• Авторизация


История Хабаровского Края. Народности 22-04-2008 19:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

   [700x525]


 На восточной окраине Российской Федерации находится Хабаровский край, один из многонациональных регионов России. На его обширной территории издревле живут восемь коренных малочисленных народностей Севера - нанайцы, ульчи, удэгейцы, эвенки, эвены, негидальцы, нивхи, орочи. К районам проживания малочисленных народов отнесено 15 из 17 сельских районов края. 54 населенных пункта законом Хабаровского края определены как территории компактного проживания. Доля коренных малочисленных народов в составе населения края - 1,6 процента, в северных районах достигает 50 процентов.. 

В ХХ веке в жизни аборигенных народов Амура произошли глубокие и неоднозначные изменения. Наиболее плодотворным для этнокультурного развития было второе советское десятилетие (1927-1937), когда все мероприятия среди коренных малочисленных народностей осуществлялись постепенно, с учетом реального состояния народа и в формах, доступных для его понимания, с адаптацией сложившихся общественных и экономических структур к новым задачам и потребностям.
Национально-государственное строительство, новые формы хозяйственной жизни ускоряли консолидационные процессы, разрушали обособленность и стойбищную замкнутость, способствовали осознанию этнического единства, общности этнических интересов. Со второй половины 30-х годов приоритетным направлением в деятельности государственных органов становится безоговорочное подчинение этнических интересов интересам общегосударственным. В результате такой политики у аборигенного населения стали быстро нарастать национально-культурные, социальные, экологические проблемы. В настоящее время этносы Приамурья переживают непростые времена. Разрыв с традиционной хозяйственной деятельностью - весьма болезненная для народов проблема. Кризис традиционных отраслей хозяйствования, издержки периода становления рыночной экономики чрезвычайно обострили этносоциальную обстановку в районах проживания аборигенных народов. Безработица привела к снижению жизненного уровня населения, за ней потянулся ряд социальных, экологических и демографических проблем.
Организацией Объединенных наций было провозглашено международное десятилетие коренных народов мира (1994-2004г.г.). В Хабаровске в 1993 году на первом в истории ООН Международном совещании, посвященном проблемам коренных малочисленных народов Севера России, была озвучена идея его проведения.
Реализация намеченных мер по проведению Международного десятилетия коренных народов мира позволила решить многие социально-экономические проблемы аборигенного населения края.
В местах компактного проживания построены школы на 798 мест. В октябре 2004 года в селе Сикачи-Алян открыт уникальный социально-культурный центр (школа на 108 мест, детский сад, этнографический музей, зрительный зал на 200 мест, спортивный зал, мастерские). В новом помещении в 2003 году начал работу Центр нанайской культуры и этнографии села Нижние Халбы.
В районах компактного проживания коренных малочисленных народностей работают национальные ансамбли, известные далеко за пределами края. Так, в нанайских селах их более десятка: "Гивана", "Мангбо", "Сиун", "Тасима", "Илга Дярини", "Кэку" и др. Широкую известность получил нивхский ансамбль "Эри". В удэгейском селе Гвасюги не один год успешно работает фольклорный ансамбль "Су гакпай". Искусство народного ульчского ансамбля "Гива" ("Рассвет") радует зрителя вот уже более полувека.
Всероссийскую известность получило творчество писателей, поэтов: Ходжера Г.Г., А.А.Пассара. 
Несмотря на кризисную социально-экономическую ситуацию, было бы неверным подводить под существованием этносов Амура некую черту.

 

По предварительным итогам переписи 2002 года более многочисленными по своему составу являются нанайцы, 12355 человек. Этноним "нанай" означает: "на" - земля, "най" - человек, земля-человек, человек Земли.
В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность - конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжур, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Хозяйство нанайцев носило комплексный характер, первостепенное значение имело рыболовство. Характерная черта нанайского рыболовства - высокая степень специализации орудий промысла. В области ихтиофауны, знания мест обитания и путей миграции рыбы, нанайцы были непревзойденными знатоками. Охотничий промысел в жизни нанайцев не играл большой роли.
Экологические проблемы амурских нанайцев связаны в первую очередь с состоянием реки Амур. Загрязнение Амура промышленными и бытовыми стоками, чрезмерная эксплуатация его рыбных ресурсов в предшествующие годы привели к тому, что крупнейшее в стране стадо амурской кеты находится в состоянии депрессии. Кризис рыболовства усугубляется состоянием лесов края.
Но, несмотря на всю кризисную социально-экономическую ситуацию, нанайцы - крупнейший народ тунгусо-маньчжурской языковой группы с устойчивым и растущим этническим самосознанием, достаточно высоким образовательным уровнем, обладает собственными этнокультурными институтами, имеет хорошие потенциальные возможности к саморазвитию.


Негидальцы - небольшой тунгусо-маньчжурский народ Дальнего Востока. По предварительным итогам переписи 2002 года их насчитывается 806 человек. По происхождению негидальцы - эвенки, смешавшиеся с нивхами, ульчами и нанайцами. Негидальцы - исконные рыбаки и охотники. У верховских негидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством транспортного типа. В советский период материальная и духовная культура негидальцев претерпела большие изменения. Жилища, одежда, средства транспорта, хозяйственные здания не отличаются от окружающего населения. Приверженность к традиции наблюдается лишь у немногих людей старшего возраста (одежда, обрядовая практика). Повсеместно преобладают этнически смешанные семьи. Вместе с тем, национальное самосознание негидальцев отличается устойчивостью.
Сохранение негидальского этноса не внушает оптимизма. Усиливается их ассимиляция с нивхами, ульчами, русским населением.


Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северо-западные берега Тихого океана. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской зверобойный промысел. Несмотря на свою малую численность (5287 человек), сложную социально-экономическую обстановку этнокультурную ситуацию у нивхов можно рассматривать в целом как положительную. Многие элементы традиционной духовной культуры, наполняясь новым содержанием, являются органичной частью повседневной жизни нивхов.
Орочи сформировались в результате взаимодействия автохтонных приморских племен с пришельцами тунгусского происхождения. Определенную роль в сложении орочского этноса сыграли также нивхи, айны, племена монгольского и маньчжурского происхождения. Общая численность орочей составляет 884 человек. Охота - основное занятие орочей. Не менее важную роль играет и рыболовство. Особенности расселения орочей в последние десятилетия привели к полному разрушению традиционной культурной среды. Практически утрачен родной язык. Признано, что уже через несколько лет чистых орочей (по крови) скорее всего не будет.


Удэгейцев до конца 19 века в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Сегодня удэгейцы проживают в Хабаровском и Приморском краях. Общая численность их 1665 человек. Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве. Усилившиеся в советские годы межэтнические контакты, совместное проживание с русскими и другими народами, рост численности смешанных в этническом отношении браков существенно изменили этнокультурный облик народа. Но этническое самосознание народа сохраняется. Для всех групп удэгейцев характерен определенный "культурный ренессанс", стремление к восстановлению культурных традиций. Работают фольклорные ансамбли, музеи, этнокультурные центры. Несмотря на невысокую численность, снижение естественного прироста в 90-е годы, серьезные социально-экономические проблемы, удэгейцы сохраняют определенные возможности для дальнейшего этнического развития.
Этнические корни ульчей уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории еще в мезолите. В состав этноса вошли другие этнические элементы - нанайские, нивхские, маньчжурские, негидальские, эвенкийские, айнские и др. Все они оставили весьма заметный след в родовом составе ульчей, их языке, хозяйстве, материальной и духовной культуре. Круглогодичное рыболовство - главная отрасль традиционного хозяйственного комплекса ульчей. Охотничий промысел имел подсобное значение. Этнокультурная жизнь ульчей, несмотря на многочисленные социально- экономические проблемы, достаточно разнообразна и насыщенна. Хорошо сохраняется народное декоративное искусство - художественная обработка дерева, кости, изготовление художественных изделий из меха, рыбьей кожи, бересты, культовое искусство. Успешно развивается музыкально-хореографическое искусство. Сохранение ульчей как этноса не внушает особых тревог, несмотря на относительно небольшую численность (3098 чел.).


Старое название эвенков - тунгусы. Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Эвенки - охотники-оленеводы, прирожденные кочевники.
В сравнении с другими близкими им по культуре народами, они обладают сравнительно высокой численностью (35377 человек), что делает проблему сохранения их как этнической общности не актуальной. Самоназвание - эвенки, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название - тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык - эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Характерная особенность в расселении эвенков - дисперсность. В стране насчитывается около сотни населенных пунктов, где они живут, однако в большинстве поселений их численность колеблется от нескольких десятков до 150-200 человек. Населенных пунктов, где эвенки живут относительно крупными компактными группами немного. Подобный тип расселения отрицательно сказывается на этнокультурном развитии народа. Современная культура представляет собой причудливое переплетение традиций и инноваций.
Эвены - один из малочисленных коренных народов на северо-востоке Сибири. Большинство современных эвенов называют себя эвен. От этого самоназвания в начале 30-г.г. было образовано нынешнее официальное обозначение народа. Исследователи по-разному переводят этноним эвен - "местный", "здешний", "спустившийся с гор". Говорят на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. В эвенском языке насчитывается около 20 диалект и говоров. В качестве литературного языка используется диалект Магаданской области. Эвенский язык считают родным около 44% эвенов. Численность их - 19242 человека.
Основная часть эвенов живет сегодня в Якутии, Магаданской и Камчатской областях, Корякском и Чукотском АО, Хабаровском крае.
Основное традиционное занятие эвенов - кочевое оленеводство. Развита также охота на северного оленя, лося, горного барана. Большое значение имела товарная пушная охота. Подсобное значение имело речное рыболовство. Эвены, живущие на охотском побережье, вели полуоседлый образ жизни, занимались рыболовством, промыслом морского зверя. Эвены среди малочисленных народов Севера составляют основной массив коренного населения. Весьма болезненная для многих малочисленных народов Севера языковая проблема характерна и для эвенов, но говорить об утрате эвенского языка преждевременно. Эвены по численности занимают одну из первых позиций среди коренных малочисленных народов Севера РФ. Несмотря на сложности в развитии традиционных отраслей хозяйства, ухудшающиеся демографические показатели во всех регионах своего проживания они сохраняют все возможности для полноценного этнического развития.
 
Источник: http://www.dersu-shop.ru
Фото:   http://picasaweb.google.com


 Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
YarCat 22-04-2008-19:49 удалить
Удивительно, что в краю до сих можно встретить такие древние народы, сохранившие свои традиции.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История Хабаровского Края. Народности | Хабаровский_край - Дневник Хабаровский_край | Лента друзей Хабаровский_край / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»