[500x333]
В октябре 1928 г. в наш город, тогда еще Верхнеудинск, прибыл театральный коллектив с необычным даже по тем временам названием - Московский передвижной организационный синтетический театр Международного Красного Стадиона и Осоавиахима СССР, в сокращении Оргтеатр.
Гастрольные пути - дороги вели его на Дальний Восток. Оргтеатр показал на сцене верхнеудинского Дворца Труда несколько спектаклей, которые шли при переполненных залах. Его приезд совпал с движением общественности Верхнеудинска за создание своего профессионального театра, длившимся уже более двух лет под девизом "Даешь театр!". Оргтеатру было предложено остаться на предстоящий сезон, которое он принял.
Вернувшись из Владивостока в начале декабря и укрепив свой состав вызванными дополнительно из Москвы артистами оперетты, коллектив Оргтеатра 22 декабря 1928 г. открыл, как тогда говорилось "зимний сезон" спектаклем "Человек с портфелем" А. Файко. Это событие и стало тем фактом, от которого ведет отсчет своей истории наш сегодняшний Государственный русский драматический театр Бурятии, кстати, первый профессиональный театр Бурятии. Его открытию в Верхнеудинске ( ныне Улан-Удэ) предшествовал длительный процесс формирования культурной среды, театральной культуры. Большую роль в этом сыграли ссыльные декабристы, ставшие проводниками просвещения и русской культуры. Особенно значителен вклад Николая Александровича Бестужева, имя которого носит Русский театр с 1991 года.
Даешь театр
Процесс формирования театральной культуры связан с любительским театром и деятельностью своей обязан инициативе энтузиастов - учителей, врачей, служащих в 1880 - е гг. Штатный смотритель уездного училища Никита Сергеевич Нелюбов организовал первый любительский театр. Спектакли, организованные "любителями драматического искусства" под его руководством, имели просветительскую цель и довольно широкую популярность среди жителей города. Ставились пьесы А.Островского ("Доходное место" и "Лес"), водевили русских и французских авторов. Со сцены звучали произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С.Никитина. Недолголетняя деятельность любителей драматического искусства нашла свое продолжение в начале 1900-х гг. Благодаря заслуженному учителю БурАССР Екатерине Александровне Танской, активной участнице любительского театра, сохранились афиши
спектаклей, поставленных чаще всего с благотворительной целью.
После октябрьских событий 1917 года движение самодеятельного драматического искусства получило широкое распространение. Основной целью работы самодеятельных драмкружков являлась пропаганда идей нового строя, организация культурного населения, пробуждение интереса простых людей, рабочих и крестьян к искусству театра, но своими силами организовать профессиональный театр в Верхнеудинске любители не могли. И все же попытка создания Художественного пролетарского театра в начале 1920-х годов предпринималась. Идейным вдохновителем этого замечательного начинания был преподаватель Прибайкальского народного университета, зав. отделом искусств Виктор Николаевич Добронравов. При университете была открыта студия из 30 человек. Председателем студии и режиссером-постановщиком спектаклей стал сам Добронравов, педагогами и участниками ее постановок - профессиональные актеры Иркутской труппы под руководством режиссера Д.Д.Лельского и актрисы П.Н.Маргер-Мирецкой, которые были в это время в Верхнеудинске проездом из Иркутска в Харбин. За полтора года деятельности участники студии приобрели опыт знания, овладели азами сценической грамоты, подготовили серьезный репертуар (А.Островский, А.Сухово-Кобылин). В спектаклях играли как артисты профессионалы - Фомин, Трубецкой, Лельский, так и так и любители -Танская, Алексеев…... Однако, не найдя финансовой поддержки, попытка создания Художественного пролетарского театра не состоялась. И все-такимноголетние чаяния жителей города сбылись: профессиональный стационарный театр в Верхнеудинске был открыт…
Программу Московского Оргтеатра определял творческий поиск талантливого лидера Е.П.Просветова (1894-1958), человека ищущего и широко образованного. По разным причинам имя этого талантливого человека оказалось незаслуженно забытым. Между тем организационный и творческий вклад его в развитие театрального искусства довольно значителен и своеобразен.
Репертуар театра содержал мобильные "малые формы" - водевили, интермедии, скетчи, танцевально-спортивные этюды и сцены. Наряду с этим ставились "полнометражные" пьесы. Он знакомил зрителей с постановками по произведениям советской и классической драматургии: "Человек с портфелем" А.Файко, "№114 статья уголовного кодекса" В.Ардова, Л.Никулина, "Квадратура круга" В.Катаева, "Плавятся дни" Н.Львова, "Класс" А.Арбузова, "Вредный элемент" В.Шкваркина, "Молодежь и любовь" В.Державина, "Волчья тропа" А.Афиногенова, "Междубурье" Д.Курдина, "Хлеб" В.Киршона, "Темп" Н.Погодина, а также "Без вины виноватые" и "Лес" А.Осторовского, "Коварство и любовь" Ф.Шиллера; с первыми советскими опереттами: "Женихи" И.Дунаевского, "Людовик…надцатый" Ю.Сахновского… Режиссировал эти спектакли сам Е. Просветов и его коллеги А.Арбенин и Б.Пиковский. Лучшие работы коллектива получили огромный общественный резонанс, в них актеры демонстрировали не только отточенную внешнюю технику, но и хорошую
Труппа Е.В.Просветова
школу переживания, умение заражать своими эмоциями зрительный зал.
Деятельность Оргтеатра в Верхнеудинске не ограничивалась только показом спектаклей. Под руководством Просветова при Наркомпросе республики была открыта студия, преобразованная в 1931 г. в Техникум искусств, в котором учились будущие замечательные мастера национальной бурятской сцены. - Ч.Генинов, Ж.Пагбаин, Н.Гендунова, Н.Балдано, В.Халматов, П.Николаев, У.Болдонова, Ю.Шангина.
Большой любовью и уважением пользовались преподаватели- просветовцы: он сам, актеры М.Святская, Б.Туф, А.Филлипова, А.Тольский, Н.Невельский, В.Арбенин, М.Немлехер, А.Добкина.
Заслуги просветовцев заключались не только в создании русского профессионального театра и в подготовке кадров для второго столь же важного учреждения, как Бурятский театр драмы, (благодаря усилиям работников оргтетеатра он смог открыться спустя три с половиной года в июле 1932 г.) Его артисты развернули большую работу при Бурпофсовете, организовали художественно-методический кабинет, вели шефскую работу с коллективами самодеятельности, читали бесплатные лекции и доклады, выступали организаторами массовых театрализованных представлений и гуляний с бурятскими народными хороводами - ехорами, обслуживали праздники, в том числе Республиканскую олимпиаду народного искусства.
Источник: http://www.grdt.ru/page/history.html
Фото с сайта: http://www.russ-center.ru/myupload/gazeta/3/gore.jpg
Место на карте