• Авторизация


Город Челябинск. Детская железная дорога. 20-04-2008 19:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[699x455]

Проектирование детской железной дороги институт «Челябгипротранс» начал еще осенью 1939 года. 12 мая 1940 года комсомольцы города приступили к строительству первой очереди дороги. К началу лета 1941 года она была уже практически готова. Торжественное открытие планировалось на первое воскресенье августа – День железнодорожника, но, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, оно так и не состоялось.

В годы войны детская железная дорога была практически полностью разобрана, рельсы вывезены.

В первые послевоенные годы средств на восстановление и достройку дороги не было. И только в самом конце лета 1949 года состоялось торжественное открытие детской железной дороги. На тот момент дорога, протяженностью около 700 метров, соединяла две тупиковые станции. Одна из них – имени Павлика Морозова – сохранилась до сих пор.

Первый поезд Малой Южно-Уральской состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс (имевших выходы на платформу от каждого ряда сидений) и паровоза 159-626.

В 1953 году дорога была удлиннена до 2 км, построена новая станция – Водная, разобран разъезд номер 1 – бывшая конечная станция.

В 1961 году дорога вновь была реконструирована – построена станция Пионерская, протяженность пути увеличилась до 4 км. В таком виде дорога проработала до конца 80-х годов.


Отмеченные на схеме широколейные подъездные пути Мельзавода были разобрана во второй половине 50-х годов. Тогда же была разобрана короткая соединительная ветка колеи 750 мм, служившая для перегрузки подвижного состава ДЖД, доставленного по широкой колее.

К началу 70-х годов оба перегона были оборудованы полуавтоматической блокировкой. На станции Водная действовала электрическая централизация, на остальных – ключевая зависимость стрелок и сигналов.

В конце 80-х годов от станции им.Павлика Морозова, расположенной в глубине парка им.Гагарина, был проложен путь до входа в парк (около 1 километра). Однако, на строительство новой станции средств уже не хватило, и потому движение на этом участке так и не было открыто.

В 1995 году детская железная дорога не выдержав экономического кризиса закрылась. Это была последняя действующая ДЖД Южно-Уральской магистрали – Оренбургская и Курганская дороги к тому времени уже не работали (следует заметить, что сейчас эти дороги восстановлены).


За два года бездействия дороги, местные жители успели практически полностью разворовать ее. Были сняты и вывезены рельсы и шпалы, станционные постройки разобраны.

В начале 1997 года детскую железную дорогу возглавил новый энергичный начальник и уже 20 мая того же года дорога вновь начала работать. Правда, к моменту открытия удалось восстановить только один перегон Водная – им.Павлика Морозова, длиной 2.3 километра.

Одновременно началось восстановление пути на перегоне Водная – Пионерская, самой станции Пионерская, а также строительство станции Звездная, не достроенной в 80-х, новой платформы Зоопарк (на перегоне Водная – им.Павлика Морозова) и новой станции Солнечная (на подъеме за станцией Пионерская).

Если вы хотите посмотреть путевое развитие станции, щелкните мышкой по ее названию.

Открытие новых и восстановленных станций состоялось 31 августа 1998 года, в день 49-летия дороги. Восстановленная станция Пионерская получила новое название – Лесная.

Сейчас все станции имеют высокие посадочные платформы. Причем, на станции Водная платформы сооружены у двух приемо-отправочных путей, что позволяет принимать одновременно два поезда, а значит организовать движение двух составов со скрещением по этой станции.

Дорога на всем протяжении оборудована двувсторонней полуавтоблокировкой, однако, в целях обеспечения безопасности, на станциях сохранен ручной привод стрелочных переводов.

Руководство дороги не останавливается на достигнутом – есть реальные планы продления ДЖД со строительством двух новых станций. Если это удастся претворить в жизнь, то Малая Южно-Уральская станет дорогой, распологающей самым большим, среди всех детских дорог мира, числом раздельных пунктов.
Источник: http://www.dzd-ussr.ru/towns/chel/index.html
Фото: http://www.dzd-ussr.ru/towns/chel/chel23.jpg
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
myst06 20-04-2008-19:47 удалить
Не все дети связывают свою жизнь с железной дорогой, но детская железная дорога всё равно остаётся в их сердцах, в их памяти яркой искоркой воспоминаний о детстве.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Город Челябинск. Детская железная дорога. | Челябинская_область - Дневник Челябинская_область | Лента друзей Челябинская_область / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»