• Авторизация


Велопоход "Тыва - Хакасия- 2007" 27-03-2008 14:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!



[700x525]
































Велопоход по маршруту:
Кош-Агач - Кокоря - пер.Бугузун (2608 м) - оз.Ак-Холь - оз.Джулукуль - р.Каргы - пер.Узун-Хем (1А, 3020 м) - р.Шуй - р.Орачи-Кара-Суг - пер.2310 м - р.Адыр-Кара-Суг - пер.2190 м - Бай-Тал - Тээли - Саянский тракт - пер.Саянский (2214 м) - Абаза - Арбаты - р.Бол.Арбат - пер.825 м - р.Табат - пер.1185 м - р.Калгансук - р.Аялыгхол - р.Клай - пер.1075 м - Богословка - Черемушки (рад.) - Майна - Саяногорск - Бея - Табат - Бондарево - Аскиз - Казановка - Бейка - Сыры - Пуланколь - Чарков - Усть-Бюр - пер.Изыхский (1019 м) - р.Теренсуг - Балыкса - р.Балыксу - руч.Веселый - пер.886 м - Бол.Ортон (нежил.) - пер.702 м - Ортон - пер.Изыгаш (982 м) - р.Кизес - пер.734 м - Майзас - Междуреченск.

Сроки: 21 июля - 10 августа 2006 г. (21 ходовой день).

Пройденное расстояние: 1270 км, из них:
* асфальт: 521,5 км;
* "джунгли" (колеи в высокой траве, грязь, лужи, камни, броды): 68,8 км;
* тропы: 40,2 км.
* грунтовки, щебенки, где-то плохие, где-то хорошие: 639,5 км.
Суммарный набор высоты: 14 670 м.
Категория сложности: 4.


Маршрут является своего рода обзорным, он проходит по четырем различным районам: это Горный Алтай (а именно Чуйская степь), Тыва (горная ее часть), горные и степные районы Хакасии и тайга Горной Шории (Кемеровская область). Каждый из этих районов заслуживает отдельного похода, поэтому пройденный маршрут, конечно же, не захватывает всех их достопримечательностей, однако дает хорошее представление о каждом из них. Путь заброски к месту старта пролегает по Чуйскому тракту через весь Горный Алтай. По этим местам интересно ехать и на велосипеде, что, однако, не являлось целью данного похода.

Первые 5 км пути от Кош-Агача проходят по Чуйскому тракту, далее сворачиваем с тракта и до д.Кокоря идет хорошая асфальтовая дорога по Чуйской степи. За деревней асфальт заканчивается, дорога становится грунтовой и уходит в долину р.Бугузун. Долина постепенно сужается, дорога идет с постоянным набором высоты, становится более каменистой и трижды пересекает реку вброд. Сложность может представлять только первый брод в высокую воду. Перед началом подъема на пер.Бугузун находится погранпост (летом обычно пустующий), а дорога некоторое время идет по руслу реки. Подъем на перевал по каменистой размытой дороге с большим уклоном, прохождение в седле затруднительно.

От пер.Бугузун до оз.Ак-Холь идет нормальная грунтовка по среднепересеченной местности. От самого Кош-Агача местность идет практически без растительности, найти укромное место для стоянки непросто, но с водой проблем нет. Населенность очень небольшая, это летние пастбища алтайцев и тувинцев, агрессивности по отношению к туристам не замечено.

На участке от оз.Ак-Холь до оз.Джулукуль дорога неоднозначная, слабо наезженная, местами теряется. Вероятно, существует не один вариант проезда этого участка. Вторая половина пути (после озер Мону-Таис) проходит по заболоченной местности, что вынуждает значительную часть преодолевать пешком.

Район озера Джулукуль - также сплошные болота с зарослями карликовой березки, продолжающиеся до водораздела с р.Каргы. Дорога представляет собой колею, прокатанную машиной типа ГАЗ-66. Кроме того, район озера является заповедником и туда необходим пропуск. С 2007 года на Джулукуле вновь появились егеря (после смены руководства Алтайского государственного заповедника) и пройти незамеченными не удастся. По всей видимости, удобнее будет ездить мимо оз.Хиндиктиг-Холь с выходом в долину р.Каргы, без заезда на Джулукуль. Вниз по долине р.Каргы идет каменистая грунтовка.

Перевал Узун-Хем (1А) - высшая точка маршрута (3020 м), он же - самый сложный перевал на маршруте, подъем и спуск по пешеходной тропе, которая на перевальном взлете идет по курумнику. Перевал красивый, на подъеме и спуске несколько небольших озер. Выход с перевала по тропам долины р.Узун-Хем (сев.) с двумя бродами этой реки. Вторую половину этого участка до выхода в долину р.Шуй можно преодолевать преимущественно в седле.

Пер.Узун-Хем был выбран как альтернатива классическому маршруту через пер.Шапшал (1А, 3100 м), который по сложности примерно такой же, но имеет более простые подходы.

По правому берегу р.Шуй идет местами полузаросшая дорога, местами тропа, заваленная упавшими деревьями. Ниже по долине дорога становится лучше, но до этого момента реку необходимо перейти вброд на левый берег для последующего выхода из долины, а сделать это ниже по течению не представляется возможным из-за большого количества воды в реке и сильного течения. Ни одного моста через Шуй в настоящее время нет. После брода на левый берег по конной тропе добираемся до места бывшего моста, где дорога переходит с правого берега р.Шуй на левый. Выход из долины логичнее всего осуществлять по долине притока Адыр-Кара-Суг, проехав до него вниз по левому берегу Шуя. Можно выехать и по р.Орачи-Кара-Суг (как это сделали мы, из-за недостатка информации), но в этом случае придется брать лишний перевал. Перевал из долины Шуя берется преимущественно велопешком из-за большой крутизны уклона. Замечательный спуск с перевала по лесной дороге со сбросом более 1000 м высоты приводит в с.Бай-Тал, расположенное в долине р.Хемчик. На этом участке уже нормальная грунтовка.

Запланированный изначально участок Тээли - пер.Бай-Тайга - Кара-Холь - Хонделен был сокращен из-за задержек на Джулукуле и Узун-Хеме (отставание от графика составило двое суток), и заменен прямым выездом из Тээли на Саянский тракт. В с.Тээли начинается асфальт.

Участок Ак-Довурак - пер.Саянский - Кубайка - пер.Атгольский - пер.Канжульский - Абаза проходит по Саянскому тракту, который на всем протяжении имеет хорошее асфальтовое покрытие (за исключением перевального взлета на пер.Саянский). Пустынная тувинская местность сменяется тайгой после выхода трассы в долину р.Ак-Суг. Перевал Саянский, так же как и два последующих перевала, сложности не представляет и проходится в седле, по нему проходит граница Тывы и Хакасии.

Абаза - Мал.Арбаты - асфальтовый участок по долине р.Абакан, далее каменистая грунтовка вверх по р.Бол.Арбат. Перевал в долину р.Табат проходится по неиспользуемой заросшей, местами грязной лесной дороге.

Участок р.Табат - пер.1185 м "Джойский" - р.Клай - пер.1075 м - Богословка был включен в маршрут для того, чтобы не ехать дважды по одной и той же асфальтовой трассе через Бею - Саяногорск, к тому же он весьма красив и еще не разведан велотуристами, на этом участке таежная грунтовка по пересеченной местности. Участок сложен для навигации, ориентирование затрудняют высокие деревья, плюс к тому нужная дорога на картах либо обозначена неверно, либо не обозначена вовсе, и она не является самой накатанной. Очень легко уехать неверным путем в долины рек Джой и Калгансук (что и произошло с нашей группой, в результате полдня продирались по "джунглям" со следами медведей), эти дороги тупиковые. В лесу много диких животных. Богословка - Майна - нормальная щебенка по долине р.Уй, мимо горнолыжного комплекса "Гладенькая".

Далее по асфальтовой трассе вдоль Енисея можно сделать радиальный выезд до п.Черемушки, где находится мощнейшая в стране Саяно-Шушенская ГЭС.

От Саяногорска начинается следующая часть маршрута, которая проходит по хакасским степям. Местность, тем не менее, достаточно пересеченная, регулярные спуски - подъемы и интересные пейзажи не дадут заскучать. В степях встречаются многочисленные древние курганы (в Хакасии насчитывается более 30000 курганов), что может быть интересно с исторической точки зрения. Пройденный маршрут является одним из вариантов проезда хакасского участка, сочетающим грунтовые и асфальтовые дороги и избегающим оживленных трасс. Разумеется, возможны и другие варианты.

Участок Саяногорск - Бея - Табат - Аскиз - Казановка - полностью асфальтовый, автомобильное движение слабое. В Казановке находится известный хакасский музей под открытым небом. Однако, ходить по этой местности самостоятельно будет не очень интересно, а на экскурсию нужно записываться заранее через турфирму. Далее идет грунтовый участок Казановка - Бейка - Сыры - Пуланколь - Чарков.

После с.Усть-Бюр дорога снова входит в тайгу, это уже начало Горной Шории. Через пер.Изыхский попадаем в долину р.Теренсуг (правый приток р.Томь). Хорошая грунтовка идет только до лесной вырубки на притоке Теренсуга - р.Иссук, после чего следуют 14 км "джунглей" и бродов до р.Верх.Березовая, в лесу много диких животных, в том числе медведей. Оставшееся расстояние до Балыксы - нормальная каменистая грунтовка.

Лесного участка на Теренсуге можно избежать, если ехать из Казановки сразу в Балыксу по новой дороге через Бирикчуль - Вершину Тёи. Однако, при этом теряется интересный грунтовый участок Казановка - Чарков.

Балыкса - Ортон - Майзас - типичная таежная дорога по Горной Шории с 4-мя перевалами. От места ухода из долины р.Балыксу до Ортона плохая каменистая дорога, с множеством больших луж, местами идет по руслам ручьев, в перевалы (которых на этом участке два) заезжать своим ходом проблематично. После Ортона дорога становится намного лучше, оставшиеся два перевала проходятся в седле.

От Майзаса до Междуреченска асфальтовое шоссе, перед городом движение становится интенсивным.

Источник текста и фото http://www.skitalets.ru/velo/2007/tuva_tomas/index.htm
Место на карте





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Novicova 27-03-2008-14:19 удалить
Да, нелегкий маршрут...


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Велопоход "Тыва - Хакасия- 2007" | Путеводитель_по_Тыве - Путеводитель по Республике Тува | Лента друзей Путеводитель_по_Тыве / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»