Первое театральное представление в г.Тюмени состоялось в 1858 году, оно положило начало театральному искусству Тюмени. Первыми тюменскими актерами были энтузиасты из учителей уездного училища, играли почетные граждане Решетников, Шешуков, купцы, их дочери.
В 1890 году купцом первой гильдии, почетным гражданином города Текутьевым Андреем Ивановичем был основан постоянный театр, который вошел в историю города под названием Текутьевский. Андрей Иванович, влюбленный в зрелища драматической сцены, содержал театр в течение 26 лет. В 1916 году, перед кончиной, он завещал театр городу. Городская управа приняла дар, и газетные анонсы стали извещать о спектаклях не в театре Текутьева, а в городском театре имени Текутьева.
К сожалению первое театральное здание, построенное Текутьевым, в начале двадцатых годов сгорело, и под театр был переоборудован соляной склад Текутьева. В нем, неоднократно реконструированном, на пересечении улиц Первомайская и Герцена тюменский театр работает по настоящее время.
После Октябрьской революции театр получил имя В.И.Ленина. Под руководством петроградского режиссера Вальмара в нем были поставлены такие спектакли, как "Идиот", "Власть тьмы", "Живой труп", "На дне". И в последующие годы основу репертуара составляли русская и зарубежная классика, лучшие произведения современной драматургии.
Повышалось исполнительское мастерство коллектива, постановочная культура театра, расширялся круг его зрителей, сам город стал одним из театральнейших в Сибири.
В апреле 1934 года артисту театра Шмидту Б.П. было присвоено почетное звание заслуженного артиста Республики. В 1976 году, впервые в истории театра, присвоено почетное звание народного артиста РСФСР Георгию Ивановичу Дьяконову- Дьяченкову.
В тюменском театре драмы работали такие крупные мастера сцены, как заслуженные артисты РСФСР Ю.Замятин, П.Словцов, А.Потапов, Б.Мостовой, А.Рудяков, Б.Красиков, Н.Зубкова, заслуженный деятель искусств РСФСР Е.Плавинский, организатор театрального дела заслуженный работник культуры РСФСР А.Калугин.
С тюменским театром драмы связаны творческие судьбы народных артистов СССР Евгения Матвеева и Владимира Краснопольского, народных артистов России В.Литвиновой, И.Аркадьевой, П.Вельяминова.
В настоящее время театр находится на творческом подъеме, о чем свидетельствуют его успешные московские гастроли 2000 года, где он был назван "непровинциальным театром из провинции".
Один из спектаклей: Любовь и деньги
«Нервы разбиты, пишу пьесу, собираю последние силы, чтобы её кончить».
Название пьесы, столь трудно давшейся автору, Александру Островскому, было найдено незадолго до окончания работы: «Последняя жертва».
Сказались ли в этом названии обстоятельства создания текста? Или обстоятельства здесь ни при чём? Разгадать смысл «Последней жертвы» предстоит актёрам тюменского театра драмы. За постановку взялся Владимир Захаров, режиссёр старой закалки, хранитель и знаток традиций МХАТа.
«Не для того надо ставить классику, чтобы все заметили впереди идущую грудь режиссёра, - размышляет Захаров. – Нужна постановка, где мы видим артистов. И не только потому я так говорю, что нас учили прятаться в актёра, а потому что надоели «смелые» интерпретации классики».
Пьеса остро современная, но тюменская постановка будет традиционной, без искусственного, внешнего подражания сегодняшней реальности.
Герои «Последней жертвы» существовали в век медленных скоростей, в разреженном информационном пространстве. Молодая вдова Юлия Тугина по три дня не имела известий о любовнике, Вадиме Дульчине, мучилась, бедняжка, предполагая самые страшные вещи: бросил, умер.
Тугина покупает Дульчина дорогими подарками, стремится угодить ему. Он растрачивает деньги в ресторанах и за игорным столом.
«Любовь присутствует мощно, сильно, но на первом плане – деньги». Дульчин, по мнению режиссёра, совсем не подлец. Любит Тугину, не притворяется. Образованный человек, аристократ. Проблема в том, что он не может и не хочет трудиться. Рад бы вырваться из порочного круга, но никак не получается. Он умеет одно: играть в карты. Вернее, проигрывать. В карты ему не везёт, оттого и долги большие. Своё имение прокутил, пустил по ветру. Немалое состояние Тугиной тоже ушло в оплату долгов Дульчина.
Герои пьесы – бездельники, за редким исключением. Захаров убеждён, что сочувствие автора – на стороне богатого купца Фрола Прибыткова. Прибытков олицетворяет собой русский капитал, здоровый нравственно, прогрессивный. Капиталист не даёт деньгам залёживаться, пускает их в оборот, ценит каждую копейку.
У остальных нет привычки трудиться, «каждодневно вставать по утрам и работать. Есть порыв: всё, завтра начинаю новую жизнь! Но порыв иссякнет, максимум через неделю». Дульчин, его приятель Дергачёв, племянник Фрола Федулыча Лавр Мироныч, другие члены клуба, где впустую тратятся деньги и время, - все они, и многие неназванные за ними, не хотят принять Россию, которая настоятельно требует реформ.
Режиссёр стремится понять и обнажить позицию автора. Чья она, последняя жертва? Тугина на коленях выпросила у Фрола Прибыткова шесть тысяч рублей, чтобы спасти Дульчина от долговой ямы. Но это её последнее приношение на алтарь любви. Фрол Федулыч в последний раз поддался слабости, отдал деньги без расчёта вернуть. Внучка Фрола Ирина Лавровна распрощалась с мечтой о бешеной страсти, Дульчин стал её последней, неоправданной надеждой. Богатая купчиха Пивокурова – последнее спасение для полнейшего банкрота Дульчина…
Сердце Юлии Тугиной разбито. Она говорит «я умерла». Самое хорошее, нежное в ней умерло. Дульчин собрался застрелиться. Не позирует, твёрдо решил свести счёты с жизнью. Смешно ли, что он передумает, женится на Пивоваровой, растратит её миллионы, найдёт ещё кого-нибудь, снова разорит? Последняя жертва продолжится другими. Будет ещё одна последняя жертва, потом самая последняя, самая-пресамая последняя, распоследняя. Бесконечная жертва. Режиссёр угадывает судьбу России.
Источник текста и фото: http://teatr-tyumen.narod.ru