
[434x284]Церковь Жен-Мироносиц в Започаянье один из интереснейших храмов Нижнего Новгорода над Лыковой дамбой и Почаинским оврагом, название которому дала быстротечная речка, некогда сбегавшая по дну оврага к Волге, стоит сегодня безглавым, мало напоминающим о своем былом величии, хотя архитектура здания и историческая графика позволяют воссоздать без особых сложностей его начальный неповторимый облик.
Существующее здание выстроено в середине XVII столетия. Первая же церковь на этом месте была срублена еще в XIV веке. Предания гласят, что в пору расцвета Великого Нижегородско-Суздальского княжества ( 1341 -1392 ) в ее приходе жили будущие основатели известных монастырей Древней Руси Макарий Желтоводский и Евфимий Суздальский. В XVII столетии церковь была отстроена каменной, как и большинство других приходских нижегородских храмов, о которых рассказ впереди.
[450x297]Начало XVII столетия для Нижнего Новгорода сложилось трагическим. В 1601-1603 годах город, как и вся страна, пережил страшный голод, затем несколько осад во времена " Смуты", создание К.Мининым и Д.Пожарским народного ополчения, когда с великим напряжением сил собирались полки, провиант и оружие для оснащения и содержания ополченцев.
Далеко не всем нижегородцам было суждено вернуться из военного похода. Потери сказывались десятилетиями. Еще больший урон хозяйству города нанесли два страшных пожара 1617 года, во время которых сначала выгорело
"посадцких 720 дворов, да лавок и онбаров со всеми товары 365",
а 19 октября на Нижнем посаде вновь
"торговые ряды, лавки и кладовые онбары со всеми товары все погорели, да дворов згорело 293".
На исходе того же 1617 года в Москву сообщалось, что от этих пожаров и скудности город покинули 853 семьи (более 4-5 тысяч человек обоего пола), да и
"достальные посадцкие идут врознь" .
Тем не менее, когда летом следующего года, во время нового нашествия на Россию польско-литовских интервентов, в Нижний Новгород для сбора народного ополчения прибыл воевода Б.М.Лыков, здесь снарядили для похода "через мочь свою" воинов, изготовили для них оружие, собрали провиант и транспорт.
Радостное известие о разгроме поляков под Москвой стало дорогим подарком для нижегородцев. Собранные же всенародно деньги пошли на возобновление незадолго перед тем сгоревших посадских укреплений Большого и Малого острогов. В условиях массового разорения у населения реквизировались лошади и речные суда. Сам же посадский люд сгонялся на подрезку и зачистку пострадавших от оползней крепостных рвов, подсыпку валов, рубку по раменьям Заволжья строевого леса и доставку его в Нижний Новгород. Все это следует помнить, так как без учета названного невозможно понять данные известной Писцовой книги города 1621-1622 годов, которую некоторые исследователи используют в качестве основного материала для характеристики истории Нижнего Новгорода XVII века. А это недопустимо ! После заключения между Россией и Польшей в Деулине перемирия создались благоприятные условия для восстановления разрушенного хозяйства страны. Этому способствовало сосредоточие власти в руках рода Романовых: царем стал Михаил Федорович, патриархом вернувшийся из многолетнего польского плена его отец Филарет Никитич.
[450x298] В мирных условиях стоящий на главных воднотранспортных и сухопутных путях страны Нижний Новгород выдвигается в число ведущих торгово-промышленных центров России. Здесь интенсивно развивается судостроение, металло- и кожеобработка, ткачество и переработка сельскохозяйственного сырья. На этом создавали свои первоначальные капиталы многие местные промышленники: Клим Патокин, Софон Немов, Дмитрий Потопов, Постник Красильников, Федор Козел, зачисленные в конце 1630-х годов в привилегированную купеческую корпорацию гостиную сотню. Наиболее состоятельные предприниматели имели торгово-складские строения в Нижнем Новгороде преимущественно вдоль волжско-окского берега, жилые же свои дворы с садами предпочитали ставить над торгом и пристанями, в районе Ильинской горы, где было и место попросторней, да и воздух чище. Поэтому не случайно, что именно в этой части города стали возводиться первые каменные приходские храмы, жилые палаты и промышленные корпуса, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Первым каменным посадским храмом в XVII веке стала двухъярусная Мироносицко- Знаменская церковь (ул. Добролюбова, 1 6 ) . Еще в 1632 году поп Симеон за обещание платить не посредственно в патриаршую казну в Москве "двое впротив прежнего" получил льготную "несудную" грамоту. Покровительство патриарха, а по этой причине и особое место причта Мироносицкой церкви среди местного духовенства, позволили ему вскоре приобрести на торгу лавку разорившегося
посадского Бориса Арзамасца и сенные пожни-покосы за Окой, получать с них дополнительный к государственной руте (ежегодной выплате причту казной денежного и хлебного жалованья) оброк.
В условиях подготовки и ведения дорогостоящих каменных работ это стало важным подспорьем. Начинал строительство один священник, завершал же возведение храма его преемник, поп Михаил, сумевший добиться у своих состоятельных прихожан значительных денежных вкладов, а в Москве - царской жалованной грамоты, по которой
"с купленово балахонсково кирпичу и с ызвести 43 рубли 16 алтын з денгою... таможенных пошлин имать было не велено".
В 1649 году строительство каменного храма было завершено и получены антиминсы (аршинной величины полотняные ширинки с изображением положения во гроб Христа) для освящения его двух престолов. Если раньше в приходах обычно рубили две церкви: небольшую теплую для ведения службы зимой (клетского типа) и более просторный летний храм (нередко шатровый), то в данном случае обе церкви разместились в одном здании: верхний этаж заняла холодная Мироносицкая, а нижний - теплая Знаменская. Ее стали звать возведенной по-соборному, а точнее - посадским собором Започаянья.
Поднятое ввысь, покрытое зеленой полипной черепицей пятиглавие церкви с золочеными крестами, многоцветная фресковая роспись в тимпанах полукруглых закомар смотрелись празднично ярко и богато на общем сером фоне рубленой окружающей застройки, свидетельствуя о наступлении в жизни Нижнего Новгорода перемен, по крайней мере, внешнепоказного благополучия прихожан, создавших такое чудо.
Нижегородская Миропосицкая церковь занимает особое место в истории русской архитектуры, являясь наиболее ранним образцом храма типа "корабль", где внутренним пространством объединены строго по оси восток-запад алтарь, моленный зал, трапезная и шатровая колокольня над главным входом. На второй этаж вели марши выносного крыльца-всхода с площадками отдыхов, у которых некогда было бочечное покрытие.
Арки рундука нижнего отдыха и проемы открытой в сторону паперти имели гирьки-висяги. Здание производило исключительно целостное впечатление благодаря удачно найденным пропорциям всех частей архитектуры. Трапезные обоих храмов (и теплого, и холодного) равны по размерам моленным залам (8,6 х 10,6 м), причем своды первого этажа в интерьере поддерживаются двумя столбами, а в помещениях верхнего этажа опор нет. В качестве прообраза в данном случае, возможно, послужила построенная годом раньше в Балахне Покровская церковь, где двухстолние выполнено в трапезных обоих этажей, ширина здания равна трапезной нижегородской Мироносицкой церкви ( 1 0 , 6 м ) , а на второй ярус также ведут марши выносного крыльца. Но в Балахне отсутствует колокольня над западным входом, и поэтому композиция "корабля" остается незавершенной. Этот последний "штрих" в разработке нового храмового типа сделан именно нижегородскими строителями.
Созданный ими храмовый тип стал затем наиболее распространенным среди посадских церквей не только Нижнего Новгорода, но и многих других городов России второй половины XVII столетия. Но с годами ясная и целостная, добротно прорисованная в деталях архитектура здания была искажена. В 1805 году на средства нижегородского купца Петра Переплетчикова к северной стороне трапезной пристроен кирпичный двухэтажный объем придела в честь апостолов Петра и Павла. Верхнее его помещение с открытыми в стороны арочными проемами стало использоваться как придел в честь Евфимия Суздальского и паперть холодной церкви. Спустя двадцать лет епископ Мефодий освятил в нижней церкви новый придел в честь Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Значимость храма в жизни Нижнего Новгорода, таким образом, возросла, внутренние же его помещения оказались стеснены. Закоптилась во время пожара 1848 года и фресковая роспись стен, которую пришлось спешно поновлять.
[450x298] В 1894 году, в преддверии открытия в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставки, причт церкви ходатайствовал перед Синодом о расширении северного придела. Однако, поскольку церковь, благодаря стараниям Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, была взята на учет как памятник отечественной культуры, проектные чертежи были направлены для рассмотрения в Императорское Археологическое общество. И лишь после соответствующего утверждения предписанием
Строительного отделения губернского правления от 22 апреля 1895 года разрешалось приступить к работам, но при условии, чтобы
"при устройстве придела обязательно изследованы были остатки древней галереи, входныя и оконныя отверстия с северной стороны храма, а также сделаны были с них чертежи и, если возможно, фотографические снимки и доставлены таковыя в Императорскую Археологическую комиссию".
Фиксацию здания осуществил известный нижегородский фотохудожник М . П . Дмитриев . Его снимки представляют особую ценность для реставраторов, так как запечатлели все основные, в том числе и ныне утерянные элементы архитектуры храма, и среди них рисунок кованых крестов (центральный венчала корона, которую поддерживали два ангела - редкая даже для XVII века художественная работа нижегородских кузнецов!). Таким образом, существует надежда, что со временем храму будет возвращен его изначальный вид. Это заметно обогатит не только архитектуру Нижегородского посада, но и вернет уникальный памятник русской культуре.
ИсточникФото с сайтаМесто на карте