОГПУ - станция Михайлово-Чесноковская Уссурийской железной дороги. В.Е. Каешко был освобожден из концлагеря 20 января 1937 года и вернулся в Омск. Об И.П. Домбровском и А.А. Попове из следственного дела № 3703 дополнительно ничего не известно.
В 1936 г. приход Крестовоздвиженского храма составлял 445 человек, священниками были Токарев и Чуркин.
Но территория церкви постановлением президиума Омского облсовета от 5 ноября 1936 года была отдана под строительство школы. Омский горсовет объяснял, что «при решении вопроса о строительстве школы в этом районе горсовет столкнулся с фактом невозможности подыскания площадки для строительства школы, размер которой, по указаниям Наркомпроса, должен быть не менее 2 га, без сноса жилых строений… вследствие этого решено было школу строить на площади Крестовоздвиженской церкви». В объяснительной записке в комиссию по культам при президиуме ВЦИК облисполком называл еще ряд причин, по которым невозможно обойтись без сноса церкви: «Церковь лишает улицу прямолинейности и вынуждает производить всякое движение в обход церкви… возле церкви находится ряд школ, и школьники, спеша на уроки, вынуждены проходить мимо церкви, а отсюда они могут стать верующими, а коммунизм с таковыми строить нельзя».
Верующие общины Крестовоздвиженской церкви в ответ на постановление президиума облисполкома подали 18 ноября 1936 г. протест во ЦИК РСФСР.
26 ноября 1936 г. протест был подан и в облисполком от имени общины верующих, которых в то время было 445 человек. Принимая решение о сносе церкви, облисполком шел на нарушения, так как с общиной был заключен договор, община условия договора выполняла, и он не был расторгнут. Снос здания в 1936 году приостановили.
25 декабря 1937 года президиум ВЦИК принял постановление в категоричной форме за подписью М.И. Калинина: «Церковь закрыть Здание снести».
Попытки отстоять право на службу в храме не оставались безнаказанными. В 1937 арестовали священника Крестовоздвиженской церкви Николая Чуркина. Председателя церковного совета Ивана Федоровича Васильева арестовали 5 марта 1938 года. Он был осужден 14 марта 1938 г. тройкой УНКВД Омской области по статье 58-10 УК и расстрелян 20 марта 1938 г. в Омске.
Общину ликвидировали, церковный актив уничтожили, но здание чудом уцелело.
В марте 1943 г. решением № 263 Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженское религиозное православное общество было зарегистрировано, ему было передано здание по ул. Тарской, а находившиеся в нем общежитие кожно-обувной фабрики было переведено в другое помещение. Драматический и кукольный театры вернули церкви часть взятого в 1936 году имущества. Весной 1944 года церковному совету разрешено было пользоваться небольшими колоколами во время праздников.
В начале мая 1944 года церковным Советом Крестовоздвиженской церкви направлена телеграмма И.В. Сталину: «В годы борьбы нашей Родины с немецкими варварами мы, духовенство и верующие города Омска, Патриаршей Православной русской церкви, одушевленные единым с нашей доблестной Красной Армией стремлением к скорейшей победе над кровожадным врагом, вносим свою скромную помощь в великое дело обороны нашей Родины и просим Вас принять от нас на бронетанковую колонну 100000 рублей. Молим Господа, желаем сердечно Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, и многолетнего здоровья, и полнейшего успеха в Вашем мудром руководстве нашей славной Красной Армией в достижении скорейшей победы над врагом.
Настоятель протоирей Токорев.
Председатель церковного Совета Иванов».
15 мая в адрес Ф.Г. Токарева был направлен ответ И.В. Сталина: «Прошу передать духовенству и верующим г. Омска Патриаршей Православной церкви, собравшим 100000 рублей на строительство танковой колонны, мой привет и благодарность Красной Армии». Телеграмму и ответ опубликовали в газете «Омская правда» только 27 мая. С января по август 1944 года в фонд обороны верующими и духовенством Крестовоздвиженской и Никольской церквей было передано 185300 рублей, а так же вещевые подарки и 15000 рублей больным и раненым, находящимся в госпиталях.
Крестовоздвиженская церковь стала собором возрожденной Омской епархии, управлявшейся архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем Городцовым с 1943 по 1946 годы.
Крестовоздвиженская церковь стала собором возрожденной Омской епархии, управлявшейся архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем Городцовым с 1943 по 1946 годы. Затем в ней стали служить вернувшиеся из-за границы архиереи Алексий Пантелеев (с 28 ноября 1946 - 1948) и Ювеналий Килин (с апреля 1949 по ноябрь 1953), а с декабря 1948 до апреля 1949 епархию возглавлял, вернувшийся из десятилетнего заключения, епископ Палладий Шерстянников.
Современное состояние: В 1984 году позолотили главы и декор на куполах собора. И сейчас этот храм является главным в Омско–Тарской епархии.
В отношении храма как памятника архитектуры существуют серьезные проблемы. Он был взят на учет решением облисполкома № 239/10 как памятник местного значения в 1980-м году. Но в 1989-м году к зданию пристроили два придела по проекту архитектора В.А. Баранова. Таким образом, была разрушена гармония первоначального облика храма. Интерьеры храма в то же время были обновлены, настенная живопись была покрыта лаком. В 1998-м году на территории прилежащей к церкви возведен административный корпус, закрывший северный фасад храма.
Автор публикации: Наталья Лебедева.
Литература:
Голошубин И.С. Справочная книга Омской епархии. - Омск, 1914. – С. 24-25, 1100, 1101, 1106, 1110, 1114, 1138, 1152, 1156, 1189, 1190, 1207, 1209.
Гуменюк А.Н. Крестовоздвиженская церковь и строительство православных культовых сооружений в 1850 - 1870-е гг. в Омске (к проблеме стилеобразования)// Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - № 6. – Омск, 1996. – С. 157-163.
Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XYIII - начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. - Омск, 1995. - С. 99-100.
Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. - 1993 г. - № 2. - С. 102-106.
Селюк В. Храм на Кадышевском форштадте// 0мская правда. – 1990, 11 июля.
Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900. Черказьянова И.В. Служители и активисты Церкви, репрессированные на территории Омской области в 1920-х - начале 1950-х гг. // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. - № 5. - Омск, 1997. – С. 260, 277.
Шангин М.С. Террор против совести. - Омск: Омское книжное издательство, 1994. – С. 216- 232.

Источник: http://newasp.omskreg.ru/hramy/Omsk/krestov.htm
Фото с сайта: http://spek.ru/images/hram.jpg
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
01-04-2008-16:26 удалить
За период с начала 1943 по 1 октября 1944 года в Крестовоздвиженской церкви в фонд обороны было собрано 205000 рублей, вещевыми подарками на 3366 руб. и 15000 руб. в помощь раненым, находящимся в госпиталях.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Крестовоздвиженская церковь в Омске. | Путеводитель_по_Омску - Путеводитель по Омску и Омской области | Лента друзей Путеводитель_по_Омску / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»