[700x525]

Чем занимаются фрирайдеры летом, в отсутствие снега? В основном разъезжаются по городам работать, копят денежки на сезон или наоборот - долги отдают. А чтобы поддерживать адреналин в крови на должном уровне находят себе альтернативные занятия. Кого ни спросишь один с парашютом прыгает, другой с аквалангом ныряет.
Ну а мы, жители поселка Терскол, ничего лучшего не нашли как развлекаться все тем же - фрирайдом, по тем же самым трассам, что и зимой. Но, конечно, на лыжах по траве мы не катались, нет, мы жгли на велосипедах. Просто хорошо зная местность по зиме, решили воспользоваться этим летом. Вряд ли до там кто-то уже ездил. Во многие места не зная дороги не полезешь, поэтому велосипедисты, приезжающие с даунхильными аппаратами катаются в основном по трассе под канаткой или вокруг нее. В общем начало лета было для меня жарким. Следуя за ребятами по все усложняющимся маршрутам, я периодически задавалась вопросом, вроде этого: « Что я делаю на этой скале с велосипедом…» Временами происходящее просто казалось какой-то фантастикой и чувствовала я себя так, как если бы меня на Марс забросили, не иначе.
Первые спуски по окрестным горам мы совершили несколько лет назад, скатываясь с Чегета по дороге и с Кругозора по горнолыжной трассе. Позже пробовали уже фрирайдные темы - по сенокосам. Не знаю, где это еще возможно, кроме как в Терсколе. Дело в том, что практически у всех местных жителей имеется хозяйство - коровки там, барашки, ослики. Живность нужно обеспечивать едой на зиму, когда они не пасутся и очень зависят от своих хозяев. Поэтому подножья гор, обступающих Терскол, разбиты на частные участки, где фермеры заготавливая сено, скашивают высокую траву, и, сами того не подозревая, подготавливают трассы для велосипедистов. Таким образом, ближе к осени, появляются заманчивые рельефы, покрытые ершиком травы, который обеспечивает отличное сцепление велосипедных покрышек с поверхностью. И, если не полениться забраться с велосипедом на верхние сенокосы, можно катиться вниз, как зимой, в любом направлении, без всяких тропинок, куда душа пожелает. И только крупный и не очень рогатый скот будет долго провожать вас изумленным взглядом.
Кстати, животные, действительно, довольно любопытны. При вашем появлении они пугаются и бросаются врассыпную, а потом стоят поодаль и пытаются разглядеть, что же это за зверь диковинный тут лазает. На Чегете и на пике Терскол эта роскошь доступна с подъемника. Правда на терскольские сенокосы проще попасть по дороге, проложенной до обсерватории, стоящей на верху горы. Ну а для того, чтобы добраться до них с помощью канатки, надо ехать в Азау, подниматься до Мира, потом пешком лезть вверх, траверсировать через ледник Гара-Баши и спускаться вниз часа 2 как минимум. Успеешь устать. Зато приезжаешь прямиком в поселок. Маршрут называется «через обсерваторию». Как раз с него и начались наши летние приключения.
Предложил туда поехать Саня Байдаев. Впрочем, все новые предложения, в основном, исходят именно от него. Правда, через обсерваторию мы уже ездили в прошлом году, в начале осени, когда солнце растопило все, что можно, а новый снег еще не выпал. Сейчас же в начале лета, он лежал до половины трассы между Миром и Кругозором. Т.е. полдороги предстояло ехать и идти по снегу. Какие-то облачка набегали со стороны Сванетии, было достаточно прохладно, поэтому с готовностью подхватил эту идею только Леша Водолазкин, а остальные особого восторга не выразили. Кто уже устал, кто был слишком легко одет. У меня вообще были голые ноги и брести по колено в снегу что-то не вдохновляло.
В общем, потупили-потупили и полезли в вагон, поднимающийся на Мир. Там шел легкий снежок. Все большие сомнения охватывали по поводу разумности предстоящего путешествия. Немного прошлись вверх, чтобы забраться на полку, откуда можно было стартовать.
Склоны вокруг все были в снегу, слева даже висел большой карниз, а прямо вниз уходил непросматриваемый сверху склон. Рельеф там какой-то круглый, человек ехать начинает, и метров через 10 исчезает из поля зрения, остается только гадать, что с ним происходит до тех пор, когда он ни появляется в самом низу на выкате. Но мы знали, что никаких сюрпризов там быть не должно. Саня поехал первым, пропал, но через несколько секунд выехал внизу. По очереди скатились все остальные.
На этом склоне снежок был что надо: не жесткий и не кислый, колесо немного проваливалось, но не сильно, это было даже, кстати, не очень заносило, к тому же падать не так страшно, как на камни. После спуска все развеселились и сомнения развеялись. К тому же начиналась самая экзотическая часть экскурсии - поход через ледник. В этой части горы он лежит широким плоским языком, трещин почти нет или же они совсем маленькие, самую большую спокойно перешагиваешь. Для тех, кто летом ледников не видел, скажу, что лед совсем не голубой и скользкий, а серый и шершавый. В прошлом году он был открыт и мы могли ехать на велосипедах, а сейчас лежал снег и большую часть мы прошли пешком, ехать не получалось - буксовали.
Миновав ледник, залезли на морену, отгораживающую Эльбрус от пика Терскол и поехали по широкому гребню, поднимаясь на более высокую ее часть. Зимой там обычно надувает небольшой карниз, а сейчас он стаял, зато вместо него образовался резкий перегиб. Первые метры круто уходили вниз и было непонятно, как с него стартовать, то ли прыгнуть, толи еще как. Я выбрала «еще как» и, аккуратно скинув велик вниз, слезла следом, потом сидела – ждала, что же предпримут остальные. Первым на этот раз был Грифон. Он отважно ринулся вниз - уехал! И, когда казалось, что самый сложный участок пройден, колесо проваливается в рыхлый снег и Грифон, перелетев через руль, втыкается головой в снег. Следом Антон сбросил свой велик, прыгнул и усвистел, причем очень быстро, метров на 20 вниз на попе. В общем, было весело.
Чуть ниже по склону, уже пытались ехать, но было сложнее, чем наверху, на Мире, потому что снег проваливался и был весь в продольных канавках от талой воды. Еще через некоторое время снег закончился. Выкатываемся на плато, лежащее под обсерваторией. Пока мы отдыхали на травке, из стоявшей поодаль палатки вылезли туристы и, недоумевая, откуда мы вдруг взялись, стали снимать нас на камеру, видимо, как местную достопримечательность.
Стоило ненадолго остановиться, как стало ясно, что сил почти не осталось, поэтому, доехав до дороги, мы быстренько втопили вниз, правда, пару раз пришлось разбирать небольшие каменные завалы - дорогу еще не чистили с зимы. Уже смеркалось, когда мы, распугав барашков «на сараях», вылетели в поселок. Вечером, валяясь у костра, не в силах пошевельнуться, все были довольны, что все-таки вписались в этот трип.
Следующим на очереди стоял спуск «к первой опоре». Кто катает фрирайд зимой в Терсколе, сразу поймет, о чем речь, т.к. это один из излюбленных маршрутов. От верхней станции Мир надо долго ехать налево (если смотреть вниз), вдоль серии карнизов, на которых можно здорово поприкалываться. Затем попадаешь на крутой скоростной склон, выводящий к первой по счету опоре от станции Азау. Отсюда и название.
Разведать, что представляет из себя этот маршрут летом, поехали Саня, Тоха, Грифон и Толик (фотограф). Начинали опять по снегу и, как и зимой, стали баловаться на карнизах, пытаясь с них прыгать. Но снег был слишком рыхлым, напрасно ребята утрамбовывали его, толкнуться все равно не удавалось, колеса проваливались. Но карнизы в покое они все равно не оставили, стали съезжать с них на разный лад.
После того, как снег закончился, пришлось немного полазить, преодолевая каменные россыпи. Далее началась трава, но по ней тоже сложно было ехать, из-за крутого уклона. Можно было двигаться траверсом, но потом все равно приходилось слезать с велосипеда, чтоб развернуть его и ехать в обратную сторону. Зато в нижней части лежит длиннющая сыпуха Вот тут уж все смогли отжечь. Колесо в ней утопает и за счет этого слайдишь в камнях. Ребята утверждают, что не сложно, важно начать ехать. Следы на сыпухе выглядели эффектно, были похожи на зимние, в них угадывались дуги. Жаль только, что на этом спуске Грифон поломал задний тормоз и больше в наших вылазках не участвовал.
Покатавшись несколько дней на Эльбрусе, решили наведаться для разнообразия на Чегет. В июне туристов мало и часто работает только нижний подъемник. Поэтому подниматься получалось только до середины горы и ездить в основном по траве. Но и с первой очереди в начале спуска несколько десятков метров приходится пробираться среди характерных для Чегета плоских валунов и можжевеловых кустов, затем начинаются альпийские луга с буйной растительностью, поэтому чтобы не утонуть в зеленом море, лучше кататься, когда трава не успела вырасти, да и за порчу сенокоса вряд ли местные жители похвалят. В начале июня трава там не была высокой, но цветов уже было не счесть. Тысячи. И половина наверняка занесена в Красную книгу.
Так дела обстоят на Югах, справа от подъемника, а слева на северах, из-за зарослей рододендронов наверху и царства гигантских лопухов внизу и вовсе нельзя проехать, можно только продраться с мачете, а с велосипедом там гулять не очень прикольно.
В первый день катания нам не очень повезло. Когда мы поднялись наверх, пошел дождь с градом. Мы его переждали, но по дороге нас догнала другая туча, и опять пришлось прятаться. Позже мы все равно промокли, потому что извалялись в траве, которая стала скользкой, и по ней сильно разгоняло и заносило. Эффектней всего «убрался» Альберт, он поскользнулся на крутом склоне и на боку заскользил вниз, не оттормаживаясь, а наоборот, набирая скорость, по кустам, по камням. Но все обошлось, спасибо защите, которую подогнали нам добрые дяди из триал-спорта.
Зато на другой день мы взяли реванш, по сухой траве кататься показалось проще простого. Мы сделали несколько спусков, скатились по тропинкам к озеру. По дороге к нему Саня придумал кататься по ручьям, текущим с горы. Это было здорово! Я сначала не поняла, что он затевает, никак не ожидала, что в маленькой речке можно увидеть велодорожку.
Но окончательно мое воображение было растоптано на следующий день на Эльбрусе, потому что то место, где пацаны жгли, я не считала пригодным для катания. Начали, с «легкой разминочки», скатились в Назкин кулуар, под Кругозором. Это крутой склон со скользкой длинной кочкообразной травой вперемешку с камнями.
Потом поднялись на Мир и решили спуститься прямо под канаткой по страшному склону, состоящему из красных скал, камней и камешков вулканического происхождения. В общем сыпуха с хорошим уклоном, проходящая между скал разного размера. Мне эта затея поначалу показалась попросту нереальной. Особенно после того, как от неосторожного топтания на вершине холма булыжники, оставляя за собой пылевой шлейф, с грохотом полетели вниз. Но нет, ребята туда все-таки полезли. Съезжали по очереди, чтоб не поубивать друг друга камнями, улетавшими в самый низ и выкатывавшимися на снег. Саня, как обычно, съехавший первым, предусмотрительно забрался на остатки зимнего трамплина, стоящего на контруклоне. В конце концов, все спустились удачно, никто не пострадал, ни люди, ни железо, хотя падений никому избежать не удалось.
Путешествие продолжалось. Решили спуститься в Азау через кулуар, напротив Кругозора. Там зимой проходил полуфинал соревнований по фрирайду. На пути лежала морена и мы, наконец, попробовали прокатиться по ее узкой макушке, куда до этого только смотрели из вагона и гадали, получится или не получится. Разобравшись с мореной, начали траверс в сторону кулуара. Тем временем наполз туман и места стали неузнаваемыми. Не знаю как остальным, а мне периодически казалось, что мы не туда свернули и сейчас будем прыгать бейс с 70 метрового водопада «Девичьи слезы». Но вот, наконец, добрались до кулуара, но весь его проехать удалось только Сане, остальные, в основном, тащили велики на себе (надо же им тоже иногда кататься). Под занавес, перед выкатом на старую добрую трассу, путь преградила река, но нам уже было море по колено, через нее мы легко перепрыгнули. На следующий день я уезжала, а у пацанов оставались еще масса нереализованных задумок. Например, Саня уже давно хочет съехать в «Волчьи ворота». Название говорит само за себя. То ли еще будет!
Информация с сайта:
http://regions-city.ru/oblast/k-balkariya/articles/74569/74591.html
Фото с сайта:
http://fotki.yandex.ru/users/vital-mih/view/8592/
Место на карте