[500x338]

18 июня (1 июля по новому стилю) 1859 года произошло важное событие в истории бухты Находка - русские моряки Сибирской флотилии на пароходокорвете "Америка" под флагом Н.Н. Муравьева-Амурского открыли новые живописные берега, нанесли на все морские карты географические названия: залив Америка и бухта Находка.
К сожалению, в некоторых изданиях публицистического характера встречается легенда об открытии бухты Находка: "Спасаясь от шторма, судно укрылось в тихой бухте". Но в документах содержится менее романтическое, и более точное описание исторического момента, столь важного для города - порта. Напомним, что активное освоение и изучение Приморских земель началось в середине 19 века после того, как Г.И. Невельской установил судоходность Амура.
В 1854 году адмирал Е.В. Путятин обследовал побережье Приморья от корейской границы до мыса Гамова. На карте появились русские названия заливов, мысов, островов. Заключение Айгуньского в 1858 году и Пекинского в 1860 году договоров между Россией и Китаем окончательно определило и активизировало освоение этого края.
В 1858 - 1859 гг. группа судов Сибирской флотилии обследовала Южное побережье Приморья. Эту экспедицию на п/х - корв. "Америка" возглавлял генерал — губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев - Амурский. П/х - корв. "Америка" был спущен на воду в 1856 году в Нью-Йорке на судостроительной верфи Уэбба, по заказу П.В — Казакевича, командира портов Восточного океана. Корвет был построен из дуба и имел следующие характеристики: водоизмещение - 544 т., длина - 50,3 м , ширина - 8,6 м , мощность - 140 лош.с., 8 орудий.
Командиром на пароходокорвете был капитан-лейтенант А.А.Болтин, начальником штаба экспедиции — В.М. Бабкин. Офицерский состав: старший офицер — лейтенант П.Л. Овсянкин, старший штурманский офицер Я.Т. Астафьев, мичманы — В.Новицкий и М.К. Бахирев, Н.О., Красильников. Всего 31 матрос.
Итак, 15 июня 1859 года п/х-корв. "Америка" вышел из японского порта Хакодате, где Муравьев — Амурский совершал дипломатический визит, и взял курс на мыс Поворотный. 17 июня показалась земля. Обогнув скалистый мыс, судно зашло в воды неизвестного залива. Стоял густой туман, затруднявший видимость, моросил дождь. Корабль медленно прошел вглубь залива, держась на расстоянии двух миль от берега, недалеко от высокой горы (сопка Сестра) стали на якорь. Обозначенное пунктиром на карте место говорило о малой изученности района.
В 4 часа утра 18 июня штурман Н.О. Красильников принял вахту у старшего офицера Я.Т. Астафьева и, именно им была сделана историческая запись в вахтенном журнале: "В 6 часов снялись с якоря, и пошли к осмотру берега заметили углубление и открыли бухту, имеющую положение от северо-востока на юго-запад около 3 миль , шириною от 1 до 1,5 мили , глубины везде равные: от 5 до 4 сажен, грунт ил с песком, на правом и левом берегу два селения. По приказу Его Сиятельства эта бухта названа "Находка".
Залив же стал носить имя одного из самых быстроходных судов Сибирской флотилии. Хотя уже с 1855 года на всех английских картах он был известен как залив Горнет. Такое название залив получил в результате экспедиции английских кораблей "Винчестер" и "Барракуда".
Спустя годы по политическим мотивам залив вновь переименовывают. С 1972 года он называется залив Находка.
В списке членов команды пароходокорвета "Америка" есть фамилия человека, подробности жизненного пути которого были восстановлены в результате научно — исследовательской работы сотрудников МВЦ "Находка".
Александр Арсентьевич Болтин родился 13 августа 1832 года в Псковской губернии, в семье потомственных дворян. В 1849 году 17-летний Александр Болтин после окончания Морского кадетского корпуса поступил юнкером на Балтийский флот и уже через 3 года был назначен мичманом в кругосветное путешествие на фрегат "Паллада". Там проявились его способности к рисованию. Болтин делал рисунки новых берегов, помогал в составлении штурманских карт. В ходе плавания на "Палладе" один из мысов на корейском полуострове был назван в его честь - мыс Болтина (Мусудан).
В 1855 году в звании лейтенанта Болтин выезжает на Дальний Восток. 8 августа 1858 года уже капитан - лейтенант Болтин возглавляет экипаж недавно простроенного в Нью-Йорке п/х-корв. "Америка". Навигация 1859 г . была одной из самых насыщенных открытиями. Тогда были открыты бухты Находка и Золотой Рог, заливы Америка, Уссурийский, Амурский, Славянский и Петра Великого, пролив Босфор Восточный, остров Русский. Во время службы на Дальнем Востоке Александр Болтин был удостоен 4-х наград, произведен в капитаны 1 ранга.
К этому времени Александр Арсентьевич обзаводится семьей. Его женой становится Александра Геблер — дочь Иркутского надворного советника. В 1860 и 1862 годах появляются сыновья Владимир и Арсений.
11 июня 1866 г . после 11—летней службы в Сибирской флотилии, Болтина переводят на Балтийское море. В 1867 году Александр Арсентьевич сдал свой п/х-корв. "Америка" приемнику. Далее судьбы капитана Болтина и пароходокорвета "Америка" во многом схожи: ярких событий не было, последней службой стала пожарная охрана у капитана в Одессе, у корвета во Владивостокском порту.
24 декабря 1883 года - пароходокорвет "Америка" исключили из списков флота, годом позже 5 августа 1884 года и продали с торгов. Видимо, капитан 1 ранга в отставке А.А. Болтин следил за судьбой своего корабля и в 1885 г . в память о нем создал картину "Пароход Америка".
С марта 1870 года А. Болтин находился в отставке. Последние годы его жизни связаны с Одессой. Второй женой Александра Арсентьевича стала в 1874 году 24-летняя Елизавета Николаевна, у них рождаются две дочери Елена и Александра.
В Одессе Болтин поступает на службу в Русское общество Пароходства и торговли капитаном парохода "Аксай" и водит свое судно по Средиземноморью.
В непогожий день 21 октября 1875 года пароход "Аксай" терпит крушение у берегов Сицилии. Видимо, эта катастрофа положила конец морской карьере А.Болтина, хотя впоследствии он дважды подавал прошение, хотя и безрезультатно, в Морское ведомство в Петербург о принятии его вновь на службу.
Все эти годы А.Болтин не перестает рисовать. В 1890 году он принимает участие в 1-й выставке Общества Южнорусских художников с картиной "Крейсер "Память Меркурия". В эти годы он служит в управлении градоначальника, а с 1889 года возглавляет Одесскую пожарную команду.
Заработанные в морских путешествиях болезни, давали о себе знать. В 1898 году Александр Арсентьевич ушел со службы, а через 3 года 22 апреля 1901 года скончался, о чем его жена Елизавета Николаевна сообщила в некрологе в "Одесском листке".
В 1995 году в Москве состоялась встреча сотрудника находкинского музея с потомками А.А.Болтина. У сына от первого брака Арсения было четверо детей, младший Евгений, 1900 г . рождения продолжил род Болтиных, он стал видным военным историком, доктором исторических наук, основателем военно-исторического журнала, перед войной возглавлял издание "Красная звезда". Один из главных трудов его жизни - общая редакция шеститомника по истории ВОВ, вышедшего в 1960 году.
Дочери Евгения Болтина от двух браков Ирина и Людмила тоже москвички, у них есть дети. Род Болтиных продолжается. К сожалению, неизвестна судьба дочерей А.Болтина от второго брака. Но есть предположение, что кто-то из них выехал за границу, и некая Болтина в США, после смерти, свое состояние завещала родственникам в России.
В ходе исследований были обнаружены фотографии А. Болтина. Одна была найдена в Одессе в мешках с материалами музея пожарников, другая - в семейном альбоме Болтиных в Москве. В экспозиции МВЦ "Находка" хранится еще один ценный экспонат - копия картины "Пароход Америка".
Итак, о жизни капитана Болтина теперь мы знаем многое. А судьбы скольких еще морских офицеров - первооткрывателей остаются неизвестными.
История же бухты Находка постепенно начинает проясняться, когда мы читаем отчеты и наблюдения русских гидрографов и топографов.
Первое обстоятельное описание гавани Находка сделал подпоручик корпуса флотских штурманов Ф.К.Орехов в 1866 году: "Гавань Находка (Сучан Шайна) находится в вершине залива Америка и вдается в его западный берег на 4 версты, шириной до 600 сажен во входе и до 259 - в вершине. Бухта эта названа гаванью по совершенно закрытому от ветров положению своему между холмами, покрытыми густым лесом берегами и окраинными, местами невысокими скалами. К северному входному мысу Шефнера прилегает небольшой, но высокий островок Новицкого. Глубина в гавани ровная от 5 сажен во входе до 3 сажен в расстояние 2-х кабельтовых от вершины гавани, с хорошим илистым грунтом. Приливы внутрь гавани не достигают.
Для наливки водой находится много впадающих в гавань с обоих берегов ручьев и в вершине гавани речка, а для рубки дров есть покрывающий прибрежье листовой лес".
Работа штабс-капитана корпуса флотских штурманов М.А. Клыкова "Гидрографический обзор берегов залива Петра Великого в Японском море" содержит много ценных сведений о Находке конца 60-х годов 19 века: "Гавань Находка у манзов, туземцев края, считается лучшим местом ловли морской капусты. Хотя она была открыта еще в 1859 году, но фактически занята нами в 1864 году. Основанием поста в глубине ее из 1 унтер-офицера и 4 рядовых, в один и тот же год, как было сделано первое наше поселение на реке Сучан, из уволенных ссыльных поселенцев". Эта запись подтверждает, что постоянное поселение в бухте Находка - военно-гидрографический пост, было основано в 1864 году. Дальнейшие события в бухте Находка связаны с процессом освоения побережья залива Америка переселенцами из центральных губерний России.
Источник: http://www.history.nakhodka.info/2.shtml
Фото с сайта: http://www.angara.net/photo/pict/2163?album=161
Место на карте