• Авторизация


Чечня 18-07-2008 22:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[430x292]Культурные традиции Чечни.

Традиционная чеченская свадьба, как и другие на­родные обряды, выступала в своем синкретическом единстве, то есть включала в себя пение, танец, музыка, пантомима и слово, создававшие вместе взятые цельное зрелище.

В таких элементах чеченского свадебного обряда, как свадебный, скачки, ввод невесты в дом жени­ха, знакомство с невестой, вывод невесты к реке, посещение будущем зятем родителей невесты и других, проявляются основные особенности чеченского народно­го театра, выражающиеся в массовости творчества, свое­образии и многокрасочности национальной формы, ши­роте и глубине народной фантазии.

Вообще игровой момент-представление, изобра­жение в лицах очень развиты в образах чеченской свадь­бы. Об этом свидетельствует и само чеченское слово «ловзар» – свадьба, что в переводе на русский язык означает «игра».

В свадебных обрядах чеченцев и ингушей имеются некоторые различия. У ингушей, например, считается большим позором, когда девушка без согласия родите­лей выходит замуж, чеченцы же ничего зазорного в этом не усматривают. Иногда даже родственники девушки идут на это намеренно, чтобы избежать лишних расходов при выдаче девушки замуж.

В назначенный час жених с друзьями приходит к месту встречи (место выхода девушки) и увозит или уво­дит девушку, и это уже считается «выйти замуж» (марие яхар) или «жениться» (зуда ялор). Привозят невесту в дом друга, зятя или родственника жениха (зуда йоссар – "пребывание невесты") до оформления некоторых фор­мальностей:  необходимо  послать человека (стаг вахийтар), чтобы сообщить родственникам невесты о добровольном выхо­де замуж их дочери; примирение (там бар); выдача выкупа (йоьхана или къовлам) родственникам невес­ты; подготовка невесты к свадьбе (нускал кечдар), когда родители присылают ей одежду, шьют и покупа­ют все, что ей нужно. Это продолжается неделю, а иногда и дольше. Все это время готовятся к свадьбе (ловзар).

В день свадьбы за невестой отправляются поезжане (замуой), в числе их и друзья жениха (невцан накъост – шафер).

По дороге к невесте и назад свадебный кортеж весе­лится. Играет гармошка, при возвращении стреляют из ружей, а раньше джигиты показывали свое искусство в стрельбе, фехтовании и джигитовке.

При выезде свадебного поезда родственники или односельчане невесты могут задержать поезд буркой или перетянутой через улицу веревкой и взять выкуп. Вы­куп берется и при выводе невесты из ее родительского дома (Не1 лацар – буквально "держать дверь").

Невесту привозят в дом жениха и помещают ее, одетую в свадебный костюм, на почет­ное место в комнате, обычно – в противоположном углу от входа, у окна — под специальную свадебную занавес­ку — кирхьа.

Затем невесте дают ребенка (обычно сына-первен­ца почетных родственников) с пожеланием, чтобы у не­весты были только сыновья. Поласкав мальчика, неве­ста дает ему какой-либо подарок или деньги.

При вводе невестки в дом у порога кладут веник с истангом (войлочный ковер), которые невеста должна убрать аккуратно с дороги и положить на это место деньги. По мнению вайнахов, если невеста глу­па, она перешагнет через них, а если умна, то уберет их с дороги. Раньше же к ногам невесты бросали и бурку.

После этих церемоний начинается свадьба, прихо­дят родственники и односельчане. У чеченцев на свадьбу приходят все желающие.

Распорядителем и тамадой на свадьбе бывает из­бранный генерал – инард. Свадьба сопровождается танцами, приглашаются гармонисты, бубнисты или иг­рающие на зурне (пондарча, вотанча, зурманча).

Раньше на свадьбах присутствующих веселили клоуны (жухарг). Они надевали маски (туьтм1аьжиг).

Гости на свадьбу приходят и приезжают с подарками. Женщины приносят, как правило, отрезы материи, ков­рики, кур, сладости, иногда деньги, мужчины – деньги или баранов. При этом мужчины часто передают свой подарок непосредственно невесте при свадебном обряде моттбаститар ("развязать язык"), который заклю­чается в следующем: к пришедшим на свадьбу гостям, после того, как они поели, выводят невесту, у которой они просят воды с тем, чтобы она с ними заговорила, пожелав выпить воду на здоровье. При этом с невестой шутят, делают ей отрицательные или положительные замечания о ее внешности, характере, о ее женихе. Наконец она произносит одну-две фразы (ибо многословие – признак глупости и нескромности), то есть предлага­ет попить воду на здоровье. Присутствующие благода­рят ее и желают ей всего наилучшего, счастья будущей семье, детям, родственникам и вручают подарки.

Существует и ритуал зуда гучуяккхар, что дословно означает «показать невесту», когда распорядитель свадьбы (анарл), сев за стол вместе со своими помощниками, объявляет сбор средств молодоженам, называя имена при­сутствующих, которые привезли подарки или деньги.

По истечении трех дней невесту ведут к воде, иногда в сопровождении музыки, пляски, стрельбы (раньше это делали обязательно), бросают в воду кусок хлеба или ч1епалгиш (лепешка с начинкой), стре­ляют в них, после чего невеста, набрав воду, возвращает­ся домой. Этот обряд имеет давние корни: невеста ежедневно должна ходить по воду; на новом месте ее мог подстерегать водяной, который мог затянуть ее в омут. Чтобы "обезопасить" невесту, участники свадьбы для приманки водяного бросают в воду хлеб или лепешку, а затем стреляют и "убивают" водяного. В этот вечер совершается регистрация брака – махьар, в которой участвуют доверенный отца (брата, дяди) невесты и жених. Обычно представителем родственников жены бывает мулла, который от имени отца (а в случае его отсутствия брата, дяди) дает согласие на вступление в брак (сестры, племянницы). На следующее утро невеста становится молодой хозяйкой дома. Во время свадьбы и церемонии вывода невесты к воде жених отсутствует, часто проводит это время с друзьями в веселье.

Через месяц, а иногда и через 2-3 месяца невестка отправляется домой с подарками для своих родителей и родственников в сопровождении близкой родственницы жениха (захалуо), которая преподносит подарок-приношение родителям (дзаг1а). Сопровождающая невестку женщина сразу же возвращается с подаренным ей обычно отрезом ткани или ковром. Дома невестка бывает, как правило, месяц, но может быть меньше – в зависимости от ее желания. Дома она готовит постельные принадлежности и другое свое приданое, затем возвращается к мужу с подарками для свекрови, свекра, деверя и золовки. Для свекра, как правило, она привозит из дома постель (моттг1ейба), а для остальных – подарки в зависимости от своих возможностей.

Свадьбы у вайнахов, как правило, игрались после сбора урожая или до начала сева.

Источник: http://www.chechnyafree.ru/article.php?IBLOCK_ID=338&SECTION_ID=573&ELEMENT_ID=64166

Фото: http://www.ingushetia.ru/m-news/archives/24850sv.jpg

Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
VASKA_Z 18-07-2008-22:13 удалить
Популярно ли в Чечне многожёнство? Интересно, что пожилые люди это не приветствуют. Говорят, чеченцам это никогда не было присуще. Не было традицией и ношение женщиной паранджи


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чечня | Республика_Чечня - Дневник Республика_Чечня | Лента друзей Республика_Чечня / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»