• Авторизация


Народы Кабардино-Балкарии и их культура 16-05-2008 22:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 


Балкарцы Исторические судьбы балкарцев тесно связаны с родственными им карачаевцами. В прошлом это был единый карачаево-балкарский народ.
На формирование балкарцев, имевших автохтонную кавказскую основу, значительное влияние оказал ирано-язычный компонент. Население Балкарии в 1-м – нач. 2-го тысячелетия подверглось тюркизации, испытав влияние кубанских болгар и др. тюрков, в особенности кыпчаков. Первое письменное известие о балкарцах (грузинская надпись на золотом кресте из церкви с.Цховати) относится к Х1V – XV вв. Судя по этой надписи, балкарцы на занимаемой ими территории находились уже в X1V – XV вв.     
Самоназвание балкарцев – таулу (горцы). Жители ущелья р.Баксан издавна называли себя баксанцами, живущие в Чегемском и прилегающих к нему ущельях – чегемцами, расселившиеся вдоль р.Черек – хуламцами и безенгийцами. Население Черекского ущелья называлось балкарцами. Это название в начале ХХ века распространилось на весь народ.
В официальных русских источниках и литературе Х1Х в. Балкария известна под названием «Пяти горских обществ Кабарды», а балкарцы именуются горскими татарами.

Кабардинцы Этногенез кабардинцев – общий с другими адыгскими народами. История собственно кабардинцев начинается с момента переселения части адыгских племен из Причерноморья и Прикубанья в Центральное Предкавказье.
По данным археологии переселение адыгов в общих чертах завершилось в ХV1 – XVП вв. Происходило оно весьма интентивно. В XVП в. уже складываются две крупные области Кабарды. Границы Малой Кабарды доходили на севере до правого берега Терека, на востоке – до левого берега Сунжи, на юге – до реки Кумбелей, на западе – до р. Лескен. Территория Большой Кабарды простиралась от Бештау по обоим берегам Кумы вверх до урочища Бургусант, включая области по правым притокам Терека – Малке, Баксану, Чегему, Нальчику. Кабардинские поселения отличались большой подвижностью, что было вызвано политической нестабильностью, междуусобицами князей, взаимоотношениями с соседями (ногайцами, калмыками, вайнахами).
Во 2-й половине ХV1 в. князь Темрюк отстоял независимость Кабарды в борьбе с крымскими татарами, ногайцами, кумыками, за которыми стояли Турция и Иран. Темрюк объединил раздробленные кабардинские княжества и установил дипломатические отношения с Россией, с Астраханским и Крымским ханствами. В 1557г. Кабарда присоединилась к России. Для закрепления этого союза дочь Темрюка Гуашэней была отдана в жены русскому царю Ивану Грозному.
Полное объединение с Россией произошло после ряда русско-турецких и кавказских войн. В 1774г. Кабарда отошла к России по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией.
В начале Х1Х века значительная часть кабардинцев переселилась из Малой Кабарды, а, позднее, из Пятигорья, в Закубанье в результате восстаний кабардинских князей, пытавшихся восстановить свою самостоятельность. Происходили также миграции вызванные чумой.
В 1865 г. царское правительство начало осуществлять на территории Кабарды переселенческую реформу, в результате которой из 116 мелких населенных пунктов было образовано 39 крупных поселений, причем 30 из них находились в Большой Кабарде.
Кроме Кабардино-Балкарской Республики кабардинские селения есть на территории Адыгеи.


Музыка и танец Кабарды …..«Кабардинским песням свойственна особая поэтическая образность. Музыкальное строение этих песен обычно такое: старик – запевала ведет весь рассказ певучим речитативом. а мужской хор из строфы в строфу вторит ему унисонным напевом – без слов, но чрезвычайно музыкально, выразительность

Одной из важнейших групп народной кабардинской музыки является музыка танцевальная. При исключительной любви кабардинцев к танцу этому не приходится удивляться: мелодии «каф», «уджей», «исламбеев» насчитываются сотнями. Слово «кафа» по - кабардински означает танец вообще, но этим именем зовется лишь определенный танец (одинаковый у кабардинцев и балкарцев). Кафа обязательно сопровождается особым ударным инструментом «пхацыч» ( от кабардинского слова «пха» - дерево), представляющим собой связку чинарных пластинок, дробно щелкающих в такт танца вместе с десятками ладоней зрителей.
Старинные кафы часто сопровождались хоровым пением, в песне при этом рассказывалась какая-нибудь забавная история – о разборчивой невесте (Кара-Камыль) или о том, как нерадивый хозяин, позвав гостя угощал его пловом из вороны (Енукой). Обычно такие кафы носят имена селений, где якобы произошла рассказываемая история.
Одна замечательная мелодия кафы – «Жан-кдеш», начиналась широким торжественным вступлением, исполнявшимся при выходе княгини с угощением для почетных гостей.
Музыка кафы по ритму и темпу близка к лезгинке и исполняется на диатонической гармонике с неизменным сопровождением «пхацыч»…


Фото:
http://www.mustang-kmv.ru/foto/exkur/nal4ik/f-2.html

Источник: http://www.elbrus-team.ru/regart_61.html

Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
VASKA_Z 16-05-2008-22:31 удалить
Кабардинским песням свойственна особая поэтическая образность. Музыкальное строение этих песен обычно такое: старик – запевала ведет весь рассказ певучим речитативом. а мужской хор из строфы в строфу вторит ему унисонным напевом – без слов, но чрезвычайно музыкально, выразительно


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Народы Кабардино-Балкарии и их культура | Кабардино_Балкария - Дневник Кабардино_Балкария | Лента друзей Кабардино_Балкария / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»