Архитектурно-планировочная и функциональная структура Астрахани формируется почти 450 лет, и уже более 250 лет ее развитие регулируется генеральными планами города. В градостроительном развитии Астрахани можно выделить 6 этапов:
I этап - 1636г.
До середины XVIIв. в основных композиционных чертах сформировалась планировка древнейших городских территорий - Кремля и Белого города.
II этап - 1769г.
В конце XVII и первой половине XVIIIвв. появляются элементы планировочной композиции Земляного города, зарождаются окраинные части застройки и планировки, вошедшие в черту города только в конце XVIII - первой половине XIXвв.
К 1749г. был разработан первый генеральный план Астрахани, сыгравший значительную роль в последующем формировании планировки города. В плане 1749г., учитывая сложившиеся планировочные элементы Белого и Земляного города, обширной Армянской слободы и других частей, составители пытались рационально решить проблему создания городских ансамблей, используя градостроительные приёмы классицизма.
III этап - 1801 и 1838гг.
В период второй трети XVIIIв. происходит дальнейшее развитие наметившихся частей планировки, а период последней трети XVIIIв., когда в градостроительном процессе закрепляются элементы регулирования на основе развивавшейся композиции, складываются все основные композиционные черты дошедшей до нас городской планировки.
В 1801г. был составлен и в 1838г. уточнен генеральный план города, который в незначительной мере расширял городскую структуру. Планом 1838г. дорабатывались внутренние элементы городской планировки.
IV этап - вторая половина XIX - начало XXвв.
К середине XIXв. в городской планировочной структуре было достигнуто существующее положение. Формирование городской планировки было закончено. Торгово-промышленное развитие и рост населения города обусловили резкое повышение плотности застройки. Рост напряженности торгово-экономической жизни города обусловил дальнейшее расширение сети мостов, "связывавшей" старую структуру с южными, северными и восточными частями города. Цепь важных в городской жизни мостов возникает по Кутуму.
V этап - советский период.
Градостроительные тенденции в советский период состояли в создании новой искусственной среды обитания. Главную роль в развитии городских структур начинает играть градообразующая база - крупные промышленные предприятия и линии межрегионального транспорта.
VI этап - современное развитие города.
Современным этапом развития Астрахани можно считать 70-90-е гг. XXв. - 2000-е гг. В 1967г. институтом Ленгипрогор был разработан генеральный план города. Новое строительство в генеральном плане предлагалось как на свободных территориях (в Завокзальном и Трусовском районах), так и на реконструкции.
Генеральным планом были запроектированы новые магистральные улицы: Кубанская, Савушкина, В.Алексеева, Звездная, продолжение ул. Валовой, на аэропорт Нариманово. Предложена реконструкция и благоустройство существующих магистральных улиц: Яблочкова, Дзержинского, Б.Хмельницкого, Н.Островского (на участке от ул. 50-летия ВЛКСМ до Кубанской), ул. Барбюса, С.Перовской.
Источник: http://astrakhan.urbanistika.ru/
Фото: http://foto.astrakhan.ws