[400x330]
Районный центр
Районный центр - г. Вяземский (год образования 1951), который расположен в 130 километрах к югу от Хабаровска. Город раскинулся на террасах двух небольших рек - Первой и Второй Седьмой близ впадения их в Уссури. Свое название город получил в честь русского инженера О.П.Вяземского - руководителя работ по сооружению Уссурийской железной дороги.
Общая информация
Вяземский район – южный район Хабаровского края. Расстояние от краевого центра 130 километров">130 километров, с которым его связывают железная дорога и автомагистраль Хабаровск-Владивосток. На севере и востоке граничит с районами им. Лазо, на юге с Бикинским районом, на западе по реке Уссури с Китайской Народной Республикой.
Вяземский район образован 22 июля 1934 года.
Достопримечательности района
Основными достопримечательностимя района являются - Лотосовое озеро в селе Шереметьево, Видное, источник с минеральной водой в п. Шумный, теплый источник.
лотосовое озеро
[622x467]
Известные люди района
Усенко Николай Васильевич, заслуженный лесовод РСФСР, почетный член Всероссийского общества охраны природы, Почетный гражданин;
Аспидов Иван Федорович- художник;
Баглай Николай Трофимович-художник;
Околов Виктор Леонидович- доктор медицинских наук (бывший выпускник школы № 3 города Вяземского), проживает в г. Есентуки;
Зеки Олег Георгиевич – академик медицинских наук (бывший выпускник школы № 2 города Вяземского);
Мурашев Александр Михайлович – профессор Дальневосточной народной академии наук (бывший выпускник школы № 3 города Вяземского);
Власенко Валерий Васильевич- генерал-лейтенант железнодорожных войск;
Ефремова Раиса Давыдовна- Почетный гражданин города Вяземского, заслуженный учитель РСФСР.
Краткая история
История освоения и заселения Вяземского района неразрывно связана с историей заселения всего Приамурья и Приморья, она интересна и своеобразна. Немало ценных сведений о ходе заселения Дальнего Востока в первые годы после его окончательного включения в состав России сообщает известный русский путешественник и географ М.И. Венюков, чьим именем названо одно из сел Вяземского района, это село возникло в районе одним из первых, наряду с селами: Кукелево, Будогосское (ныне Забайкальское), Кедрово и Шереметьево в 1859 году, они существуют и сегодня, а Долченко, Киселево, Трехсетительская – этих сел уже нет. Располагались они по берегу р.Уссури.
М.И. Венюков прошел пешком от Уссурийского поста (ныне Хабаровск) до Японского моря. Ученый впервые дал географическое описание Приуссурья и начертил первую точную карту р.Уссури, в бассейне которой расположен наш Вяземский район. В 1858 году М.И. Венюков составил «Обозрение р.Уссури и земель к востоку от нее до моря» и карту, куда вошло описание Вяземского района.
Вяземский район – один из заманчивых для археолога уголков Дальнего Востока. Здесь много остатков древних поселений: наскальные рисунки (Петрогрифы) и городище с оборонительным рвом, внутри которого остатки полуподземных жилищ с ямами – котлованами от очага у с. Шереметьево.
Процесс освоения Приамурья и Приморья русскими землепроходцами был начат еще в 40-е годы 17 века, когда в сжатые сроки партии предприимчивых казаков под предводительством В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова, О.С. Степанова, Н.Р. Черниговкого и др. привели местное население в русское подданство, страдавших от кабалы воинствующих манчжур. В эти годы в нашем районе по побережью р. Уссури и в устьях ее притоков жили отдельные стойбища нанайцев (гольды), занимавшихся рыбной ловлей и охотой. У них существовал родовой строй.
Активное заселение русскими Вяземского района, как и всего Хабаровского края, началось в середине 19 века. Это объяснялось необходимостью укрепления новых границ России – земель Дальнего Востока.
Строительство ж/д еще больше оживило Дальневосточный край, и оно не обошло стороной Вяземский район. Часть территории вдоль реки Уссури между Хабаровском и Владивостоком приходится на Вяземский район, здесь и пролегла Уссурийская ж/д, строительство которой осуществлялось с обеих сторон. Возглавлял его инженер Орест Полиенович Вяземский, который сократил сроки строительства (на год), снизил расходы на 2 млн. золотых рублей сократил трассу на 17 км и отвел ее от реки Уссури в Бикинском районе. Именем этого замечательного человека носит Вяземский район.
Одно из первых крестьянских сел в районе – Вяземское было основано в 1895 году. Именно тогда сюда прибыло и осело 17 домохозяйств, среди них 15 крестьян – переселенцев и ссыльнопоселенцев, 2 казака. В 1899 году казачья администрация вселила в поселок еще 3 казачьих семьи и возбудило ходатайство об официальном образовании здесь казачьего поселения гленовский, по имени атамана.
Так произошло разделение поселения на крестьянский (Вяземский) и казачий (Гленовский). В первые годы постоянное население обоих поселков росло медленно. Так в конце 1900 года здесь проживало всего 36 домохозяев, из них 17 крестьян, 8 казаков, 5 ссыльнопоселенцев. Через 20 лет после основания, население Вяземской состояло из 885 человек, а население Вяземской волости до революции составляло в общей сложности 8179 человек.
В 1901 году из переселенцев Полтавской губернии возникли Капитоновка, Тигрово, Красицкое. В 1908 году переселенцы из Каменец – Подольска основали Ярославку. В это же время заселялись Котиково, Соболево. В 1909 году заселяется Роскошанский участок (с.Роскошь и с. Виноградовка). Новоселы попадали в гораздо худшие условия по сравнению со старожилами – казаками которые забирали разработанные земли, а крестьян оттесняли в тайгу. Под напором крестьян царские власти в 1913 году передали часть закрепленных за казачеством земель в фонд переселенческого управления. Все крестьяне села в это время объединялись в две волости: Вяземскую и Дормидонтовскую. Они относились и Хабаровскому уезду.
Окончательным строительством Сибирской ж/д позволило переселяться на Дальний Восток не только крестьянам, казакам, но и «Растущему» рабочему классу, в котором нуждался наш край.
До 1917 года у Вяземцев не было ни настоящего промышленного, ни сельскохозяйственного производства. Вся экономика района была представлена паровозным депо, несколькими кустарными мастерскими.
Культура, здравоохранение, образование в дооктябрьский период находилось в плачевном состоянии, трудовое население страдало от кулаков, предпринимателей, не только своих, но и иностранных. Промышленность была отсталой и носила частный характер.
После революции в 1917 году во всех крестьянских и казачьих селах Вяземской волости установилась власть Советов. В феврале Вяземская волостная управа была распущена и начал работать волостной Совет рабочих, крестьянских и казачьих депутатов.
Не обошли стороной Вяземскую волость гражданская война и интервенция, принесшие голод и разорение во все села и станицы. С установлением мирной жизни на Дальневосточных землях, народ приступил к созидательной жизни, приумножая богатства родного края.
В конце 20-х начало 30-х годов экономика была направлена на развитие лесной промышленности, создание продовольственной базы. В годы первых пятилеток в районе создаются новые промышленные предприятия: электростанция ремонтно-мастерские, хлебопекарня, кирпичный завод, типография, Дормидонтовский лесопильный завод, Вяземский, Ворошиловский и Дормидонтовский леспромхозы.
Бурно стала развиваться экономика района в послевоенные годы, создаются новые предприятия – деревообрабатывающий комбинат, молочный завод, овощеконсервный завод, ремонтно – механический завод, вводится в эксплуатацию восемь новых цехов, две промышленные котельные, холодильник.
До 1934 года происходит постоянное изменение состава и площади Вяземской волости, а так же ее названия.
В 1924 году – Вяземская волость переименована в Ленинскую, а в 1925 году – образован Ленинский район. В 1932 году – переименован в район имени П.П. Постышева. В 1933 году – Постышевский и Некрасовский объеденены в Пригородный. И лишь 22 июля 1934 года образован Вяземский район, 70 – летие которого мы отмечаем 22 июля 2004 года.
Географические данные
Территория Вяземского района находится в области средневысотных складчатых гор и межгорных равнин юга Дальнего Востока. Восточная и юго-восточная часть района представлена отрогами Сихотэ-Алиня, западная и северо-восточная часть района представляет собой равнину с большим количеством заболоченных и закочкаренных понижений. Пологие склоны сопок, увалов и сглаженные их вершины используются под пашню, но они эрозионоопасны, поэтому при освоении их необходимо соблюдать агротехнику. Освоению равнинных участков мешают заболоченность и закочкареннность, мелиорация таких неудобий связана со значительными материальными затратами, определенных затрат требует также борьба с образованием оврагов.
Вяземский район занимает площадь – 4318 квадратных метров, что составляет 0,55 процента от общей площади Хабаровского края.
Численность населения – 25,8 тысяч человек или 1,8 процента от жителей края.
Удаленность от краевого центра районного центра составляет 130 километров
По административно-территориальному делению Вяземский район поделен на 18 сельских и поселковых муниципальных образований, которые включают в себя 22 населенных пункта.
Климат
Климат на территории Вяземского района муссонный, отмечается сезонной сменой ветров, которые переносят потоки морского влажного воздуха. Наиболее ильные ветры наблюдаются в апреле, ноябре. На направление ветра и распределение осадков большое влияние оказывает Сихотэ-Алинь.
Среднегодовая температура в среднем составляет 0,2 градуса. Продолжительность безморозного периода колеблется от 136 до 158 дней. Среднегодовое количество осадков выпадает от 600 до 750мм.
Летние дожди носят ливневый характер, иногда сопровождаются грозами, выпадением града, ураганным ветром, что приносит огромный ущерб народному хозяйству, а обильные дожди приводят к уплотнению почвы. Это в первую затрудняет воздухообмен растений и приводит к пожелтению листьев. Наряду с переувлажнением почв в районе отмечаются и суховейные явления. Первые заморозки наступают в последней декаде сентября, начале октября. Затяжное ненастье летом и в начале осени мешает главной работе земледельцев – уборке урожая.
В целом климатические условия Вяземского района способствуют развитию как животноводства, так и растениеводства
Транспорт
Дорожная сеть Вяземского района представлена железной и автомобильными дорогами. С севера на юг район пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль. В г. Вяземский осуществляют свою деятельность локомотивное депо, мастерские связи и другие специализированные предприятия железнодорожного транспорта. Параллельно железной дороге проходит автомобильная дорога федерального значения Хабаровск - Владивосток. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 277 км. Все дороги - с твердым покрытием. С населенными пунктами района, расположенными в отдалении от шоссе, город соединяют дороги местного значения.
Автомобильными перевозками в районе занимается муниципальное предприятие «Вяземское пассажирское автотранспортное предприятие».
Герб района
Природа. Природные ресурсы
Территория района находится в области средневысотных складчатых гор и межгорных равнин юга Дальнего Востока. Восточная и юго-восточная часть района представлена отрогами Сихотэ-Алиня, западная и северо-западная часть района представляет собой равнину с большим количеством заболоченных и закочкаренных понижений. Пологие склоны сопок, увалов и сглаженные их вершины используются под пашню, но они эрозионноопасны, поэтому при освоении их необходимо соблюдать агротехнику. Освоению равнинных участков мешают заболоченность и закочкареннность, мелиорация таких неудобий связана со значительными материальными затратами, определенных затрат требует также борьба с образованием оврагов.
В Вяземском районе государственным балансом запасов полезных ископаемых учитываются 10 месторождений полезных ископаемых, из них 7 строительных материалов, 1 цветных камней и 2 торфа.
Из полезных ископаемых в районе разведано в основном строительное сырье. Оно представлено рядом месторождений. Вяземское месторождение легкоплавких (кирпичных ) глин, эксплуатационные запасы по категории А+В+С –7,8 млн.куб.м. Эксплуатируется. Вяземское месторождение известняка для производства строительной извести, запасы 20,6 млн.тонн. Относится к разряду наиболее крупных. Использование проектируется.
Вяземское месторождение песчано-гравийной смеси. Запасы 4,5 млн.куб.м. Использование проектируется. Карьерное месторождение камня строительного, запасы 1,4 млн.куб м. Эксплуатируется. Разведано Вяземское месторождение флюсовых известняков, в 17 км на юго-востоке от г. Вяземский.
Из других полезных ископаемых следует отметить наличие торфа, необходимого для сельского хозяйства района. Запасы его в районе достаточно велики.
Из вышеперечисленных полезных ископаемых более полно используется месторождение глин, на базе которого работает ЗАО «Керамик».
Отрасли хозяйства
Основные отрасли хозяйства района:
промышленность (лесная, пищевая и перерабатывающая, горнодобывающая, строительных материалов);
сельское хозяйство;
железнодорожный транспорт.
Вяземский район входит в состав главной сельскохозяйственной зоны Хабаровского края, специализируется на производстве сои, зерна, картофеля, овощей, молочном животноводстве, пчеловодстве.
Население и национальности
Численность населения по данным последней переписи населения на начало 2004 года составила 25,9 тыс.человек, что составляет в удельном весе 1,8 процента от численности населения края. Численность населения проживающих в сельской местности - 8,4 тыс.человек.
Численность населения по сравнению с 1998 годом сократилась в районе на 4,1 тыс.человек или на 13,7%, что естественно повлияло на существенное изменение демографической ситуации в районе.
Населенные пункты района
г. Вяземский, с. Аван, с. Отрадное, с Венюково, с Шереметьево, с Кедрово, с Видное, с. Красицкое, с Дормидонтовка, с. Кукелево, п.Шумный, п. Медвежий, с. Садовое, с. Забайкальское.
источник:http://www.khabkrai.ru/about/viazemsky.html
фотографии:http://www.mojgorod.ru/habarov_kraj/vjazemskij/
http://www.brant.kz/Photogallery/alternative.html
место на карте:ЗДЕСЬ