• Авторизация


Субурган 12-05-2008 14:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[500x333]

Субурган – культовые сооружения у калмыков-буддистов.

Ступы - прекрасные культовые сооружения, обладающие магической силой добра, вносящие гармонию в нашу жизнь, очищающие наш ум от жадности и корысти, наполняющие наши сердца любовью ко всему живому на земле.

Слово ступа (санскрит) происходит от корня, означающего насыпать, воздвигать. Это культовое буддийское сооружение выполняет несколько функций. Первая - реликварная. Есть версия, что ступы появились после смерти Будды Шакъямуни. Его прах был поделен на 8 частей и захоронен в 8 ступах. Этот ритаул закладывания в ступу праха высокого ламы или его ритуальных предметов сохранился до наших дней. Считается, что и после смерти все это дарит энергию сострадания, любви и добра всем, кто вступает в магический круг ступы.

Вторая функция субургана - мемориальная, ступы сооружаются в память о значимых событиях буддийской истории. Так как этот монумент является символом Учения Будды, то иногда он строится по обету мирянина ради получения заслуг, блага для себя, родственников, всех живых существ.


Восемь видов ступ существует в буддийском зодчестве. Это ступа Просветления, Мудрости, Чудес, Схождения Будды Шакьямуни с небес Тушиты, Примирения, Совершенной Победы, Лотос-ступа и ступа Паринирваны. Очень важной считают ступу Просветления, она является символом преодоления всех препятствий, удаления всех завес. Но монахи всегда подчеркивают, что каждая ступа ценна, так как все они - символ Дхармакайи - космического тела Будды, которое проецируется на модель Вселенной. Таким образом, ступа - символическая модель Вселенной, играет большую роль в умиротворении вредоносных духов, насылающих бедствия на людей. Она аккумулирует в себе положительную энергию, которая вносит гармонию во взаимоотношения человека с природой, с другими живыми существами, друг с другом. Будда сказал однажды своему ученику Ананде: «У тех, кто придет поклониться ступе, сердца утихнут и вольется в них радость. И утихшие сердцем, умиротворенные, они возродятся после смерти, когда разрушится тело, в обители небесного счастья».

Хозяева местности

Буддийский центр «Тилопа» имеет немалый опыт строительства субурганов. И жители районов, сел, решившие построить у себя такое культовое сооружение, обращаются в центр на улице Веткаловой за помощью, за консультацией. Строительство ступы надо начинать с тантрического обряда, знаниями которого обладают монахи Элистинского хурула. Этот обряд представляет собой очень сложный ритуал подношения духам местности. Проводится очищение местности, монахи просят разрешения на возведение культового сооружения. В беседе с буддийским монахом досточтимым геше Тубтеном я узнала, что такой обряд необходимо проводить не только при возведении хурулов и ступ, но и при строительстве дома, различных хозяйственных построек.

Часто бывает так, что в доме не складывается жизнь, болеют домочадцы или у них постоянно появляются проблемы. Причину их может сказать монах. Возможно, что духи местности недовольны. Тогда надо провести обряд, чтобы умилостивить их, - говорит лама Тубтен.

Кто же они, духи местности? Монахи называют их нагами. Это обидчивые и мстительные существа. Обычному человеку их не увидеть, но все же они существуют и считают себя полноправными хозяевами рек, озер, степей, лесов, всех животных. Они любят лужайки и сильно гневаются, когда отдыхающие оставляют там мусор. Если человек загрязняет водоемы, превращает их в туалет, рубит или поджигает деревья, убивает животных, хозяева местности мстят ему за содеянное. «Никто не может так навредить человеку, как разгневанный наг, - говорит лама Тубтен, - он насылает такие болезни, которые тянутся за человеком из одной жизни в другую, пока не будет раскаяния и обряда очищения. Но если люди живут в полном согласии с природой, оберегают её, то хозяева местности радуются, и знаком их довольства являются обилие воды, зелени, деревьев».

Гага Ноган

Местность близ селения Хомутниковский, у развалин бывшего монастыря, очень красивая. Ики-бурульцы называют её «Благословенная Дхармасала». Существует поверье, что в курганах, часто встречающихся здесь, погребены останки высоких буддийских лам. Мне рассказали о случае, как на одном из курганов расположились на отдых мужчины, разлили по стаканам водку и только собрались пустить стакан по кругу, как вдруг он лопнул, а машина, стоявшая на ручном тормозе, покатилась вниз. Озадаченные туристы молча покинули это странное место.

Старожилы помнят рассказы стариков о том, как в 30-е годы выносили из храма ритуальные предметы в мешках и увозили в неизвестном направлении. Только одну лампадку сумели уберечь манжикинцы. Она хранится в семье Ноган Корнисовны Бочкаевой. Вот уже несколько лет, как покинула она этот мир, но многие помнят её и по-прежнему называют гага Ноган - тетушка Ноган. Говорят, что Ноган Корнисовна обладала ясновидением, лечила людей, за что в советские времена была взята на заметку соответствующими органами. К ней часто, вспоминает дочь Светлана, приезжали бывшие ламы, вернувшиеся из лагерей. С великим уважением встречала она их, здесь они находили приют и заботу.
Тетушка Ноган ежедневно читала молитвы, медитировала, соблюдала обеты, хорошо знала буддийское Учение. Первый монах, приехавший в Калмыкию в 1988 году, досточтимый Бакула-Ринпоче встретился с Ноган Кор-нисовной, и многим тогда показалось, что высокий лама давно знает о ней. Однажды она сказала дочери: «Придет время и многие будут говорить, что они сякуста (обладают божественной силой). На самом деле таких будет единицы. Уж не о нашем ли времени говорила тетушка Ноган? А еще она как-то сказала, что к месту разрушенного хурула вернутся люди. Так оно и случилось. В «Дхармасалу» приезжают высокие ламы, жители района, здесь уже залили фундамент под строительство ступы Просветления.

Накопление заслуг

Когда воздвигается ступа, то всем, без исключения, дается возможность принять в этом участие, чтобы каждый мог таким образом накопить заслуги для этой и будущей жизни или просто почтить память монахов. В центре «Тилопа» желающие могут изготовить для ступ цаца - маленькие глиняные статуэтки, которые закладываются внутрь ступы, как символ тела, речи и ума Будды. Можно помочь в написании молитв, которые также закладываются в ступу. А еще можно помочь деньгами или пожертвовать жемчуг, кораллы, бирюзу, золото или серебро. Принять участие в возведении ступы - одна из величайших заслуг.

Строительство субургана невозможно без покровительства буддийских монахов, так как обязательно надо придерживаться точных предписаний и строгих канонов, ведь структура и составляющие элементы ступы таят в себе глубокий смысл. Святая энергия сооружения способна очищать окружающее пространство, защищать от вторжения злых демонов, вредоносных духов, оберегать живые существа от различных напастей. Пространство вокруг ступы наполнено необычной и мощной энергией. Ритуальный обход ступы для тех, кто ступил на её территорию с чистыми помыслами, превращается в действенный метод достижения своей цели: успешной дальней поездки, успешного завершения важного дела, исполнения загаданного желания.

Все ламы Элистинского центрального хурула имеют опыт возведения ступ. Например, досточтимый лама Тубтен, обучавшийся в монастыре Гъюто, построил 11 ступ в таких странах, как США, Непал, Индия, и вот теперь Калмыкия.

Лотос-ступа в Харбе будет самая красивая, - говорит лама. - Вообще-то все ступы красивые, но лично мне очень нравится Лотос-ступа. Она вся украшена цветами священного лотоса. Я выбрал её еще и потому, что остальные семь видов ступ мною построены. Харба - грязный, запущенный поселок с заброшенными полуразвалившимися домами произвел на меня гнетущее впечатление. Десять руководителей сменилось здесь за восемь лет, и лишь последние два года хозяйством руководит местный житель, молодой специалист Игорь Васильевич Церенов. За это время прекратился отток населения из села, окрепло хозяйство, и харбинцы с надеждой смотрят в будущее. «Для того и строится здесь ступа, чтобы жизнь стала лучше, чтобы люди возвращались домой, чтобы мир и благополучие царили в каждом доме», - говорил с воодушевлением мне один из инициаторов строительства ступы Дмитрий Нохаев.

Каждый из харбинцев принимает в строительстве посильное участие. Семья Олега Сагаевича Абаева с радушием приняла дома монахов Лобсана Чультима и Тубтена Тинлея, приехавших на обряд, Торкаев Михаил Монголович, семьи Джикеевых, Бадмаевых, Нохаевых, Улановых и многие другие жители села помогли деньгами, принимали непосредственное участие в строительных работах. С большим вниманием отнесся к возведению монумента глава администрации Юстинского района Юрий Очиров, кстати, земляк харбинцев. Юрий Саряевич убежден, что историю своего народа забывать нельзя, а надо возвращаться к славным страницам прошлого, чтобы молодые гордились именами своих предков, сделавших немало для своего народа. В Цаган-Амане установлен памятник хану Хо-Орлюку, воинственному и бесстрашному человеку, истинному сыну кочевников. «Мы, молодые калмыки, - сказал Дима Нохаев, представитель молодого поколения харбинцев, - должны любить свой народ и делать все для его благополучия. Каждый на своем месте с любовью и уважением может вложить маленький кирпичик на процветание своего народа. И тогда будет достойной жизнь и благополучие в каждой семье».

Автор: Нина Шалдунова


Информация с сайта: http://www.spektr.info/articles/religiya/99/
Фото с сайта: http://savetibet.ru/uploads/posts/1175883762_byrgysta_09.jpg
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Dead__Romance 12-05-2008-14:07 удалить
Местность близ селения Хомутниковский, у развалин бывшего монастыря, очень красивая. Ики-бурульцы называют её «Благословенная Дхармасала».


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Субурган | Республика_Калмыкия - Дневник Республика_Калмыкия | Лента друзей Республика_Калмыкия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»