[450x451]
Официальной датой учреждения Кабардино-Балкарского государственного университета считается 5 апреля 1957 года, когда было подписано постановление Совета Министров СССР об открытии в г. Нальчике одного из первых на Северном Кавказе многопрофильного высшего учебного заведения.
Указанное решение правительства продолжило историю высшего образования Кабардино-Балкарии, вписало в ее летопись новую страницу. Университет в 1997 году отметил свое 65-летие: в июле 1932 года постановлением СНК РСФСР был основан Кабардино-Балкарский педагогический институт, который через два с половиной десятилетия стал базой Кабардино-Балкарского государственного университета.
Превращение педагогического вуза в университет было вызвано динамичным экономическим развитием республики в 60-х годах. Она остро нуждалась в квалифицированных кадрах:
инженерах машиностроения, строителях, зоотехниках, ветеринарах, инженерах-механизаторах, медиках, педагогах, химиках, физиках, математиках, экономистах, управленцах.
Открытие университета в сентябре 1957 года было отмечено как национальный праздник народов Кабардино-Балкарии. Сбывались пророческие слова кабардинского просветителя Ш.Б. Ногмова: "Придет время, когда мы все примемся за грамоту, книги, письмо". В первом учебном году университетские аудитории заняли свыше трех тысяч студентов, в 30 раз больше, чем в пединституте в далеком 1932 году.
Возглавил университет его фактический организатор профессор Х.М. Бербеков, заслуги которого перед народами Кабардино-Балкарии были высоко оценены Президентом Кабардино-Балкарской Республики В.М.Коковым, подписавшим 30 декабря 1996 года указ о присвоении университету его имени.
В 1965 году ректором университета становится К.Н. Керефов, крупный ученый и организатор. В годы, когда он руководил университетом, набор и выпуск специалистов возрос в 3 – 4 раза, было открыто несколько специальностей, аспирантура, стала возможной защита кандидатских диссертаций по 8 специальностям, возведен новый корпус для физико-математического факультета, где разместились и библиотека, и спортивные залы, и актовый зал.
Появились первые электронно-вычислительные машины.
В 1973 году ректором университета стал В.К.Тлостанов. Он подверг вуз серьезным структурным изменениям, укрепил связи с предприятиями и учреждениями республики, ее административно-территориальными единицами.
Деятельность университета все больше приближалась к решению задач, стоящих перед народным хозяйством республики.
Национально-культурная проблематика стала доминировать в курсовых и дипломных работах студентов. Были разработаны спецкурсы "Культура и быт кабардинцев и балкарцев", "Межпоколенная трансмиссия культуры адыгов", "Этнопедагогика" и др. В курсах этики и эстетики, читаемых на педагогических факультетах, стали отражаться особенности национальной культурологии. В 1990 году был организованфакультет кабардинской и балкарской филологии, а на факультете педагогики и методики начального обучения создана кафедра национальной и русской филологии.
Особое внимание уделялось естественнонаучным дисциплинам. По предложению В.К. Тлостанова в Нальчике был создан при широкой поддержке Российской академии наук Научно-исследовательский институт прикладной математики и автоматизации.
Значительная работа проводилась по привлечению на учебу в университет сельской молодежи. Заложенная тогда традиция продолжается и в настоящее время. Президент республики подписал в 1995 году указ, которым рекомендовал главам администраций районов и сел проводить отбор абитуриентов для дневного отделения, а университету зачислять тех из них, кто успешно сдал экзамены, но не прошел по конкурсу. Финансирование затрат университета по обучению дополнительно зачисленных абитуриентов из сельской местности предусмотрено производить из средств фонда социальной поддержки населения Кабардино-Балкарской Республики.
В 1981 году Кабардино-Балкарский университет заложил основу нового высшего учебного заведения республики. На базе двух его факультетов, сельскохозяйственного и механизации сельского хозяйства, был создан Кабардино-Балкарский агромелиоративный институт, ныне получивший статус Государственной сельскохозяйственной академии. В его студенческий коллектив вошло много сельской молодежи.
За заслуги в подготовке квалифицированных специалистов и развитии научных исследований Кабардино-Балкарский государственный университет в 1982 году, в связи с его пятидесятилетием, награжден орденом Дружбы народов.
Начало 90-х годов стало для Кабардино-Балкарского государственного университета новым рубежом. Он включился в трудную и увлекательную работу по реформированию высшего образования России, приближению деятельности университета к процессам демократизации общественной жизни, национального обновления.
Необходимо было сделать так, чтобы университет в короткие сроки был преобразован в автономное, самоуправляемое высшее учебное заведение, функционирующее в новых социально-экономических условиях конкуренции и рыночных отношений, способное использовать свой потенциал для организации многоканального финансирования, начать многоуровневую подготовку специалистов.
Можно сказать, что коллектив университета уверенно осуществляет формирование учебного заведения нового типа. Сегодня учебная, научная и производственная деятельность вуза направлена на поддержку, возрождение и развитие на подлинно демократической основе политической, экономической, социальной и культурной жизни Кабардино-Балкарской Республики. Университет стал признанным центром образования, науки, культуры успешно решает основные задачи:
обеспечить подготовку кадров и проведение научных исследований в целях развития экономики и культуры как в Кабардино-Балкарии, так и в Северо-Кавказском регионе в целом.
Принимаются меры к тому, чтобы знания, получаемые студентами, имели фундаментальный характер, опирались на социальный опыт общества и личности, и в этих целях используются в качестве базовых дисциплин история народов Северного Кавказа, философия, история мировых религий, экономической, политической и общественной мысли, результаты научных исследований по проблеме национальных отношений.
На большинстве факультетов организуется многоуровневая система подготовки кадров.
Послевузовское образование обеспечивают специальные структуры, готовящие научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации. Последняя ступень непрерывного образования основана на интеграции обучения с научными разработками, осуществляемыми научными подразделениями университета:
Научно-исследовательским институтом высокомолекулярных соединений, ботаническим садом, конструкторскими бюро, бюро переводов, большим числом лабораторий.
Стратегическим направлением является интеграция образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и создание научно-образовательного комплекса, способного гибко реагировать на конъюнктуру рынка труда, обеспечивать многоступенчатость, многоуровневость и преемственность содержания и технологий образования, преодоление межведомственности.
Первым шагом в этом направлении явилось включение в число структурных подразделений университета колледжа информационных технологий и экономики и школы-лицея.
Расширение международного сотрудничества стало заметной приметой нашего времени. Университет тесно сотрудничает с 19 зарубежными вузами. Создана система прямых договоров с университетами и научными центрами ряда зарубежных стран, в том числе теми, где имеются крупные диаспоры адыгов, балкарцев, других народов Северного Кавказа. Это Турция, Иордания, Сирия. Выпускники университета, живущие и работающие там составляют значительный отряд местной интеллигенции, ведут большую культурологическую работу по сохранению и развитию языков, традиций, обычаев, литературы, национального прикладного, хореографического и певческого искусства.
Наши ученые участвуют в подготовке к изданию учебных пособий, разговорников, самоучителей по кабардино-черкесскому, карачаево-балкарскому и русскому языкам, адаптированным для тех, кто проживает за рубежом, и для репатриантов, а также в оказании им помощи в изучении истории, государственно-правового, социально-экономического и общественно-политического устройства Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Адыгеи.
В соответствии с положениями Закона Кабардино-Балкарской Республики "Об образовании" университет способствует созданию национально-образовательных учреждений и оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Кабардино-Балкарии в местах компактного проживания соотечественников.
Заметно развиваются связи с университетами США, Великобритании, Германии, Испании. Молодежь из этих и некоторых других европейских стран обучается в университете на краткосрочных курсах по изучению русского языка, проходит педагогическую практику. Подписан договор с Российско-Американской высшей школой управления о создании в Кабардино-Балкарии регионального отделения школы с целью совместной подготовки специалистов в области менеджмента для предприятий и организаций Северо-Кавказского региона и Кабардино-Балкарии. Представители зарубежных организаций участвовали в исключительно важном для региона экспертном семинаре "Взаимоотношения между федеральным центром и республиками Северного Кавказа", организованном университетом. Проведены две крупные конференции для соросовских учителей в рамках Международной соросовской образовательной программы.
В 1996 году более 50 представителей университета из числа преподавателей и студентов выезжали за границу для чтения лекций, стажировок, общения с зарубежными коллегами.
Несмотря на сложность обстановки в связи с событиями на Северном Кавказе, в настоящее время в университете обучаются 210 иностранных студентов. Десять из них, из Германии, Иордании, Сирии, проходят подготовку в аспирантуре. Некоторые наши студенты получили диплом Миссисипского университета (США).
Деканат по работе с иностранными учащимися и кафедра русского языка для иностранных студентов стали функционировать в университете с 1983 года. За это время подготовлено для Сирии, Иордании, Турции, Афганистана, Пакистана, Индии, Кореи, Ливана, Йемена, Алжира, Вьетнама более 500 специалистов, в том числе 20 кандидатов наук по различным направлениям.
Возрастающий объем творческой работы, новые требования к ее качественной стороне, улучшение школьного образования в таких учебных заведениях, как гимназии, лицеи, колледжи, ставят перед необходимостью существенно менять содержание и стиль педагогической деятельности, поднимать планку научного потенциала вуза.
В целях решения этой проблемы пересматриваются учебные планы, ликвидируется многопредметность, кафедры начинают переходить к чтению проблемных лекций, разрабатываются курсы и методики проведения практических занятий с применением ситуационных и имитационных моделей, учебных деловых игр.
Много внимания уделяется внедрению в практику новых информационных технологий. Более 15 лет назад в университете была создана замкнутая телевизионная система для учебных целей и вступительных экзаменов, содержавшая не более десятка компьютеров. Сейчас имеется около 40 компьютерных классов, в которых могут одновременно заниматься 400 человек, создана и функционирует компьютерная сеть с выходом в различные электронные сети, обеспечена телефонная, факсимильная и электронная системы связи со всеми странами.
При университете созданы Республиканский центр новых информационных технологий, региональная телекоммуникационная сеть, которая используется для информатизации системы образования Кабардино-Балкарии. Завершены работы по созданию канала спутниковой связи Нальчик – Санкт-Петербург с дальнейшим выходом по оптоволокну в столицу Финляндии Хельсинки, что обеспечивает свободный доступ к сети Интернет.
По степени оснащенности компьютерами Кабардино-Балкарский государственный университет занимает одно из первых мест среди классических университетов России.
Промышленное развитие, быстрый рост городского населения, воздействие массовой культуры – все это оказывает громадное влияние на размывание национальных особенностей народа, отрывает его от истоков духовности, способствовавшей на протяжении веков и трудной исторической судьбы сохранять свою самобытность.
Вопрос воспитания молодежи на современном этапе развития нашего общества в силу ряда причин приобретает особое значение. Не лучшими образцами массовой культуры, культом насилия и жестокости, захлестнувшими кино- и телеэкраны, заполняется образовавшийся идеологический вакуум. В поисках новых жизненных интересов молодежь порой теряет нравственные ориентиры, с трудом вписывается в контекст общественной жизни, для которой характерна социальная незащищенность.
Что может противопоставить этому преподаватель, который сам только-только начал избавляться от эклектики социалистических атавизмов? Прежде всего общечеловеческие ценности, характерные для традиций и обычаев наших народов, их многовековой культуры. Горцы всегда отличались дисциплиной и прилежанием, воспитанными на семейных традициях. Им всегда были присущи трудолюбие, острое восприятие чести и достоинства, честность, уважение к старшим, к памяти предков.
Университет аккумулирует информацию об истории, устном творчестве, национальной литературе, языках народов Кабардино-Балкарии. В учебные программы вводятся специальные дисциплины, направленные на глубокое изучение и развитие культурных и духовно-нравственных ценностей, национальной литературы и фольклора коренных и других народов Кабардино-Балкарской Республики, обязательное изучение по выбору обучающегося кабардинского или балкарского языка, являющихся, как и русский, государственными языками республики. Здесь мне хотелось бы привести еще одни замечательные слова Ш.Б. Ногмова из предисловия к составленной им грамматике кабардинского языка: "Цель моя будет достигнута, если мои соотечественники начнут изучать адыгейский язык и русский... и если русские обратят также внимание на наш язык, обильный, древний, представляющий богатую почву для филологии и истории". Изучение родного края воспитывает молодежь в духе патриотизма, гордости за дела и свершения, которые оставили нам ушедшие поколения. Воспитательная работа строится также на серьезном ознакомлении студентов с лучшими произведениями мирового искусства, достижениями эволюционного развития государств и народов, отвергающих насилие в разрешении социальных и межнациональных проблем, сепаратизм и радикализм.
Большую роль в воспитательном процессе играют музей университета, с экспозицией которого первокурсники знакомятся в обязательном порядке, студенческие организации самоуправления.
В этом плане нельзя не сказать о школе-лицее для одаренных детей, открытой при университете в соответствии с указом Президента Кабардино-Балкарии от 28 августа 1995 года. В школу-лицей зачисляются учащиеся 10 – 11 классов победители и призеры конкурсов и олимпиад международного, российского, республиканского уровней по естественным дисциплинам, экологии, художественному и техническому творчеству. Воспитательной работе в школе-лицее придается первостепенное значение.
Для Северного Кавказа крайне важно укрепление дружбы, единства и согласия между народами, населяющими этот регион. Университет активно участвует в решении этой проблемы. В 1996 и 1997 годах при поддержке руководства Кабардино-Балкарии, других субъектов Федерации университет организовал фестивали студенческой молодежи "Студенческая весна на Северном Кавказе". Цели и задачи фестиваля определены в Положении о нем: обогащение культурной и духовной жизни учебных заведений, раскрытие творческих способностей студенчества, поддержка активной талантливой молодежи, развитие народного творчества, более полное освоение материальной и духовной культуры народов Северного Кавказа.
Высокую оценку этому мероприятию дал Президент Кабардино-Балкарской республики В.М. Коков. Приветствуя участников фестиваля 1997 года, он, в частности, сказал: "На мою долю сегодня выпала самая почетная из всех миссий, когда-либо возлагаемых на меня, – поздравить с открытием фестиваля собравшихся здесь гостей Кабардино-Балкарии и моих земляков... По-отечески желаю делегациям молодежи Северного Кавказа успехов. Девиз фестиваля "Мир, молодость, согласие" – великий смысл вложен в эти слова, в них сама суть нашей жизни.
Фестиваль предоставил возможность студентам обсудить молодежные проблемы, установить контакты со сверстниками, выразить свои взгляды по самому широкому кругу вопросов, продемонстрировать самобытное народное творчество, а также образцы массового авангардного искусства, к которому, как известно, молодежь во все времена имела определенное влечение.
Неплохо, на мой взгляд, в Кабардино-Балкарском государственном университете решаются вопросы социальной поддержки студентов и сотрудников. Без задержки выплачивается стипендия и заработная плата, выдаются льготные путевки, имеются свои лечебная, спортивная базы.
Еще совсем недавно, немногим более 10 лет назад, когда контингент обучающихся в университете был значительно меньше, чем теперь, треть студентов жила на частных квартирах, а решение о строительстве нового студенческого общежития на 600 мест воспринималось как несбыточная мечта. Сегодня в студенческих общежитиях 1200 мест, ими обеспечиваются все нуждающиеся.
Поддержка университета Президентом республики В.М.Коковым, правительством, главами администраций городов и районов, общественностью позволяет не только сохранять научно-педагогический потенциал, что само по себе в сегодняшних нелегких условиях является весьма непростым делом, но и выходить на новые рубежи развития, превращать вуз в современное высшее профессиональное образовательное учреждение, стоящее на верхней ступени формирующейся системы образования Кабардино-Балкарии.
Хотелось бы познакомить читателей с некоторыми конкретными цифрами и фактами, характеризующими состояние и деятельность Кабардино-Балкарского университета.
Его учебная площадь, расположенная в нескольких корпусах, составляет 58 857 кв. м. На одного студента приходится 10,4 кв. м. Количество студентов – 9157 человек, в три раза больше, чем в первой университетский год, и почти в 100 раз больше, чем было на первом курсе Кабардино-Балкарского педагогического института в день его открытия. На дневном отделении обучается 5658 человек, на вечернем – 132, на заочном – 3367.
В последние годы в связи с резким ухудшением социальных и экономических условий заочная форма обучения для многих становится средством обеспечения социальной адаптации к особенностям переходного периода. Поэтому число желающих обучаться на заочном отделении, в том числе с целью получения второй специальности, увеличивается, что является еще одним подтверждением необходимости организации дистанционного обучения.
Впервые в регионе в Кабардино-Балкарском университете открыт экстернат. Проделана большая работа для того, чтобы желающие и при этом хорошо успевающие студенты могли в более короткие сроки завершить обучение. Из-за непростых материально-бытовых условий экстернат, как и заочная форма обучения, привлекает к себе все большее внимание молодежи.
Ежегодный прием в университет по всем формам обучения составляет в среднем 1800 человек, выпуск специалистов – 1500-1600 человек. Университет готовит физиков, химиков, математиков, биологов, историков, медиков, юристов, работников социальной сферы, экономистов, филологов, педагогов, специалистов машиностроения, промышленного и гражданского строительства, физкультуры и спорта, охраны окружающей среды и др. Круг специальностей определяется, потребностью секторов народного хозяйства республики, а лимит приема на каждую из специальностей определяется, исходя из перспективы трудоустройства, а также проявляемого со стороны абитуриентов интереса. Эти две составляющие в основном совпадают. Наибольший конкурс на следующие специальности: юриспруденция, математика, английский язык, бухгалтерский учет, социальная работа, русский язык и литература, физическая культура и спорт.
Учитывая, что примерно треть выпускников в настоящее время не обеспечивается работой, для повышения гарантий их трудоустройства в бюджет Кабардино-Балкарской Республики заложены затраты на создание системы трудоустройства молодых специалистов по специальности. С этой же целью открыт факультет дополнительных профессий, где, в частности, имеются следующие отделения: практическая бухгалтерия, иностранные языки, журналистика, основы юридических знаний.
Учебный процесс в университете ведут 736 преподавателей, из них 70 докторов и более 400 кандидатов наук. Более 80 процентов учебников и учебных пособий, по которым осуществляется подготовка специалистов в университете, написаны нашими учеными. В 1997 году запланировано издание еще 185 наименований учебной литературы за счет средств вуза.
Сейчас основные усилия в учебной работе направляются на дальнейшее освоение Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и повышение на его основе качества подготовки специалистов. Разработаны новые рабочие учебные планы на всех факультетах и отделениях, по ним организованы учебные занятия.
Предстоит кропотливая работа по разработке и внедрению республиканских (КБР) компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Этой работе в республике придается исключительно важное значение, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что согласно Закону Кабардино-Балкарской Республики "Об образовании" республиканские компоненты государственных образовательных стандартов подлежат утверждению Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарии.
В университете работает Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК), который создан совместным приказом Госкомвуза России и Кабинета Министров Кабардино-Балкарской республики в 1994 году. Главной задачей Центра является повышение квалификации и переподготовки кадров с учетом имеющихся потребностей в регионе. Центр работает на основе полного хозрасчета и самофинансирования. Одним из направлений его деятельности является работа по подготовке выпускников школ к вступительным экзаменам в вузы. За время работы здесь прошло обучение около 2,5 тыс. учащихся, привлекалось к работе более 150 преподавателей университета, 101 выпускник был зачислен в университет без экзаменов. В Центре повышают квалификацию терапевты, педиатры, психиатры, хирурги, инфекционисты и др., а также аудиторы по согласованию с Департаментом аудиторской деятельности и Центральной аттестационно-лицензионной комиссией при Минфине РФ. Деятельность МРЦПК за полугодие принесла в кассу университета 465 млн. руб.
В перспективе – организация работы по повышению квалификации преподавателей средних и высших профессиональных учебных заведений Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, о чем имеется договоренность с федеральным органом управления образованием. Открыт новый факультет подготовки кадров высшей квалификации, в обязанности которого входит координация работы всех структурных подразделений университета, занимающихся организацией подготовки к защите докторских и кандидатских диссертаций, оказанием методической помощи.
Говоря о повышении качества образования, особенно высшего, и о развитии науки, нельзя обойти молчанием проблему отношений между ними, создания условий для их взаимообогащения.
Как и во многих других вузах Российской Федерации, в Кабардино-Балкарском государственном университете выполняется значительная доля научных, в том числе, фундаментальных, исследований. В выполнении НИР участвуют 796сотрудников, среди которых 67 докторов и 411 кандидатов наук, 61 аспирант и 4926 студентов.
Научная работа наших студентов в целом ряде случаев высоко оценена за рубежом. Например, трое студентов отделения микроэлектроники в 199б году стали соросовскими стипендиатами, двое из них повторно.
Наметившийся в 1995 и последующих годах рост объема выполняемых НИР получил продолжение и в текущем году. Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации принят тематический план НИР вуза по единому заказ-наряду на 1997 год в объеме 480 млн. руб., что превышает финансирование в 1996 году в 1,4 раза. Университет участвует в ряде федеральных целевых научных программ, в том числе по русскому языку, экологии с объемом финансирования 4280 млн. руб. на период 1997-2000 годов.
Основными научными направлениями университета являются: общественные науки, кавказские языки, лексикология, история отдельных стран, медицинская микробиология, антропогенные воздействия на экосистемы, вычислительная математика, межфазные явления, физические свойства металлов и сплавов, физическая химия, химия высокомолекулярных соединений, аналитическая химия, надежность и долговечность машин, строительные материалы и изделия, механические свойства твердых тел и др.
Несмотря на неблагоприятные финансовые условия в университете открываются новые факультеты, отделения, кафедры, специальности, увеличивается контингент студентов, совершенствуется лечебная, спортивная, оздоровительная база, оказывается поддержка студенческому самодеятельному творчеству.
Не останавливаются новое строительство и ремонтные работы, которые ведет строительное управление, являющееся структурным подразделением вуза так же, как и служба питания. Сейчас заканчивается строительство пятиэтажного учебного корпуса, открытие которого планируется к 1 сентября 1997 года, ремонт главного корпуса, зданий, где размещаются экономический, медицинский, физический и математический факультеты. Сдан в эксплуатацию 70-квартирный жилой дом, начата реконструкция здания для размещения полнопрофильной университетской поликлиники, реконструирована университетская база в Приэльбрусье. Всего в 1996 году освоено строительно-монтажных и ремонтных работ на сумму более 4 млрд. руб.
Происходящие в вузе перемены качественно меняют наш научный и образовательный потенциал и тем самым создают реальные предпосылки для обеспечения перспективного промышленного и социально-культурного развития Кабардино-Балкарской Республики.
Источник: http://www.kbsu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=15&Itemid=35
Фото с сайта: http://sch21yar.narod.ru/Kab2.jpg
Место на карте