• Авторизация


Нальчик театральный 07-04-2008 20:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x399]

Столица Кабардино-Балкарии известна большинству жителей нашей страны своими санаториями, парками и замечательной минеральной водой, в считанные дни исцеляющей хронические недуги желудочно-кишечного тракта. Однако далеко не все знают, что Нальчик — театральный город с давними, проверенными временем традициями.

Если говорить об истории развития театрального искусства КБР, то она достаточно показательна для всего Северного Кавказа.

Можно по-разному относиться к советской власти, но невозможно не признавать очевидного факта: только после 1917 года горские народы получили право на самореализацию в области культуры, литературы и искусства. На смену имперскому великоросскому чванству пришли идеи интернационализма, постоянно декларируемые большевиками. Именно эти идеи, встреченные с воодушевлением на огромной территории от Черного и до Каспийского морей, вызвали к жизни целую плеяду творцов, вписавших золотыми буквами свои имена в летопись мировой цивилизации.


На Кавказе стали появляться профессиональные театры. В 1936 году в Нальчике практически одновременно открылись Кабардинский, Балкарский и Русский театры. Впоследствии им пришлось пережить вместе со своими народами немало невзгод и трагедий. Великая Отечественная война и оккупация Северного Кавказа немцами, депортация балкарцев в Среднюю Азию, перестроечный хаос и развал советской системы, отчаяние и нищета начала девяностых — все эти события, так или иначе, отразились на судьбах служителей Мельпомены. Но, к счастью, Нальчик не утратил статуса театрального города.

Начало XXI века столица Кабардино-Балкарии встретила, имея пять театров: Кабардинский драматический театр им. Али Шогенцукова, Балкарский государственный драматический театр им. Кайсына Кулиева, Русский драматический театр им. Максима Горького, Государственный Музыкальный театр, Кабардино-Балкарский театр кукол.

В 2006 году спектаклем «Жестокая игра» по пьесе Жамиака «Мсье Амилькар» свой первый театральный сезон открыл театр «Фатум». Этот последний факт красноречивее любых статистических показателей говорит о том, что в Кабардино-Балкарии созданы благоприятные условия для мастеров сценического искусства.

А мастерства актерам действительно не занимать. По словам председателя Кабардино-Балкарского отделения СТД РФ, заслуженного артиста КБР Мухадина Кумахова, отличительной особенностью национальных театров республики является высокий процент профессионалов, получивших подготовку в лучших театральных учебных заведениях нашей страны. Около 90% тех, кто служит в Кабардинском театре, окончило Щукинское училище. В Балкарском театре такой же процент составляют выпускники ГИТИСа.

Эта добрая традиция, сохранившаяся еще с советских времен. Одаренная молодежь национальных республик целенаправленно отправлялась на учебу в столичные театральные учебные заведения.

Другая особенность театральной жизни напрямую зависит от демографической ситуации.

Согласно последним статистическим данным, численность сельского населения Кабардино-Балкарии составляет около 400 тыс. человек. Это 40% от общего числа людей, живущих на территории республики. Вполне естественно, что театры, в особенности национальные, значительную часть своего времени работают на выездах, а кукольный театр вообще не имеет собственной стационарной сцены.

Как говорит Мухадин Кумахов, такая ситуация характерна для всех республик Северного Кавказа, поскольку огромная часть носителей национальных языков живет за пределами городской черты, в многочисленных аулах и селениях.

Разумеется, все вышеперечисленные факторы вызывают определенные трудности, зато полностью снимают проблему нехватки зрителей, с которой часто сталкиваются современные театры в городах. Сельские жители, кабардинцы и балкарцы всегда с нетерпением ожидают театральные коллективы, приходят на спектакль всем селением. Это и неудивительно. Театр предоставляет возможность услышать родной литературный язык, так что даже во время уборочной страды, когда интерес к сценическому искусству падает по естественным причинам, театры Нальчика, работая на выездах, не остаются без зрителей.

Несмотря на то, что относительно небольшое число носителей национальных языков значительно ограничивает зрительскую аудиторию, национальные театры Кабардино-Балкарии много и успешно гастролируют. Кабардинский театр — в Адыгее, Карачаево-Черкессии и в Турции, где проживают потомки мухаджиров — адыгов, вынужденно покинувших территорию России в середине XIX века. Балкарский театр выступал в Карачаево-Черкесии и Татарстане.

Репертуар театров Кабардино-Балкарии строится как на сочинениях местных авторов, так и на произведениях мировой литературы, переведенных на национальные языки, и здесь возникает еще одна специфическая проблема, связанная с общим разрушением культурного поля в нашей стране. В годы советской власти существовала отлаженная система литературного перевода.

Профессиональные писатели, успешно работавшие в этой области, регулярно получали заказы на перевод как современных, так и классических произведений. Эти переводы публиковались не только в толстых журналах, в планах каждого уважающего себя издательства обязательно стоял выпуск переводной литературы, в числе которой была и драматургия. Это как нельзя лучше способствовало взаимовыгодному сотрудничеству писателей и театральных деятелей. Одни получали профессионально выполненный текст, другие — щедрые гонорары за свой труд. Последние два десятилетия свели это взаимодействие на нет. И сегодняшние кризисные явления в театрах, в том числе и национальных, во многом обусловлены отсутствием этого взаимодействия. Сколь упорно мы не повторяем, что театр начинается с вешалки, всем ясно: без нового литературного материала никакие современные вешалки его не спасут. Развитие национальных театров невозможно без реанимации школы отечественного литературного перевода.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о Русском драматическом театре им. Максима Горького. На Втором Международном театральном фестивале «Комплимент», прошедшем в сентябре нынешнего года в городе Новочеркасске, театр успешно выступил со спектаклем «Женитьба» по одноименной комедии Николая Васильевича Гоголя. Интересная во всех отношениях постановка Черкесова была отмечена критиками, а актер Борисов получил диплом в номинации «За лучшую роль второго плана».


Александр Пряжников для ИА «Росбалт-Юг»

Информация с сайта: http://www.rosbaltsouth.ru/2007/10/17/423047.html
Фото с сайта: http://www.ingush.ru/pics/ma_13.jpg
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Dead__Romance 07-04-2008-20:43 удалить
Отличительная особенность театров Кабардино-Балкарии - высокий процент профессионалов, получивших подготовку в лучших театральных учебных заведениях нашей страны.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нальчик театральный | Кабардино_Балкария - Дневник Кабардино_Балкария | Лента друзей Кабардино_Балкария / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»