[357x500]
Владивостокская крепость — комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенных во Владивостоке и его окрестностях в конце XIX — начале XX века. Последняя крепость возведенная в мире. Поэтому в ее постройке учтен весь мировой фортеционый опыт.
30 октября 1996 года во Владивостоке был открыт музей, посвящённый Владивостокской крепости.
18 июня 1859. Генерал-губернатор Восточной Сибири, генерал от инфантерии Н.Н. Муравьёв-Амурский издал приказ об основании военного поста Владивосток для контроля Залива Петра Великого.
20 июня 1860. Под командованием прапорщика Н.В. Комарова высадился десант из сорока нижних чинов 3-й роты 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона с задачей основания постоянного военного поста.
1862. Пост был переименован в порт. Первоначально оборону поста обеспечивала береговая батарея для обстрела фарватера бухты Золотой Рог, размещённая в районе нынешнего вокзала прибрежных морских сообщений, на вооружении которой находилось несколько гладкоствольных орудий, и Горный дивизион под началом поручика Буяковича, расквартированный на сопках Тигровой и Батарейной.
16 февраля 1871. Владивосток получил статус «Главного порта Восточного океана», который перевели из Николаевска–на–Амуре с морскими учреждениями, резиденцией военного губернатора и главной базой Сибирской военной флотилии.
1877. Во время русско-турецкой войны, когда возникла угроза разрыва отношений и войны с Англией, спешно были возведены земляные батареи на входе в бухту Золотой Рог на мысах Голдобина и Эгершельда, а также на мысе Бурный, в районе нынешней водной станции Тихоокеанского флота, для защиты от десанта со стороны Амурского залива. Батареи были построены с учётом опыта Крымской войны — каждая позиция представляла собой окоп с низким бруствером, прикрытый сверху навесом из плетня. Гарнизон Владивостока к тому времени составлял около двух тысяч человек разных родов войск.
1878. Во Владивосток прибыл заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковник П. Ф. Унтербергер. Он признал эти меры явно недостаточными из-за отдалённости Владивостока от центра России и невозможности оказать ему быструю помощь войсками и снабжением и высказал идею и разработал план создания во Владивостоке крепости, способной самостоятельно сопротивляться возможному неприятелю длительное время.
В том же году военный инженер капитан В. П. Широков, согласно разработанному плану, приступил к постройке укреплений:
«Встречное» (сопка, ныне занятая главным корпусом Медицинского университета), * «Среднее» — на Орлином гнезде,
«Тюменской горы» (гора Буссе),
люнет «Объяснения» у Морского госпиталя
и люнет на высоте севернее бухты Улисс.
Все укрепления были деревоземляными и вооружены самой разной артиллерией.
30 августа 1889. Над Голдобинской мортирной батареей был поднят морской кейзер-флаг — с этого момента Владивосток получил статус крепости.
начало 1890-х. Были достроены и перевооружены батареи Безымянная, Купера, Тигровая, Токаревские, Ларионовские, Новосильцевская, Иродовские и Голдобинские, а также была занята важнейшая высота в обороне Владивостока — гора Русских на Русском острове.
Дальнейшее развитие крепости связано с именем её первого начальника инженера-полковника Кондратия Степановича Чернокнижникова.
1894. Было принято решение построить пять временных укреплений усиленного профиля на высотах к югу от Первой Речки, прорыть канал на Русском острове из пролива Босфор Восточный в бухту Новик для маневрирования кораблей в условиях блокады, построить форт на горе Русских, несколько фортов на высотах Седанки как передовые укрепления и форт на горе к северу от Первой Речки (впоследствии, после постройки казематированного мясохолодильника у подножья, была названа горой Холодильник).
Передовые форты имели большие размеры и глубокие рвы, но мало казематированных помещений, только кофры для обстрела рвов и убежище для людей во внутреннем дворике, опоясанном земляным бруствером. Своды сооружений были рассчитаны на сопротивление снарядам до 6 дюймов. Численность гарнизона на этих фортах составляла около 400 человек.
По причине постоянного ограничения в финансировании передовые укрепления имели мало подземных соединений, хотя западные форты имели мощные казематированные сооружения, соединённые подземными ходами и броневые башни для артиллерии.
1897. На местности были размещены форты «Северный», «Северо-Восточный» и «Северо-западный», и они стали приобретать форму полевых укреплений, построены казарменные городки и закрытая военная дорога от горы Варгина и далее, к оконечности Уссурийского залива, на Русском острове строился форт «Южный» на горе Русских и канал через перешеек.
январь 1899. Ход оборонительного строительства был резко нарушен, поскольку из-за растянутости обороны крепости без учёта численности имеющегося гарнизона военным министром А. Н. Куропаткиным было принято решение остановить работы на фортах «Северный» и «Северо-Восточный». Вместо этих передовых укреплений он распорядилсял составить новый проект оборонительного района максимально приближённого к городу (на расстоянии 5-7 км от бухты Золотой Рог). Для составления нового проекта в 1899 году А.Н. Куропаткин направил в крепость военного инженера полковника К.И. Величко.
1900. Несмотря на приказы военного министра комиссия по вооружению крепости в составе коменданта крепости генерал-майора М.И. Стрижева, начальника инженеров крепости полковника К.С. Чернокнижникова, Строителя Владивостокских укреплений полковника С.Ф. Чижа, начальника Владивостокской крепостной артиллерии полковника П.В. Магницкого и начальника штаба крепости полковника А.Н. Громова пришла к заключению, что группу недостроенных фортов можно рассматривать как передовую позицию. Это позволило сохранить недостроенные форты «Северный» и «Северо-Восточный».
Таким образом, за первое десятилетие официального существования крепости и предыдущий период, были заложены основы долговременного сухопутного обвода и системы береговых батарей, исключивших проникновение неприятельских кораблей на акваторию бухты Золотой Рог и пролива Босфор Восточный.
Но надёжная система защиты, начавшая создаваться, так и не была создана. А принятое решение о строительстве долговременного обвода в непосредственной близости от города сделало невозможным использовать Владивосток как военно-морскую базу в случае нападения с суши из-за опасности бомбардировки порта неприятельской осадной артиллерией.
источник:
http://www.vlad-fort.ru/фото:
http://stassia.flamber.ruМесто на карте