[525x700]
Загадка названия
Можно только догадываться, почему М. М. Походяшин еще до того как построить первый железоделательный завод решил назвать его и церковь при заводе во имя Петра и Павла. Согласно богословскому учению, у Иисуса Христа было 12 особо избранных доверенных и верных ему учеников. Пётр и Павел же считаются первоверховными апостолами, потому как более всех других потрудились в деле благовествования.
Очевидно для того, чтобы укрепить в православии не только закрепленных за заводом крестьян, но и местное население – вогулов, которые вели охотничий образ жизни и во многом оставались язычниками, и назван был храм. К тому же, по словам сегодняшнего настоятеля храма, Пётр и Павел являются покровителями строительства, им молятся при строительстве храма. Апостолы проводили людей к покаянию, поэтому я думаю, что и храм имеет такую миссию – утвердить, поставить в истинной вере под их покровительством. Люди всегда чтили их и помнили, что у них ест такой покров, такая защита.
История разрушения и восстановления
Первая церковь в Петропавловском заводе была деревянная. Храм имел по тому вре-мени довольно значительные размеры. «Построен из брёвен, в длину семь саженей (сажень – 213см) два аршина (аршин – 71см), ширина три сажени два аршина, высота до крыши три сажени, крыт тонким тесом в два ряда, было 11 окон со ставнями, крыльцо деревянное, одни двери».
Церковь стояла недолго, поэтому в 1787 году на средства М. М. Походяшина с благословения того же Тобольского митрополита Павла заложили двухэтажный каменный храм. Строительную площадку выбрали в 18 саженях (38,3м) южнее деревянной, т.е. ближе к берегу Колонги. Однако работы из-за смерти Походяшина растянулись на 30 лет. Нижний этаж был готов к 1787 и освящён в честь казанской иконы Божьей Матери, а верхний храм лишь к 1798 году во имя святых апостолов Петра и Павла.
Считается, что строили этот храм местные уральские мастера. Но возможно, что стро-ился он итальянским зодчим, впавшим в немилость у Екатерины II. Также известно, что первы-ми поселенцами завода были приписные крестьяне Чердынского уезда. Кроме того, там сидело много беглых, в том числе устюжан и соликамцев. Кроме того, каменщики и другие специалисты, знакомые с постройкой церквей, могли быть и среди беглых, которые работали на рудниках Походяшина.
Внутри церковь несколько раз обновлялась, а снаружи оставалась в первоначальном виде, лишь в 1893 году к ней пристроили крытое крыльцо, а территорию обнесли каменной ог-радой с чугунной декоративного литья решёткой.
Где изготовили чугунную решётку? В то время могли «художественно лить»: Каменск-Уральский, Кушвинский, Нижнетагильский и Невьянский заводы. Также по всей России шла слава о Каслинском художественном чугунном литье. К тому времени на Каменск-Уральском заводе оборудование устарело, чугуна давало мало. Кушвинский завод в конце XIX века перестроился на производство оружия, объем выплавки других изделий сократился. Нижнетагильский переквалифицировался на выплавку меди, а на Невьянском в 1890 году произошёл пожар, уничтоживший две трети завода.
Поэтому, методом логических рассуждений, член государственного совета половцев (именно в его распоряжении находился завод в 1893 году) заказал чугунную решётку на Кос-линском заводе. Причём в конце XIX века количество художественных изделий и их доля в ас-сортименте завода неуклонно увеличилась – ещё одно подтверждение моего предположения.
Последний раз колокольный звон петропавловцы слушали весной 1929 года. Был он, как всегда, радостный, такой желанный, поднимающий дух, настроение, возвещающий о новом начавшемся дне. Потом сбросили главный колокол, утварь и иконы реквизировали, вывезли в Серов, где их следы теряются.
С того последнего звона в судьбе Петропавловской церкви, судьбе печальной и трагич-ной, пройдёт почти 60 лет. Столько годов храм, по сути дела, был бесхозным. Первыми новыми «хозяевами» стала геологоразведочная партия. В годы Великой Оте-чественной войны в церкви устроили общежитие, в нём разместили более 600 человек, мобили-зованных и привезённых из разных областей страны на строительство новых шахт, карьеров и посёлков. В храме соорудили трёхъярусные нары, поставили железные печки – «буржуйки», их жарили день и ночь, но тепла они давали меньше, чем дыма, угара и копоти. И эти очередные временщики наделали новых дыр в стенах и полах, закоптили своды, загадили церковную огра-ду.
После войны в церкви в разные годы хозяйничали многие организации, возникшие после преобразования села в город. Тут размещались различные склады, конторы, мастерские. Несколько лет в нём был клуб Петропавловского леспромхоза, и даже мастерская по изготовле-нию гробов.
Словом, за первые 20 лет после закрытия церкви полностью разрушили и растащили чугунную решётку ограды, являющуюся образцом высокого художественного литья, произве-дением прикладного искусства. Правда, есть сведения, что часть ее сохранилась у кого-то в Горном поселке до 70-х годов. Но никто ее не нашел, а впрочем, и не искал.
Внешний вид церкви тоже пострадал. Стены её были обшарпаны, выщерблены, изби-ты. Рамы, двери и другие деревянные изделия и части были уничтожены огнём или растащены. В отдельных местах здания была разобрана кирпичная кладка, повреждены стены, покрытия, крыша, крыльцо. Главный шпиль колокольни также был сожжён.
Обнадёживающим оказался 1960 год, когда Совет Министров РСФСР своим решением от 31 августа за № 1327 утвердил список памятников культуры, подлежащих государственной охране. В нём значилась и церковь святых Петра и Павла.
Заметно активизировалось движение горожан за восстановление церкви в 70-е годы. Верующие, да и многие атеисты, стали всё настойчивее требовать оградить храм от дальнейшего надругательства и немедленно начать его реставрацию. Вероятно, участники движения вско-ре раскололись на два лагеря. Одни ратовали, чтобы в восстановленном здании церкви помес-тить городской краеведческий музей. Другие – они оказались в меньшинстве – предлагали от-дать церковь по назначению и принадлежности – верующим, пусть они её сами восстанавлива-ют.
11 марта 1976 года исполком городского Совета принимает решение за № 59 «О пе-речне работ по реставрации памятника архитектуры XVIII в. – Петропавловской церкви на 1976 г.».
В это же время среди горожан был объявлен сбор средств в фонд реставрации церкви.
В декабре на очередном заседании исполкома констатировалось, что мартовское реше-ние выполняется плохо. Наметили новые сроки реализации прежнего плана – май-июнь 1976 года. Но и они были сорваны.
В 1977-80 гг. было принято ещё не одно решение о реставрации церкви, этот вопрос обсуждался на исполкомах, назывались новые и новые сроки. Но – увы! Церковь продолжали разрушать. Именно в эти годы был сожжён шпиль западной колокольни.
К началу 80-х годов движением общественности города за восстановление церкви пре-терпело ещё одно существенное изменение.
Всё громче звучало требование: «Отдайте бесхозное здание религиозной общине». Вот и решили: «Если передать храм общине, она быстрее восстановит его, в этом ей помогут пред-приятия города и все трудящиеся».
В конце июля 1988 г. состоялось собрание, в котором участвовало 112 членов религи-озной общины. Председатель Горбунова В.Е. сообщила собравшимся об очередном отказе го-родских властей отдать им церковь, и что для строительства новой отведен земельный участок. После бурного обсуждения ситуации, сложившейся вокруг старой церкви, собрание приняло следующую резолюцию:
1. Для разрешения вопроса о передаче общине здания церкви Петра и Павла напра-вить в Москву, в Совет по делам религий, трех членов общины.
2. Реставрационные работы вести вместе с кооперативом и сократить срок реставрации до двух лет.
В Москву поехали члены «двадцатки»: Горбунова В.Е., Бурмей Е.С., Шалагинова О.Н. Документы помог подготовить член городского Совета ветеранов войны и труда Литвинов Н.Г.
Можно с уверенность сказать, что поездка в Москву стала решающим звеном в много-страдальной, многотрудной и неравной борьбе с официальной бюрократией.
24 ноября 1988 г. состоялось заседание исполкома городского Совета народных депу-татов, о котором было принято решение о передаче церкви религиозной общине.
Союзный Совет по делам религий 24 марта 1989 г. утвердил решение Североуральского городского Совета. К тому времени, т.е. к моменту передачи церкви верующим, священником приходской общины Петропавловской церкви стал Голдич Иван Иванович.
Больше всего помогли по реставрации церкви завод ЖБИ и деревообрабатывающий цех. Не отмахивались от просьб церкви начальник УПТК треста «Бокситстрой», руководители СУГРЭ, «Жилстроя», автобазы № 9. Они также помогли материалами, выделяли необходимые строительные и подъёмные механизмы, автотранспорт. Откликнулись на просьбу отца Иоанна и приходского совета и на предприятиях соседних городов. На Серовском механическом заводе в короткий срок изготовили шпиль и 7 крестов. Самую активную помощь оказала обществен-ность города, без всякого объявления к храму потянулись добровольные помощники.
А вот что рассказала Бурмей Е.С.: «Только разного хлама и мусора, который вынесли мы из помещения, хватило бы загрузить несколько машин. Потом испорченный пол засыпали щебёнкой, разровняли её и положили бетон». Благодаря такой, прямо таки всенародной помо-щи, восстановительные работы шли успешно. В первый же месяц заделали огромные проломы и пробоины в стенах, межэтажных перекрытиях и капитальных внутренних перегородках.
И вот наступил торжественный момент – освещение церкви. Это произошло 26 октяб-ря 1989 г. В этот день был освящён первый этаж в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, состоялась первая литургия. Вёл её сам архиепископ Мелхиседек.
Реставрация продолжалась. В 1990-91 гг. установили шпиль с крестом на верху запад-ной колокольни (вся конструкция из титана), деревянные купола, покрытые кровельным желе-зом; в конце 1991 г. из Синарского трубного завода в Каменск-Уральском привезли и установи-ли 7 колоколов (средний набор, соответствующий данному храму).
Восстановление продолжалось за счёт выручки от продажи церковных товаров и со-вершения обрядов. Активно стало помогать ОАО «Севуралбокситруда». В 2001 г. было произведено восстановление по сохранившимся фотографиям деревянной надстройки, служившей не только украшением, но и защищавшей лестницу на второй этаж от сырости и разрушения. Де-ревянные конструкции были пропитаны специальным раствором от коррозии, деятельности насекомых. Крыша была покрыта кровельным железом, в окна вставлены сине-голубые витражи.
Стилевое решение
По исследованным мною материалам можно сделать вывод: церковь Петра и Павла относится к типу церквей, известных под названием «Московское барокко».
Но, по-моему, она несет черты двух стилей - Московское барокко конца XVII- начала – середина XVIII веков и провинциального классицизма середины XIX века.
В буквальном переводе с итальянского «барокко» означает вычурный, причудливый. Этот художественный стиль зародился в Италии в конце XVI в. и нашел отражение и в архитек-туре. В XVIII в. барокко проникло в Россию и пришлось по вкусу дворянской аристократии своей пышностью, торжественностью, праздничностью. Замечательный русский искусствовед Павел Павлович Муратов писал: «Барокко не только архитектурный стиль, даже не только принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».
Архитектура барокко полна движения, динамики, она не приемлет гладкой, ровной по-верхности. Плоскость стены то резко выступает вперед в виде пучка колонн, подпирающих антаблемент, то сильно западает вглубь. Барокко не терпит не только ровных плоскостей, но и прямых линий. Идеал барокко – капризно изогнутая кривая. Вот почему архитекторы той эпо-хи часто использовали в своих работах мотив волюты – формы в виде закрученного в спираль завитка.
Архитектура барокко не только вычурна, но и очень красочна. Крыши зданий покрывали серебристым луженым железом. Стены красили в синий, голубой, желтый цвета, архитек-турные детали – колонны, пилястры, карнизы, наличники окон – в белый, скульптурные украшения нередко золотили.
Барокко любит различные оптические эффекты, «обман зрения». Часто внешняя декорация здания скрывает его внутреннюю конструкцию. Глядя снаружи на барочный дворец, трудно определить, сколько в нем этажей. Нередко залы имеют два ряда горизонтально распо-ложенных окон (двухсветные залы), но снаружи они разделены карнизом, таким образом, слов-но за стеной скрывается межэтажное перекрытие.
На Урале в стиле «московского» барокко построены ансамбль строгановских построек в Усолье, ансамбль Далматова монастыря. Троицкий собор в Верхотурье.
Троицкий собор в Верхотурье (1703 - 1710) был возведен артелью каменщиков из Со-ликамска по проекту московского архитектора Т.Гусева. Хотя он и выстроен в стиле «нарышкинского» барокко, но не повторяет московские образцы. Как отмечают исследователи, его особенностями являются «не центрическая схема, а трехчастная, с трапезной и колокольней. Основной объем решен как «восьмерик на четверике», но восьмерик- явление почти уникальное! - увенчан пятиглавием». Храмы Москвы отличает белокаменная резьба. Троицкий собор построен из кирпича, что определило характер декора, его особую лаконичность и вместе с тем выразительность.
Надо сказать, что храмы в стиле барокко строились на Урале практически на протяже-нии всего XVIII в., даже тогда, когда в европейской части России барокко сменилось классицизмом.
В царствование Екатерины в России утвердился новый художественный стиль – классицизм. Как и барокко, он вырос из ренессанса и сложился в европейском искусстве еще в XVII в. В России классицизм получил распространение в 1760-е годы, и лишь в 1830-х интерес к нему начал угасать. Практически все русское искусство этого периода развивалось под знаком классицизма. Он подарил нашей культуре выдающихся мастеров: архитекторов Баженова, Казакова, Воронихина, Росси, Захарова
После барокко произведения классицизма архитектура ясными, легкими для зрительно-го восприятия. «Благородная простота и спокойное величие!» — так определил суть классицизма один из крупнейших его теоретиков, немец Иоганн Винкельман.
Классицизм, как и барокко, был универсальным художественным стилем. В большей степени выразила идеи классицизма скульптура, но главным образом — архитектура.
Стиль барокко в 90-х гг. XVII в. - 10-х гг. XVIII в. В архитектуре России связан с име-нами бояр Нарышкиных (отсюда - «нарышкинское» барокко), в чьих имениях в Москве и близ нее строились нарядные многоярусные церкви (такие, как церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Троицком-Лыкове, Успенский собор в Рязани). Стиль «московского» барокко полу-чил свое развитие: появилась трехчастная композиция храма - «кораблем» (храм - трапезная - колокольня).
Полное утверждение стиля классицизма на Урале наступает в начале XIX в., когда распространяется правительственная регламентация строительства, и появляются профессиональные архитекторы (до этого мастера-каменщики были одновременно и зодчими, и подрядчиками).
Гармоническая цельность, четкость плана и архитектурных форм, характерная для сти-ля классицизм, нашла свое выражение и в культовой архитектуре. Это и Преображенский собор в Невьянске, построенный в 20-30-е гг. XIX в., строгий и величественный, с шестиколонными портиками со всех сторон, это и храмы Нижнего Тагила, и многие из храмов Екатеринбурга.
Что позволяет отнести к «московскому барокко» храм Петра и Павла?
1. Наружная отделка несёт на себя ярко выраженные элементы узорочья, порезни карнизов и капителей на узловых и выставных колоннах.
2. Отделка окон, обработка оконных проёмов (оверхье, состоящее из волюты, узорочья, резного замкового камня.)
3. Несимметричный тип размещения окон, во 2 ярусе четкое членение и средние окна опущены к полу для создания светового эффекта на иконостасе, а в 1 ярусе характерная обивка окон. Северных окон совсем нет на апсиде.
4. Пятигранная апсида.
5. Тип главок, маковок.
А трехъярусная колокольня состоит из неярко выраженных «восьмерика на четверике», - приемов провинциального классицизма: Фронтоны треугольной формы, парные волюты на восьме-рике, кирпич тагильсикй, а на главном объеме чердынский.
В колокольне мы сразу видим другие элементы и пропорции. Она очень тяжела не только по своей массе, но и по плетению элементов.
Крыльцо строилось в промежуточный период между строительством главного объема и колокольни. Об этом свидетельствуют следующие элементы: главный вход выполнен в прие-ме середины XVIII века, а завершение каменной кладки крыльца несет элемент конца XVIII – начала XIX века (выступающие пилястры в духе классицизма). Крыльцо выполнено в приеме деревянного зодчества и не включает в себя художественных элементов.
Рассмотрим планировочное и объемно – пространственное решение Петропавловской церкви. Она двух этажная, сложена из большемерного кирпича, стены ее снаружи и внутри отшукатурены. Церковь имеет традиционный набор составных элементов: алтарь, основную часть, трапезную и паперть.
Первое изображение церкви можно увидеть на чертеже 1827 г. На нем представлен северный фасад церкви и план первого этажа. Мы видим, что в 1827 г. церковь была уже полностью отстроена, она была двухэтажной и состояла из основной части с алтарем, трапезной, над которой возвышалась трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем. Паперть с трех сторон окружало открытое каменное крыльцо
С запада к основной части примыкает равная ей по ширине трапезная. Западный дверной проем соединяет трапезную с небольшой папертью и сенями. С трех сторон паперть окру-жает четырехмаршевое крыльцо на два схода, служащая для подъема на второй этаж над нижней Казанской церковью располагается верхняя Петропавловская, она состоит также из четырех частей: алтаря, основной части, трапезной и паперти, которые располагаются над аналогичными частями нижней церкви. Интересно отметить, что алтарь верхнего храма не всегда располагались над алтарями нижнего. В первой половине XVIII в. действовал закон, за-прещающий строить алтарь над алтарем; согласно канону алтарь первых двухэтажных церквей всегда строились с отступом. Однако во второй половине XVIII в. строители уже не придержи-вались этого правила. Освещается алтарная часть четырьмя окнами, расположенными по одному в каждой из граней, за исключением северной. Перекрывается ятилотковым сомкнутым сводом с распалубками. Широким арочным проемом она соединяется с основной частью храма.
В отличие от нижнего верхний храм двухсветный и освящается двумя рядами проемов с северной и южной сторон. Между двумя проемами нижних рядов располагаются порталы – северный и южный. Возможно, первоначально порталы служили выходом на узкую обходную галерею, опоясывающую церковь по всему ее периметру. Галерея была устроена по подобию выстроенной немного ранее Введенской церкви на Богословском заводе Походяшина (ныне г. Карпинск). О ней упоминалось и в описи 1821 г.: «Вокруг оной церкви перила на железных крюках». Однако на чертеже 1827 г. ограждение галереи не изображались. Основная часть пе-рекрывается четырехлотковым сомкнутым сводом с четырьмя угловыми, расширяющимися кверху лотками, с помощью которых осуществляется переход от четверика к малому восьмери-ку в завершении. Лотки свода прорезаны четырьмя световыми люкарнами, поверхность свода украшалась барочными рельефными катушками.
Одной из особенностей планировочного и объемно – пространственного решения церкви является продольное построение композиции.
Вытянутость храма в длину достигается за счет отсутствия боковых пределов и еще больше подчеркивается тем, что основная часть храма и трапезная не различаются по ширине, их боковые фасады вытягиваются в одну линию. Другой особенностью является ее подчеркнутая вертикальность. Вытянутый вверх двусветный четверик верхней церкви ставился не на низкий подклет, а на нижнюю теплую церковь. Алтарь верхнего храма располагается над алтарем нижнего, что создавало впечатление большой высо-ты сооружения. Вытянутость вверх еще больше подчеркивается трактовкой завершения основного чет-верика и колокольни. Венчающая часть основного четверика решена в форме пятиглавия, быв-шего наиболее распространенным типом завершения храмов в XVII в. Возрождение традици-онно русской архитектуры пятиглавия не было в данном случае новаторским. Возврат к нему уже осуществился раньше в культовых постройках известных столичных архитекторов. Однако проем постановки глав и трактовка их барабанов не имеют ничего общего с архитектурой XVII в. В завершении Петропавловской церкви традиционное пятиглавие как бы соединялось с но-вой формой, разработанной и утвердившейся в русской архитектуре первой половины XVIII в. – малым восьмериком. Такой вид завершения применялся при строительстве «Строгановских» храмов начала XVIII в., откуда был взят прием постановки глав по сторонам света, а не по сто-ронам креста.
Форма завершения Петропавловской церкви была выбрана зодчими не случайно – она обуславливалась системой перекрытий основного четверика, которая была заимствована у «Строгановских» храмов. Выработка новых бесстолбных типов перекрытий, которые были разработаны зодчими «Строгановских» храмов и послужили затем образцом при возведении Петропавловской церкви, способствовала созданию большей освещенности и открытости. Завершение основного четверика имеет ярусную форму. Над центральным световым восьмериком и четырехгранными световыми люкарнами возвышаются малые глухие восьмерики, увенчанные главками и крестами, такая ярусная форма завершения основного четверика как нельзя более отвечает идее динамичного устремления ввысь, достигшей своего апогея в венчании колоколь-ни. Колокольня завершается шпилем, поставленным на главку. Венчается шпиль крестом с небольшим подкрестным яблоком под ним. Он зрительно увеличивает высоту колокольни и про-должает начатое в завершении основного четверика движение вверх.
Отмеченные особенности построения Петропавловского храма – горизонтальная протя-женность в сочетании с динамическим устремлением ввысь – заставляют исследователей срав-нивать постройку с кораблем. И действительно, здание церкви, по мысли возводивших его строителей, как бы призвано было символизировать собою «корабль церкви», плывущий по волнам исторического моря.
Декор
Декоративное убранство различных частей Петропавловской церкви лишено стилистического единства. Если детали убранства основной части храма с апсидой, трапезной, папертью ориентировано на «московское» и «Строгановское» барокко, то декор колокольной имеет эле-менты провинциального классицизма. Отличается и трактовка декора, сочного и пластичного в первом случае, сухого и дробного во втором. Всё это свидетельствует о разновременности по-стройки церкви и колокольни.
Убранство церкви, отличается, безусловно, более высокими художественными досто-инствами. Элементы традиционны, его составляют наличники окон раннепетровского типа с завершениями в виде «рожек» и «волют», а также городчатые карнизы, характерные для архи-тектуры «московского» барокко первой половины XVIII в.
Итак, мы видим, что в фасадном убранстве Петропавловской церкви находят примене-ние детали декора раннепетровского типа, характерные для архитектуры «московского» и «Строгановского» барокко первой половины XVIII в. Выполнены эти детали в очень высоком рельефе и заполняют всю плоскость стены, что придает фасадам чрезвычайную пластичность и сочность. Не случайно, Походяшинские храмы названы путешественником XVIII в. готически-ми. И действительно, в трактовке завершения основного четверика и декоративном убранстве фасадов ощущается последний всплеск «пламенеющей» готики.
Несколько портит впечатление от постройки лишь ее колокольня, построенная, как уже говорилось ранее, позднее в ином стилистическом ключе. В декоративном убранстве ее уже использованы детали провинциального классицизма: ленточные наличники с треугольным фронтоном первого яруса, скошенные рустованные углы четверика второго яруса, волютообразные декоративные угловые элементы третьего. В целом же декор колокольни лишен пластичности, мелко профилированные детали кажутся сухими и дробными.
Интерьер и внутреннее убранство
Известно, что развитие культовой архитектуры первой половины XVIII в., шло под знаком усиления в ней светского начала, что нашло выражение, в частности, в сложении нового типа интерьера, значительно более светского и просторного, освещавшегося большими окнами, расположенными в два света. Созданию большой освещенности и открытости способствовала, и выработка новых бесстолбных типов перекрытий, которые были разработаны зодчими «Строгановских» храмов и послужили затем образцом при возведении Петропавловской церк-ви.
В православном храме иконы помещаются в иконостасе – специальной перегородке, отделяющей алтарь от средней части храма. Не является исключением и Петропавловский храм.
В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние, самые большие называются царскими вратами. Царские врата украшены иконами Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа и четырех евангелистов: Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Над царскими вратами помещена икона с изображением тайной вечери. Направо от царских врат помещена икона Спасителя, налево - икона Божьей Матери. Направо от Иконы Спасителя находится южная дверь, налево от иконы Божьей Матери – северная дверь. Боковые двери называются еще диаконовскими вратами. На них обычно помещены иконы архангелов Михаила и Гавриила (или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей). На данном же иконостасе помещены иконы Георгия Победоносца и Симеона Верхотурского (ошибка, отход от канонов). Дальше за боковыми дверями помещены наиболее почитаемые иконы: Иисуса Христа и Божьей Мате-ри. Справа от южной двери всегда должна быть храмовая икона, т.е. того праздника или икона того святого, в честь которого был освящен храм. На данном иконостасе отсутствуют.
Во втором ряду, называемом праздничным, помещаются иконы двунадесятых празд-ников. На иконостасе Петропавловской церкви правило нарушается, в этом ряду присутствуют «чужие» иконы. Это иконы Николая Чудотворца, архангела Михаила, «Распятие Христово». Таким образом, в ходе исследования иконостаса было выявлено 6 ошибок.
Кроме иконостаса, иконы размещаются вдоль стен храма. Самые большие и почитае-мые иконы помещены в киоты. В основной части храма находится 51 икона 4 (в алтаре, возможно, еще присутствуют иконы), 4 из которых в киотах, 3 с мощами. Расскажем о наиболее примечательных из них.
Икона Тихвинской Божьей Материи прекрасна своим старинным невьянским письмом. После реставрации на золотом фоне проступили прекрасные лики Божьей Матери и Младенца.
Иконы «Всем Скорбящим Радость» и аналогичная ей по письму и оформлению архан-гела Михаила, написана в XIX в. мастерами невьянской школы. Невьянские иконописцы в свое время переняли письмо палехских мастеров. Икона сохранилась хорошо. Написана по канонам, позы традиционны и в то же время не статичны. Лица очень выразительны.
На Иконе Казанской Божьей Матери обозначены имя автора – Попов и год создания – 1848. Письмо тонкое, до миниатюризации. Богоматерь очень выразительна – словно живая.
Икона Серафима Саровского, написана на чистом золоте, словно светится изнутри. Выражение лица смиренное – только таким и можно представить себе настоящего подвижника христианской церкви. Состояние иконы было плачевное. В нижней части икона покорежена сыростью, чересчур обильно полита лаком. После реставрации состояние иконы немного улучшилось.
Первоначальное имущество церкви было приобретено на средства Походяшина. Год от года утвари становилось все больше, ее покупали на деньги от продажи свечей, пожертвований и т. д. Но оно не сохранилось в храме Петра и Павла до наших дней.
В период закрытия храма (июль 1930 года) г. Североуральск посетил директор Тагиль-ского окружного музея. Власти передали Словцову А. Н. по акту ряд ценностей церкви Петра и Павла: дарохранительницу (1778 г.), блюдо для сбора пожертвований, Евангелие в окладе (1786 г.), икону «Введение Божьей Матери», старинную иллюстрированную книгу и другие ценности, всего 18 наименований.
В марте 1931 года церковная утварь и имущество в количестве 3 ящиков были переда-ны в Надеждинский (Серовский) соответствующий отдел. Из актов – описей, составленных в январе 1931 г., были перечислены серебряные и медные чаши, блюда, лжица (ложка), кадило, паникадило (люстра), лампады и многое другое, всего 15 наименований. В актах так же отмече-но более 200 религиозных книг, вестников, календарей. Парчовые, золоченые ризы, скатерти, хоругви, занавеси, покровы и др., всего 57 наименований. Иконы в количестве 45 штук. Из все-го того что, было, вывезено назад не вернулось, следы церковного имущества затерялись. По-этому современная утварь церкви была куплена церковью, либо подарена жителями и другими церквями.
Живопись настенная.
Подтверждением тому, что живопись была, могут служить расчистки, произведенные в 90-х годах, после которых можно было увидеть фрагменты декоративной росписи масляными красками и позолотой по синему фону. Стиль, техника – конец XIX в. «Декоративная живопись, обнаруженная в трапезной зимней церкви подлежит сохранению и дальнейшему выявлению; она представляет собой ценность, как образец росписи местных храмов», - пишет в отчете химик-реставратор Чепуриной А. С.. В воспоминаниях старожилов Североуральска встречаются упоминания о росписи: на потолке и стенах первого этажа красовалась картина с изо-бражением Георгия Победоносца убивающего Змея. На втором этаже, по мнению Н. Барамидзе стены были расписаны яркими, сочными красками. К сожалению, память не сохранила сюжет росписи.
Третьим доказательством росписи служит документ, находящийся в архиве одного из жителей Североуральска: «На Северном Урале, на берегу р. Колонги, где находится древнее село Петропавловское, стоит старая каменная церковь. В записках местного старожила, ныне покойного Петра Геронтиевича Баянова рассказывается, что строил и расписывал церковь итальянский зодчий, бывший в немилости у Екатерины II. Кроме ликов святых он создал несколько полотен на сюжеты святого писания. На одном были изображены кающиеся грешники. Когда Походяшин и священнослужители, приехавшие открывать церковь, увидели это полотно, они ахнули. Одна из грешниц, обутая в лапти олицетворявшая распутство, лицом походила на императрицу. Среди других грешников узнавались святейший граф Потемкин и другие фавори-ты царицы. Картина была написана так мастерски, что Походяшин не посмел уничтожить ее, а велел свернуть и привезти к нему домой. Дальнейшая судьба ее не известна. Этот рассказ под-тверждает директор Серовского музея Лузянина».
Факт чрезвычайно интересный. Но документального подтверждения тому, что стены Петра и Павла расписывал итальянский мастер пока не найдено.
Наконец, четвертым доказательством наличия росписи служат воспоминания рабочих реставрировавших церковь: «Когда соскребали со стен многолетнюю копоть, под ней увидели фрагменты старинной росписи». Все это свидетельствует о том, что роспись в храме присутст-вовала.
Выводы
В русской архитектуре XVIII века происходит наложение западноевропейских орна-ментальных приемов на средневековую структуру. Начиная с эпохи петровских реформ, все чаще строятся церковные и светские здания новоевропейского типа.
В XVIII веке наряду с ведущими направлениями столичных школ существовали на-правления периферийных архитектурных школ, среди которых можно выделить так называемое «уральское барокко». Несмотря на архаичную направленность архитектуры «уральского барок-ко», использующей формы «московского барокко», в период становления в столице классициз-ма, оно стала заметным явлением в истории русской архитектуры.
«Походяшинские храмы знаменуют собой последний крупный взлет самобытной ли-нии местного зодчества, развивающей традиции «московского» и «строгановского» барокко. История существования церкви Петра и Павла очень богата и неразрывно связана с историей города.
Хотя объемно-пространственное построение и декор храма Петра и Павла, в той или иной степени родственны известным прототипам, однако, переработанные в сторону предель-ной живописности и пластики, они являются глубоко оригинальными, целостными и гармонич-ными, с законченной, ярко выраженной идеей.
Храм Петра и Павла восстановлен первым из храмов, построенных на средства Похо-дяшина. Реставрация его продолжается. Символизируя неразрывную связь времен и лучших традиций уральского народа, он был и остается жемчужиной Уральского Севера. Однако и жемчужины радуют глаз только после окончательной доработки.
информация
фото с сайта
www.severouralsk.info
Место на карте