[500x514]
Одним из наиболее ярких проявлений эстетической индивидуальности тувинского народа является уникальный жанр национальной музыкальной культуры – горловое пение. По определению композитора А.Аксенова горловое пение - это «исполнение одним певцом одновременно выдержанного звука в низком регистре и мелодии (образуемой из обертоновых призвуков к нему) в высоком регистре». Этот прием создает иллюзию двухголосного исполнения мелодии, в чем и заключается его уникальность.
Точное время рождения горлового пения определить невозможно, но древность ее несомненна. Первое упонаминание о горловом пении содержится в народном героическом эпосе, формирование которого относится к периоду возникновения в Туве феодального строя – V1 – 1Х вв. В сказании «Бокту-Кириш и Бора-Шээлей» при описании юрты царевны, в которую заходит Бора-Шээлей во время своих героических странствий, повествуется, как царевну развлекали тридцать хомусистов и тридцать исполнителей горлового пения.»
«На исконную принадлежность горлового пения к национальной художественной традиции тувинцев указывает и его необычайно творческий потенциал. Ни в одном из эстетических вариантов горловое пение не раскрылось в такой мере. Скажем, в Тибете им овладели только монахи, в Монголии его распространение ограничено территориально – западными районами, у хакасов оно не является самостоятельных жанром, а лишь сопровождает повествования героических сказаний и легендарных песен.
В Туве же искусство горлового пения сегодня развивается в пяти его основных стилях: хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр. И это, оказывается, не предел возможностей жанра: продолжают появляться новые его виды, интересны попытки соединить элементы горлового пения с обычным хоровым и сольным.
Рассматриваемая традиция бытует совершенно свободно и полнокровно. В отличие от хакасов, горловое пение у которых исполняется только под аккомпанемент чатхана, тувинские хоомейжи могут свободно выступать как без музыкального сопровождения, так и с ним. Хоомей может звучать без слов и с текстом. Текст бывает как традиционный – о природе, своем скакуне, любимой девушке, так и самый современный.
Еще одним аргументом в обоснование того, что горловое пение у тувинцев выступает подлинно национальной традицией, является его исконно народный характер. Его неприхотливость - он не требует каких-то специальный условий, разве что чувства природы, умения слышать ее вселенские звуки – позволяет обучаться ему всем, кто имеет желание и способности. Он распространен во всех районах Тувы и является одним из любимых видов народного музицирования, без него не обходится ни одно торжество, праздник, концерт. Большинство исполнителей этого труднейшего жанра, как правило, мужчины, хотя изредка можно услышать и женщин. Весьма примечательно то, что хоомей сегодня исполняют представители не только старшего поколения, но и дети. Это всегда самый верный признак того, что традиция жива».
Тамара Будегечи. «Художественное наследие тувинцев». МК
Республики Тува. 1995г.
На фото - потомственный тувинский шаман Николай Ооржак
Источник фото -
http://www.newsmusic.ru/news_1_1918.htm
Источник текста -
http://www.culturemap.ru/region/162/?topic=13