[419x550]

Тамчинский дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию. В 1741 году был официально объявлен центром буддизма в России царицей Елизаветой. Два из 17 храмов, памятники бурятской культовой архитектуры 18-19 веков, сохранились до наших дней.
Оленный камень, уникальный образец наскального искусства эпохи бронзы, также привлекает внимание туристов.
С этим буддийским храмом связано немало интересных историй.
В середине XVIII века в Селенгинской степи подул божественный ветер. Говорят, что на месте нынешней середины Гусиного озера буддийский священник Ахалдийн Жинбэ (Жамба Ахалдаев) в 1741 году поставил большую войлочную юрту, которая служила кумирней. Так начи¬налась история Тамчинского (Гусиноозерского) дацана. Место под его строительство указал первый пандито хамбо-лама Дамба-Даржаа Заяев.
По преданиям, после установления кумирни в один прекрасный день ламы стали свидетелями настоящего чуда: вокруг колодца, находяще¬гося возле храма Будды, вдруг выступила вода. Она расширяла свои границы. Так что дацан пришлось дважды переносить на более возвышенные места.
Со времени основания Тамчинского дацана ему покровительствует божество огня — богиня Балдан Лхамо, основной сахюусан (хранитель) дацана, место оби¬тания которой — священная гора Бурин-хан. Богиня традиционно изображается едущей на муле или коне... Постепенно буддийский монастырь менял свой облик. В 1750 году здесь построили деревянный храм. Вместе с расширением дацана росло его влияние и значимость среди буддис¬тов, населяющих южную сторону Байкала.
1809 год — особая веха в истории дацана. Тогда Тамчинский дацан стал Хамбын Хуреэ, т.е. резиденцией хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром бурятского российского буддизма и буддийской мысли.
В 1858 году началось возведение нового главного храма Цокчен (Сокшин). И в 1870 году пейзаж Тамчинской долины украси¬ло величественное белое трехэтажное каменное здание, украшенное наверху двумя позолоченными оленями с колесом между ними. Новый Сокшин-дуган стал первым образцом нового типа храмов в бурятском культовом зодчестве.
Расцвет Тамчинского дацана пришелся на начало XX века. В это время он превратился в большой поселок.В 1903 году здесь насчитывалось около 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам.
Долгие годы дацан был одним из центров по изучению религии, буддийской фило¬софии, а также центром книгопечатания с тибетско-монгольских ксилографов, иконо¬писи, ремесел, литья скульптурных изоб¬ражений божеств, медицины. Гордостью дацана считалась своя живописная школа и столярная мастерская. При дацане сущест¬вовала единственная разрешенная царским правительством школа хувараков. Здесь проводились буддийские мистерические танцы «Цам».
Тамчинский дацан дал российскому будизму девять пандито хамболам. Одним из самых известных хамбо-лам Тамчинского дацана считался Гомбын Дампил (Дампил Гомбоев), который занимал этот высокий пост с 1878 по 1896 годы.
В истории Тамчинского дацана как в зеркале отразилась история нашей страны, республики. В середине тридцатых годов прошлого века волна гонений нахлынула и на главный буддийский монастырь респуб¬лики. Следы тех смутных лет гулаговского периода до сих пор хранят колонны и стены священного храма... Десятилетия, с подачи безбожной власти, продолжалось мрачное время в истории дацана, когда он подвергся грандиозному разрушению и разграблению — даже несмотря на то, что в 1960 году стал памятником архитектуры федерального значения. Лишь только с начала девянос¬тых годов прошлого века один из крупней¬ших дацанов Бурятии словно обрел вторую жизнь. Степь после многолетнего молчания огласили звуки белых раковин - «дунгар» и при многочисленном скоплении верующих прошло освящение дацана. А летом 1991 года, в год 250-летия дацана, его посетил Далай-лама XIV Тензин Гьятцо.Снова в Тамчинской долине подул свежий божественный ветер:под покровительством богини Лхамо стала укрепляться буддийская вера. На прежнее место вернулся разобранный храм Аюша, нашелся и возвратился считав¬шийся безвозвратно утерянным священный оленный камень — «Алтай Сэргэ» («Золо¬тая коновязь»), насчитывающий более чем 3300-летнюю историю. Начался новый пе¬риод в истории дацана — его возрождение и продолжение славных традиций.
И расцвел праздник в степи...
Четыре года назад здесь проводился ре¬лигиозно-спортивный праздник, посвящен¬ный 260-летию знаменитого дацана. В ста¬рину подобные соревнования назывались «дацанскими играми».
А 21 августа 2005 года после семиде¬сятилетнего перерыва в дацане прошел трехдневный хурал-молебен «Ганджур». Вновь после более чем семидесятилетнего перерыва на древнюю землю Тамчи благо¬словенным дождем пролились священные строки буддийского канона. После этого Тамчинская степь преобразилась и расцвела всеми цветами радуги — стартовали «Игры тамчинского дацана», благородная миссия которых — возрождение традиций дацана, духовное и физическое воспитание людей, выявление талантливых спортсменов.
Источник текста и фото: http://poxod.ru/
Место на карте