[604x453]
Есть в Зауралье река Исеть, на которой стоит город Каменск-Уральский. Этот город более известен как пункт на трассе Курган-Екатеринбург. Мне приходится ездить по этой трассе, а заглянув в Интернет, обнаружил, что эта дорога нигде не описана. Более того, сам город Курган не очень известен. Точнее, он известен как место, где работал знаменитый врач Илизаров: Илизаровский реабилитационный центр сегодня – одна из достопримечательностей города. А вот о самом городе, и о дороге в сторону Екатеринбурга известно мало. А жаль – эта древняя дорога вдоль реки Исеть очень интересная. Вот я и решил описать поездку из Кургана в Каменск-Уральский.
Город Курган, как свидетельствует его название, возник на месте могилы какого-то древнего царя. Хотя слово «курган» тюркского происхождения, сами курганы гораздо древнее. Вообще эта часть Зауралья – место кочевий многих племен и народов. Здесь побывали древние арийцы, скифы, отсюда пришли в Европу болгары, венгры. Значительная часть золотых древностей в коллекции Эрмитажа раскопана из Зауральских курганов.
В городе Кургане очень странная планировочная структура: в середине промышленность, а вокруг – жилая застройка. Старый город «прилеплен» к промзоне с юга. До революции он был ограничен с севера Транссибирской магистралью. В годы советской власти севернее железной дороги построили огромные заводы, а для жилья места не хватило. Вот и пришлось достраивать город еще северней, за промзоной. Поэтому, чтобы попасть на Свердловскую трассу из старого города, сначала надо пересечь по проспекту Машиностроителей огромные промышленные территории, затем снова попасть в жилье, и лишь затем – за город.
Благополучно проделав этот маневр, сразу за пригородным поселком «Веселое поле» пересекаю федеральную трассу М-51 «Москва-Владивосток» и устремляюсь на северо-запад.
Природа на север от Кургана очень суровая, но живописная: болота, песчаные гривы, сосновые боры. Эту местность называют «Илецко-Иковское урочище». Очень много пожарищ.
Дорога на Екатеринбург ровная, без выбоин, очень хорошего качества. Мало гаишников и практически не встречаются фуры. Ехать – одно удовольствие! ГАИ встретилось только один раз, и те приехали разбираться с дорожно-транспортным происшествием (жигуленок съехал с трассы в болото).
Через час пути открывается долина реки Миасс. Это та самая река, на которой выше по течению стоит город Челябинск, а здесь разворачивается панорама старого села Каргополье. Над домами поднимается церковь. Пересекаю реку и подъезжаю к храму.
Удивительное дело – церковь восстановлена, но выглядит неживой: вокруг глухой забор, вход под замком и завален мусором. Рядом магазин. Беру свежий хлеб, молоко, и спрашиваю у продавщицы: «Что за церковь?». Получаю очень странный ответ: «Приход». Значит, церковный приход действует, по крайней мере, она о нем слышала. Может, по праздникам, но тогда почему вход завален мусором?
Я уже не первый раз сталкиваюсь с подобной картиной: храмы восстанавливают, иногда за бюджетные деньги, но они не живут: люди отучены от веры, православная церковь ослабила свою миссионерскую волю.
После Каргополья хочется немного подкрепиться, и я останавливаюсь перекусить у какого-то озера. Возле противоположного берега величественно плавают дикие лебеди, и глядя на них, я с удовольствием закусываю свежим хлебом с молоком.
Очень скоро пересекаю долину реки Исеть и сворачиваю в сторону Шадринска. Исеть тянется слева. На поворотах и при пересечении притоков реки открываются красивые дали. Еще пл-часа и въезжаю в Шадринск.
Шадринск – старинный город, и это сразу заметно. В центре – старая застройка, среди которой чувствуешь себя очень уютно. Дома дореволюционной архитектуры завешаны вездесущим полосатым Билайном. В городе «магазинный бум»: практически весь центр в магазинах, и еще строят и открывают новые. В Шадринске есть драматический театр, несколько музеев. А вот музея скульптора Шадра не нашел, и местные о нем не слыхали, хотя это знаменитый ученик Родена увековечил своим псевдонимом название родного города. Те, кого мы спрашивали, даже не знают об авторе скульптуры «Булыжник – орудие пролетариата», хотя его творения запечатлены на первых советских деньгах и почтовых марках.
В Шадринске задерживаюсь недолго и двигаюсь дальше в путь. Слева от магистрали ветка железной дороги, справа – абсолютно дикие болота. На минуту выхожу из машины. По железной дороге громыхают товарняки, в болоте – кричат привыкшие к индустриальному шуму болотные птицы.
Минут через сорок – левый поворот на Далматово. Въезжаю в город, и вскоре оказываюсь возле Свято-Успенского (Далматовского) монастыря. Перед монастырем – часовня и надвратная церковь. В глубине монастыря есть еще восстановленные кельи, но в целом благоустроенная часть составляет малую часть внутренней площади. 90% территории – руины, обезображенные варварскими перестройками советского времени. Не знаю, какой завод был на территории монастыря, но кто бы ее не занимал, он постарался над уничтожением наследства отшельника св.Далмата очень эффективно! Внутри монастыря руины двух храмов. Посреди вместо куполов торчит мертвая водонапорная башня. Но это не самое печальное. Один храм пытались перестроить то ли в многоэтажную казарму, то ли в производственный корпус. Получилось уродство наложения друг на друга двух фасадов: исконного храмового с сохранившейся лепниной и прямоугольно-казарменного, который «городили» переустроители, пристраивая сверху этажи и безжалостно вырубая в старинной кладке окна.
Второй храм в руинах и сейчас восстанавливается, однако, видно, как маломощны силы, брошенные на это восстановление.
Тем не менее, дух монастыря сохранился: место, видать, намоленное! Подхожу к внутренней части крепостной стены, вдоль которой располагались кельи монахов и заглядываю внутрь. Видна внешняя стена и внушительные руины угловой башни. Все заросло кустарником. Стоит жаркое бабье лето. В воздухе носятся стрекозы, в траве заливаются сверчки, в зарослях щебечут птицы – райская благодать! Возникает желание посмотреть на эту башню снаружи, и, выйдя из монастыря, еду на машине в круговую.
Дорога вокруг монастыря приводит к пойме реки Исеть, над которой стоит старинное здание. Очень хочется узнать, что это. Рядом сидит кучка подростков. Настороженно выхожу из машины в ожидании запаха пивного перегара и матерков. Но меня ожидает приятное разочарование. Я вижу любопытные взгляды, одухотворенные лица. Среди ребят сидит молодой монах. Оказывается, это добровольцы, работающие над восстановлением монастыря, а заинтересовавшее меня здание – монастырская гостиница. От гостиницы открывается красивый обзор угловой башни, которую я только что осмотрел изнутри.
Попрощавшись с ребятами, еду дальше. Возле Катайска встречаю первый и единственный на этой трассе кемпинг. Уже поздно, приходится заночевать.
Рано утром направляюсь в Каменск-Уральский. Когда въезжаешь в город, сразу понимаешь, что трасса, по которой ехал, проложена по очень старой дороге. Действительно, она переходит в главную улицу Ленина, проходит через старый городской центр и уходит дальше на Екатеринбург. Очевидно, что дорога возникла или раньше, или вместе с городом. Эта особенность позволяет сразу очутиться в современном городском центре, прямо у администрации.
Видна попытка властей сформировать главную площадь города. На фасаде администрации стилизованный Ленин уверенно ведет рабочих, крестьян и космонавтов к коммунизму. Слева над площадью господствует и радует глаз своими совершенными формами возведенная недавно часовня во имя св. Александра Невского.
Каменск-Уральский раскинулся на огромной площади и состоит из отдельных поселков. Для начала решаю осмотреть южный кусок города. Пересекаю широкую пойму реки Исеть и оказываюсь в совершенно отдельном современном городе. Магистрали – шириной с Ленинский проспект в Москве, современная архитектура и экзотические названия (типа «Апельсин») торговых центров. Порадовавшись, возвращаюсь и еду в старый город. По дорогое встречается неправдоподобно огромное количество гаишников.
Не доехав до старого центра, слева на горе вижу небесно-голубой храм. Такого я еще не видел! Руль сам поворачивает в гору и машина ввозит к церкви Покрова Божьей Матери. Фотографии не передают красоту этого храма. Только что закончилась служба и над колокольней звучит благовест. От холма, на котором стоит храм, с одной стороны – видна долина реки Исеть, а с другой городская застройка уступами спускается к реке Каменке. На той стороне реки – силуэт мужского Преображенского монастыря, внизу – золотые купола Свято-Троицкого собора.
Оставив машину на площадке, подхожу к Свято-Троицкому собору (его еще называют «Нижним храмом»). Собор отреставрирован, возле него толпится народ, милиция и телевидение. Подхожу ближе, оказывается, ожидается крестный ход. Так вот почему на улицах ГАИ! Какой-то бородатый мудрец дает журналистам интервью: «Люди, пришедшие на крестный ход, в это время не будут пить водку…». Какая-то странная аргументация. По крайней мере, меня она не убедила.
Замечаю внизу старинную постройку, похожую на помещичью усадьбу XIX века. Оказывается, – это городской театр. Рядом – старинное здание краеведческого музея, а возле него – бронзовый крест ажурного литья «В память о жертвах массовых незаконных репрессий советского режима».
Каменск-Уральску повезло, что он не стал крупным городом, и у него не было средств на реконструкцию центра. Благодаря этому практически весь старый город сохранился. Не знаю, понимают ли местные, какую ценность эта застройка представляет?
Ссылка на источник
Источник фото
Место на карте