
Народы Дагестана.
[320x240]
Наиболее характерная черта Дагестана, прилегающего к Каспийскому морю — его полиэтничность, здесь живет более 30 народностей и этнографических групп, говорящих на различных языках с многочисленными диалектами и говорами. Видимо, по этим причинам Дагестан издавна был известен как «страна гор» «гора языков». Население Дагестана по переписи 1979 составляло 1,657 тыс. человек. Наиболее крупные народы — это аварцы (577 тыс. чел.), лезгины (250 тыс. чел.), даргинцы (332 тыс. чел.) и кумыки (267 тыс. чел.), тогда как цахуры насчитывают всего 6,3 тыс. человек, агулы — 12 тыс. человек, а кубачинцы населяют один аул Кубачи.
В языковом отношении народы Дагестана могут быть разделены на три группы: народы иберо-кавказской языковой семьи, носители тюркского и иранского языков. Численно преобладают народы первой группы. Это аварцы, даргинцы, лезгины и лакцы, их языки считаются родственными. Интеграции и консолидации народов Дагестана издавна мешали естественно-географические условия высокогорной изоляции и экономической неразвитости при почти полном господстве натурального хозяйства. Процесс этнической консолидации ускоренным темпом наблюдается в советский период, когда основой данного процесса выступили аварцы — вокруг них консолидировались народности андийской-дидойскои этнических групп (андийцы, ахвахцы, ботлихцы, бежтинцы, дидойцы и др.). Вокруг Даргинцев происходила консолидация кайтагов и кубачинцсв, к лезгинской группе примыкают языки агулов, рутульцев, табасаранцев и цахуров.
Тюрки Дагестана представлены кумыками, в районе Дербента азербайджанцами и ногайцами в Бабаюр. товском районе. Ираноязычной народностью являются горские евреи таты.
Этническая раздробленность и изолированность столетиями порождали не только экономическую отсталость, но и политическую разобщенность. В XVJI-XVIII вв., т.е. к началу Кавказской войны и завоевания Дагестана Российской Империей, Дагестан не представлял единой политической системы. Он состоял из ряда феодальных образований (Эндрсевскос владение, Тарковское шамхальство, Кайтагское уцмийство, Аварское и Дербентское ханства и др.) и множества относительно независимых союзов сельских общин («вольных обществ»), что облегчило покорение Дагестана Россией. Уровень развития феодальных отношений в разных районах страны был неодинаков. Живучи были пережитки родового строя, прежде всего выражавшиеся в сохранении кровного родства в тухумах — родах.
С началом Кавказской войны в 1817 г. началась политическая консолидация народов Дагестана, диктуемая напряженной борьбой с внешней опасностью завоевания Россией. Она воплотилась в создании военно-теократического государства под зеленым знаменем ислама-имамата, возглавляемого имамом Чечни и Дагестана Шамилем. Шамиль по сей день у горцев считается легендарной личностью, и, следует заметить, — по праву. После своего пленения в 1859 г. в ауле Гуниб Шамиль жил в г. Калуге под надзором русских властей и особенно сблизился с семьей Чичаговых. М.Н. Чичагова, хорошо знавшая Шамиля, говорила о нем: «Жизнь этого героя, так храбро и стойко выдержавшего двадцатилетнюю борьбу с могущественною Россией, полна изумительных эпизодов отчаянной храбрости, тяжких испытаний и лишений.
Одаренный гениальным умом, он управлял своим диким народом не только с беспощадной строгостью, которую он считал необходимостью, но имел сильное нравственное влияние на него, служа ему примером безукоризненной честности и строгой нравственности. Его подданные боялись его, страшились его гнева, но веровали в его непреклонную силу воли, удивлялись его мужеству, его обширному уму». Несомненно, Шамиль был истинно харизматическим вождем для горцев. После разгрома Шамиля вместо ханско-бекского управления царское правительство ввело в Дагестане военно-народное управление. Народы Дагестана втягивались в русло российского капиталистического развития и рынка. В то же время продолжали сохраняться архаичные общественные семейные порядки, основанные на обычном праве — адате и нормах шариата.
После Октябрьской революции 1917 г. начался новый этап в развитии государственного устройства Дагестана: 20 января 1921 г. образована Дагестанская АССР в составе РСФСР с центром в г. Махачкала. В Дагестане, наряду с экономическим подъемом, произошла подлинная культурная революция. Почти полностью ликвидирована неграмотность, на основе русского алфавита создана письменность на аварском, даргинском, лакском, лезгинском, табасаранском языках. Функционируют местные издательства и периодическая печать на основных национальных языках, открыты национальные театры, сформирована национальная интеллигенция. В 1949 г. был открыт Дагестанский филиал Академии наук СССР, в 1957 г. — Дагестанский госуниверситет.
В настоящее время Дагестанская АССР переименована в Республику Дагестан, сохраняющую территориально-административное единство в составе Российской Федерации. Однако в последнее время в Дагестане проявились политические течения крайне экстремистского толка, призывающие к «освобождению» от «русско-фашистского ига» и войне под руководством нового имама против России. Наиболее радикальным и агрессивным идеологом необходимости новой Кавказской войны выступил некто Магомет Тагаев — автор изданной в Киеве книги «Наша борьба». Если к этому добавить факт проникновения и распространения в Дагестане мусульманского движения ваххабитов из Саудовской Аравии, сложность и неоднозначность общественно-политической ситуации в республике становится очевидной.
Рамки предлагаемой работы не позволяют даже кратко характеризовать вес народы и этнографические группы Дагестана. Остановимся на трех наиболее крупных народах — аварцах, лезгинах, даргинцах, и коснемся маленькой, но исторически интересной этнографической группы кубачинцсв. Все они принадлежат иберо-кавказской языковой семье.
информация
http://www.ossetia.ru/caucasus/narod-dagestan
фото с сайта
http://skavkaz.rfn.ru/region/rnews.html?id=125681&rid=350
Место на карте