• Авторизация


Ханты-Мансийский АО. Город Ханты-Мансийск. Театр обско-угорских народов. 09-06-2008 19:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x376]

Государственное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Театр обско-угорских народов" был создан распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа № 713-рп от 25 октября 2002 года .

Учредителем является Департамент культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Художественный руководитель - Ольга Александрова, член Союза театральных деятелей России, член творческого Союза художников России, лауреат международных фестивалей, режиссер-постановщик и актриса. Театр находится под патронатом губернатора ХМАО – Югры Александра Филипенко.

«Театр обско-угорских народов» развивает два направления: фольклорно-музыкальное и этнический многожанровый театр . Сегодня в репертуаре театра – спектакль по хантыйскому и мансийскому фольклору «За солнцем идущие, за миром смотрящие», концертные программы «Песни и танцы Югорской земли», «Звуки Древней Югры». В настоящее время готовится премьерный показ спектакля по картинам хантыйского художника Геннадия Райшева «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!». Также в 2006 году планируется постановка детского спектакля по хантыйским и мансийским сказкам и литературно-музыкальной композиции по произведениям хантыйского поэта Андрея Тарханова «Рябиновый пир». Репертуар театра ориентирован на все возрастные, социальные и этнические группы населения.

В настоящее время на факультете обско-угорской филологии Югорского государственного университета по специализации «актер национального театра» обучаются студенты – представители коренных национальностей. В скором времени им предстоит пополнить труппу «Театра обско-угорских народов».

Этническое направление в театре

В начале третьего тысячелетия уместно говорить о трансформации любой традиционной культуры, о преобразовании её с позиции современности. Мы видим, что мир переживает в настоящее время этнобум. Это можно наблюдать, например, в современных тенденциях моды, где налицо элементы этнического народного костюма, присутствующие и нередко преобладающие в повседневной одежде. Этническая музыка со всех континентов — буддистская, африканская, шаманская, кельтская — также стала неотъемлемой частью новаторской моды. Фольклором, этнографией и мифологией, которые лежат в основе любой традиционной культуры, стали интересоваться не только узкие специалисты или ученые, но и творческие люди, которые преломляют народное искусство в профессиональное.

Финно-угорское искусство различных жанров в конце 20 века совершило прорыв, и возникло искусство синтетическое, которое объединило в себе древность, сквозь призму современности, сохраняя устремленность в будущее. Эти тенденции можно наблюдать повсеместно.

Занимаясь театром более 20 лет и получив классическое московское образование, тем не менее, учителем могу назвать свою удмуртскую бабушку, которая жила в реальной этнической и фольклорной среде. С юности меня стали интересовать «преданья старины глубокой», и девиз «назад, к природе, в деревню» коснулся меня напрямую, когда я поняла, что московская театральная «богема» — не мое будущее. Начались этнографические и фольклорные экспедиции, и своя родная культура стала восприниматься совершенно с другой глубинной стороны. Из этих истоков произросла генетическая память, а вернее — открылись некие шлюзы, и началось многолетнее плавание в мифологический мир.

Современный театр вышел из древнего ритуала и обряда. В основе любого театра или спектакля лежит действо, аналогичное тем первым действиям-спектаклям, которые устраивали древние люди. Их вера в совершаемое, была колоссально велика, поэтому такие обряды несли в себе великое таинство и энергию. Церковный ритуал имеет ту же природу, и в нем действо превращается в священно действо.

Таким образом, современный театр вышел из народного фольклорного театра, который, в свою очередь, родился из ритуала. Первобытные ритуальные танцы и обряды, в процессе эволюции, превратились в различные виды зрелищ и современный театр.

Поиски этнических корней привели меня к мысли, что национальный театр не должен повторить путь классического, русского реалистического театра с его психологической школой. Этнографию и фольклор тоже не надо подавать с налетом пыли или с точки зрения идеологического советского сознания. Нужно увидеть тот мерцающий блеск и загадку и путем эксперимента сотворить бриллиант из алмаза, когда польются звуки, свет и красота. Секрет того, как сделан хороший этнический спектакль, состоит в познании нашего народного искусства, его сакральности и необъяснимости. Мистическое сознание, мифологическое сознание, космическое сознание — вот в первую очередь то, что необходимо иметь, чтобы, прикасаясь к нему, фольклор превратился в светский, но магический продукт. Именно такое искусство, которое творят молодые, можно назвать неотрадиционным или этнофутуристическим. Через современные зрелищные тенденции и жанры можно показать колоссальный, яркий спектакль с мощным энергетическим потенциалом. Это тот кладезь энергетики, который заложен в этнической культуре и от которого веет первобытной силой. Никто не знает, из каких узоров, какого шитья, какого орнамента свиваются эти кружева спектакля, основанные на великих философских законах космоса. На этих же законах построено любое театральное действо. Помноженное на веру и энергию молодых, оно становится оазисом в пустыне, именно тем настоящим, который манит и не позволяет разгадать. Солнце питает все живое на земле. Так и фольклорное и мифологическое, питает современное, светское искусство и не дает ему стать полностью искусственным.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что для национального театра этническое направление является наиболее приемлемым. Для созданного недавно «Театра обско-угорских народов» — первого профессионального в истории народов ханты и манси — было самым естественным опираться в своей творческой деятельности, в первую очередь на фольклор и этнографию этих народов. Мы поступили бы нелепо, создавая из этого театра очередной реалистический или психологический театр. Наша главная задача — трансформировать то, что есть в магической, сакральной природе этнической культуры, которая идет из глубины веков, создать на сцене то магическое зрелище, ту завораживающую тайну, которую нельзя до конца постичь, а можно только чувствовать и угадывать.

Источник текста и фото http://www.toun.ru

Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
09-06-2008-19:40 удалить
За два десятка лет вчерашний рабочий поселок преобразился в современный город с развитой социально-экономической инфраструктурой. Последние годы стали рекордными в плане градостроительства. Появились новая музыкальная и две общеобразовательные школы, городская поликлиника, здание железнодорожного вокзала, православный храм, жилые дома.
11-06-2008-17:26 удалить
Актеры театра – молодежь, студенты Югорского государственного университета. Все они – носители традиционной культуры народов ханты и манси, ее корни и древо.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ханты-Мансийский АО. Город Ханты-Мансийск. Театр обско-угорских народов. | Ханты-Мансийск - Дневник Ханты-Мансийск | Лента друзей Ханты-Мансийск / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»