[500x334]

Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ. Главный символ Сургута внесен в государственный геральдический регистр РФ. В подтверждение тому администрация города получила свидетельство о регистрации герба.
В золотистом поле - черная с серебристым концом хвоста лисица, идущая по лазоревой земле> - таково официальное описание герба, данное в свидетельстве. От первоначального варианта, учрежденного еще Екатериной II, и множества эскизов уже наших времен, остался единственный элемент - лисица. Все остальное специалисты по геральдике сочли лишним. Вскоре новый герб украсит кабинеты всех городских чиновников. Затем изменится и печать администрации. Черно-бурая лисица появится в верхнем левом углу всех официальных документов мэрии. Презентация главного городского символа состоится в дни празднования 410-летия Сургута. Тогда же горожанам будет представлено и знамя города. Местные художники завершают работу по его созданию.
Сургут - один из первых городов в Сибири, является центром Сургутского района - самого крупного по численности населения в округе. Основан в 1954 г. Расположен в 315 км к востоку-северо-востоку от Ханты-Мансийска на правом берегу Оби. Здесь проживает 276,1 тыс.человек. 42 процента Сургутского района занимают родовые угодья, где проживает около 300 семей коренного населения. Они занимаются охотой, рыболовством, заготовкой растительных плодов. Здесь расположены особо-охраняемые природные территории - государственный заповедник "Юганский", археологический памятник "Барсова гора", многочисленные объекты туристического показа, музейные комплексы и комфортабельные средства размещения.
Как вы думаете, что общего между такими городами, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Сургут, Осло? Конечно, их расположение на высокой северной широте - шестидесятой. Только в отличие от европейских городов здешний климат резко континентальный: суровая зима и короткое теплое лето. Температура может резко меняться не только в течение недели - за одни сутки! Среднемесячная температура января - минус 22 градуса, а июля - 18 градусов тепла. И все же самый главный ориентир места расположения Сургута - это могучая Обь, несущая свои воды к Северному Ледовитому океану. Город стоит на правом берегу великой сибирской реки, в ее средней части, которая так и называется - Средней Обью. Городов с легкой судьбой на берегах Оби нет, многие из них появились уже в нефтяную эпоху. Сургут - один из тех уникальных городов, которые рождались из любви человека к этому месту. Давайте же отправимся в путешествие по этому городу, заглянем вглубь его истории, задумаемся над настоящим, попробуем угадать туманное будущее.
Cургут счастливо соединил в своей судьбе признаки, по которым города выделяются среди других. С момента основания, с XVI века, Сургут занял позиции форпоста продвижения русских служилых людей на север и восток. Минули столетия, пришла пора большой нефти, город превратился в центр главной энергетической базы страны. За плечами Сургута - слава топливного кормильца России. И раньше, и теперь, и, надеюсь, в третьем тысячелетии он был и останется опорным пунктом освоения нефтегазовых северных территорий. Однако город вовсе не придаток к супергигантскому монопредприятию. Это мощный речной порт, крупнейший железнодорожный узел Западной Сибири, современный и хорошо оснащенный аэрокомплекс. Автомобильные дороги связывают его с северными городами-соседями и со всей страной. Сургут - это уникальные электростанции, работающие на попутном нефтяном газе; аналога нашим ГРЭС в мире нет. Здесь сосредоточены предприятия строительной индустрии, с помощью которых на Севере встали многие города, предприятия переработки нефтегазоконденсата. Можно говорить о дальнейшем развитии перерабатывающей промышленности, обширной сферы услуг, наисовременнейших средств связи, о новом этапе развития строительных заводов, комбинатов и т.д.
И, наконец, самое главное - сургутяне, беззаветно влюбленные в свой город, заряжающиеся его энергией и подпитывающие его в свою очередь. Как-то наш знаменитый соотечественник граф М.М.Сперанский, несколько лет бывший генерал-губернатором Сибири, не без иронии заметил: "Пока Сибирь можно назвать Отчизной Дон Кихотов". Что ж, они были и остаются романтиками, горячими патриотами родных мест, эти сургутские Дон Кихоты. Учитель-просветитель Аркадий Знаменский, историк-краевед Флегонт Показаньев, руководитель и организатор первых нефтяных лет Сургута Василий Бахилов, первооткрыватель приобской нефти Фарман Салманов, настоятель местного Свято-Никольского прихода протоиерей отец Виктор, президент нефтяной компании Сургутнефтегаз, кавалер ордена Андрея Первозванного Владимир Богданов, директор Сургутской ГРЭС-1 Владимир Губачев - это список имен людей, выдающихся и достойных, составивших гордость и славу города, можно еще продолжать и продолжать.
В 270-тысячном Сургуте в мире и согласии живут, трудятся, растят детей, строят дома, добывают нефть люди десятка национальностей. Здесь они могут реализовать свои потребности в науке и образовании, здесь, в нелегкое время перемен, когда потребовалась конкретная адресная помощь, создана и эффективно развивается сфера социальной защиты.
Cургут начали строить в 1594 году по указанию царя Федора Иоанновича, который поручил это дело воеводам Федору Борятинскому и Владимиру Оничкову. Удобное положение на реке, по которой можно было проникнуть далеко вглубь Сибири, способствовало развитию Сургута, ставшего вскоре форпостом русской государственности в этом крае. Влияние города распространилось далеко на восток и север. В 1782 году город Сургут получил герб: "в золотом поле черно-бурая лисица в знак обильной ловли оных в округе сего города".
Сургут, как и вся Сибирь, не знал крепостного права, люди жили крепкие, вольные, решительные. Однако издавна город был местом ссылки, сюда ссылали декабристов. В апреле 1918 года в Сургуте была провозглашена советская власть, город пережил колчаковщину и крестьянский мятеж. В годы Великой Отечественной войны сургутяне активно помогали одолеть врага. Отсюда ушли на фронт почти все взрослые мужчины, половина из них не вернулась домой. Все богатства таежного края шли на разгром фашистской Германии.
В память о павших на полях сражений второй мировой войны сургутянах на самом высоком месте в городе, там, где когда-то причаливали казацкие струги, сооружен прекрасный памятник-мемориал, поставлена православная часовня. Новейшая история Сургута началась на рубеже 50-60-х годов с приходом в Среднее Приобье геологов и открытием ими богатейших месторождений нефти и газа. В яркий солнечный майский день 1964 года на причале, наспех сооруженном на берегу Юганской Оби, у деревеньки Усть-Балык, произошло событие, с которого и началось второе рождение Сургута. Первая промышленная нефть была закачена в танки нефтеналивных барж и отправлена на перерабатывающий завод в Омске. В Сургуте запахло большой нефтью, о нем узнала вся страна, газеты взахлеб писали об открытии современных землепроходцев - геологов и нефтяников. Их имена увековечены в названиях городских улиц и в первую очередь месторождений: Повховское, Муравленковское, Ахатовское, Назаргалеевское, Дунаевское, Федоровское. И вновь Сургут стал плацдармом освоения новых территорий - теперь уже нефтегазовых. В 1965 году Сургуту был присвоен статус города.
В феврале 1972 года ГРЭС-1 дала первый ток, лампочки в домах сургутян вспыхнули так ослепительно ярко, что хотелось зажмуриться, рассказывали старожилы. Однако темпы роста энергопотребления нефтяного Приобья превышали общесоюзные в пять раз! Блок за блоком мощностью в 200 мегаватт - по одному ежегодно - вступали в строй. Потом пришла очередь второй Сургутской ГРЭС, где было введено еще шесть блоков, но уже по 800 мегаватт. На первой электростанции построены два теплофикационных блока, которые сегодня снабжают Сургут, единственный город в регионе, дешевым океаном тепла. Система Тюменьэнерго, в состав которой входят обе ГРЭС, вторая по мощности в РАО ЕС России после Мосэнерго.
В рекордно короткие сроки - за четыре года - был построен двухкилометровый железнодорожный мост через Обь. 5 августа 1975 года навсегда запомнилось многим сургутянам: в этот день гудок первого тепловоза огласил водные просторы Оби и ближайшие окрестности. Встречать его на будущую станцию Сургут выехал весь город.
Речной порт города - второй по величине в Обь-Иртышском пароходстве. В годы бурного развития края в Сургутский речной порт доставлялось тяжелое громоздкое оборудование для ГРЭС, нефтепромыслов, миллионы тонн грузов для многочисленных строек.
Немало месторождений сургутяне осваивали с воздуха, с помощью авиации. В короткие сроки были построены взлетно-посадочная полоса и новый аэропорт, откуда пролегли воздушные трассы во многие города страны, их общая протяженность исчисляется сотнями тысяч километров. Сегодня город реконструирует свой аэропорт, в скором времени здесь появится таможня, международный сектор, а взлетно-посадочная полоса сможет принимать современные лайнеры.
Переломным не только в судьбе Сургута, но и всего Севера, оказался конец семидесятых годов, когда произошло реформирование нефтегазовой отрасли: добывающие управления были преобразованы в мощные производственные объединения, в их состав вошли десятки предприятий. Теперь акционерное общество Сургутнефтегаз -дочернее предприятие одноименной нефтяной компании, крупнейшей не только в России, но и в мире. В наши дни Сургутнефтегаз ежегодно добывает более 33 миллионов тонн нефти и почти десять миллиардов кубометров природного газа. А в 1997 году на промыслах была получена миллиардная - с начала освоения месторождений -тонна сургутской нефти.
В компании 12 дочерних предприятий на северо-западе России, только в родном городе 70 подразделений, в которых работают десятки тысяч человек. Фактически каждый третий сургутянин так или иначе имеет отношение к нефтяникам: он или сам работает в Сургутнефтегазе, или члены его семьи. Другой "кит", на котором стоял и стоит Сургут, - предприятие Сургутгазпром, четвертое по объемам добычи в РАО Газпром, это более 36 миллиардов кубометров голубого топлива
В 70-80 годы на карте появились новые города и поселки, рождению и становлению которых в огромной степени помогал Сургут. Число его жителей стремительно росло, в те годы город входил в первую десятку городов страны по рождаемости. Сургут представлял собой своеобразные "хутора" -жилые микорорайоны -застроенные различными ведомствами. Городские власти решили развивать Сургут по общему для всех генеральному плану. Был организован филиал Ленинградского института зонального проектирования (теперь это самостоятельный Западно-Сибирский проектный институт). Предприятия стройиндустрии Сургута рассчитаны на выпуск почти миллиона квадратных метров жилья в год, и сургутяне выполняют треть от всего объема стороительства жилья в Ханты-Мансийском округе, имея десятую часть населения. Жилой фонд Сургута составляет 4,5 миллиона квадратных метров.
Большое внимание уделяется озеленению улиц, для этого на 15 гектарах разбит древесно-кустарниковый питомник. Муниципальные службы регулярно следят за чистотой воздуха, воды, контролируют радиационный фон. Отдельной строкой в городском бюджете заложены средства на финансирование работ по очистке питьевой воды, строительству полигонов утилизации промышленных и бытовых отходов, высокоэффективного предприятия по сжиганию мусора.
Архитектурная особенность Сургута - широкие магистрали, застроенные многоэтажными домами улучшенного, северного исполнения, с транспортными развязками-пятачками, которые обеспечивают безопасность автомобильных потоков на городских улицах. С высоты птичьего полета Сургут, вытянувшийся вдоль Оби более чем на два десятка километров, выглядит настоящей белокаменной столицей нефтяного Приобья. Город словно распахнут навстречу каждому, это первое впечатление наших гостей. Словом, облик Сургута вобрал в себя дух этой могучей и бескрайней земли.
Без малого 70 лет исправно поставляет продукцию рыбокомбинат, по-прежнему заготавливает древесину для нефтяников и строителей леспромхоз. Мясоперерабатывающий, молочный, хлебный, пивоваренный заводы в свое время были чуть ли не единственными пищевыми предприятиями на весь Север. В городе создается торфокомплекс: запасы этого ценного природного сырья поистине неисчерпаемы, глубина торфяного слоя местами составляет 8-10 метров. В ближайшие годы будут построены заводы сантехнического оборудования, пластмасс, стройматериалов, завод по сбору автобусов и др. А всего в городе свыше семи тысяч предприятий различного профиля и назначения, самых разных форм собственности.
По загруженности автодорог транспортом Сургут занимает ведущее место в стране. Ежедневно на городские маршруты выходит около двухсот автобусов. Еще больше автобусный парк нефтяников: ранним утром сотни комфортабельных машин непрерывным потоком отъезжают от автовокзала, держа курс на нефтяные месторождения. Вечером та же "река" доставляет людей обратно. Немногим меньше вахтовых автобусов отвозят рабочие смены на Сургутские ГРЭС. Плотность телефонизации в Сургуте - одна из самых высоких в стране. На 18-километровом кольце волоконно-оптической связи расположены все городские АТС. Связисты разворачивают еще одну мощную станцию космической связи, строят цифровые радиорелейные линии между Сургутом, Ханты-Мансийском, Нижневартовском и другими городами округа.
Источник: http://portal.surguta.ru/index.php?id=3150
Фото с сайта: http://tspec.clan.su/photo/12-0-28-3
Место на карте