[269x400]
Этнографическая экспозиция краеведческого музея знакомит с материальной и духовной культурой коренных народов Хабаровского края второй половины XIX - начала XX веков и дает возможность в полной мере оценить ее разнообразие и уникальность. Коллекции музея формировали такие известные ученые и исследователи как П. П. Шимкевич, Ю. А. Сем, П. П. Кузьмин, В. К. Арсеньев и даже генерал-губернаторы Приамурского края Н. И. Гродеков и Н. Л. Гондатти, а также сотрудники музея. В первом зале экспозиции представлены традиционная одежда и некоторые предметы быта коренных народов Дальнего Востока России.
Определенное место жительства, разные климатические условия, а также различные виды их хозяйственной деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Для народов севера была характерна двойная меховая одежда глухого покроя. Интерес представляют женский чукотский
комбинезон “кэркэр” и корякская “кухлянка”, изготовленные из шкуры северного оленя. Народы Приамурья шили одежду из кожи зверя и рыбы. Уникальным является удэгейский праздничный женский халат, изготовленный из кожи кеты, окрашенный настоем коры ольхи и расписанный акварельными красками. Интересен также нанайский женский халат, выполненный из ровдуги, хорошо выделанной шкуры оленя.
Большую научную ценность имеет алеутский головной убор- шляпа-козырёк "чугудек", переданный музею В. К. Арсеньевым. По количеству бусин, нанизанных на кетовый ус, судили об удачливости морского охотника. Всего в мире известно два подобных головных убора. Второй хранится в Британском музее Лондона .
Экспонаты второго зала рассказывают об основных видах хозяйственной деятельности коренных народов, проживающих на территории Хабаровского края. В экспозиции представлены традиционные орудия рыболовного и охотничьего промыслов, средства передвижения, различные предметы быта.
Тонкостью и изяществом отличаются плетенные из травы и прутьев тальника, изготовленные из бересты и искусно вырезанные из дерева изделия: блюда, сосуды, коробки, ложки с резным орнаментом. Эвенский меховой ковер, меховая одежда эвенков и эвенов, сумки, колыбель отражают особенности кочевого быта оленеводов.
Привлекают внимание и временые жилища аборигенов: ульчское и нанайское жилище рыбака "хоморан", жилище нанайского охотника "аонга", эвенкийский чум, идеально приспособленный к кочевому образу жизни.
Материальная культура (хозяйство, быт, семейный уклад), складывавшаяся веками, тесно переплеталась с духовной жизнью коренных народов российского Дальнего Востока. Ее основу составляли анимистические представления об окружающем мире. Промысловые культы являлись более древней формой верований. Позднее возникает шаманство, в основе которого лежала вера в существование посредников между миром обычных людей и миром духов.
Раздел “Верования” знакомит с одеждой и атрибутами шаманского облачения.Металлические зеркала “толи”, пояса “янгпан”, посохи, маски должны были защищать шамана от злых духов. Ритуальный нагрудник был необходим для сохранения голоса шамана во время камлания – общения с духами. Бубен являлся атрибутом шамана и символизировал его душу.
В экспозиции широко представлена культовая скульптура (сэвэны-защитники и сэвэны-помощники шамана). Гордостью музея является самый крупный комплекс сэвэнов-защитников удэгейского шамана с реки Кусун, собранный В. К. Арсеньевым в 1911 году. К середине ХХ века традиционная культура коренных народов Дальнего Востока России претерпела значительные изменения, но и сегодня остается по-своему уникальной. Однако в настоящее время многие ее проявления можно увидеть только в музеях.
текст и фото
http://hkm.ru/texts/view/35
Место на карте