
[699x525]До градостроительных преобразований Н.Новгорода 80-х гг. 18 в. его преимущетвенно деревянная застройка следовала как древнм прообразам (продолжали рубить трезчастные избы с самцовыми бревенными под конек торцами, украшенными рпичелинами и резными охлупеневыми бревнами), так и возводились новые типы домов - деревянные на каменных фундаментах (или полуэтажах) с колонными портиками (или пилястрами) ни главных фасадах и высокими (колпаком) шатровыми четырехскатными кровлями, в которых по давней традиции располагались светлицы для женской половины семьи.
Долго работавший в Н.Новгороде яркий представитель классицизма Я.А. Ананьин создал в конце 18 в. несколько созранившихся типов домов. Для состоятельных людей и представителей власти возводились на каменном цоколе деревянные просторные, строгие в объемно-пространственном решении строения, в создании художественного образа которых определяющую роль играл ордер - прежде всего колонные портики главного входа. Для торгово-промышелнного сословия на главной улице города позводились деревянные на каменном фундаменте или служебном полуэтаже дома с мезонинами, но без колонн и полястр на фасадах. Хотя нередки были случаи строительства конюшен и сараев с колоннадами.
[699x525]После издания в 1809 - 1912 гг. образцовых фасадов в массовой деревянной застройке Н.Новгорода колонные портики и пилястры на главных фасадах стали обязательными. Сами же дома обычно штукатурились и ограшивались в пастельные тона, элементные ордера - белым. Нередко колонные портики, поддерживая балкон, выступали на проезжую часть улиц. Повторение одних и тех же ордерных форм придавало ансамблевость застройке целых улиц и площадей.
Окраинные же районы города, не порвавшие связей с русской деревней, вплоть до середины 19 в. продолжали застраиваться деревянными домами, обильно украшенными с торцов глухой резьбой, с широкими, иногда в несколько рядов лобовыми досками.
Исследователь народных основ отечественной архитектуры Л.В. Даль, активно изучавший древние памятники Поволжья, оказал влияние на своего помощника Р.Я. Килевейна. Увлекшийся глухой народной резьбой, тот в 1870 - 1871 гг. спроектировал и построил дом П. Климову, основу декоративно-художественнрого решения которого составляют панели с глухой резьбой по дереву.
После громкого признания в стране и за рубежом деревянных ансамблей И.Н. Петрова-Ропера с пропильной в убранстве резьбой подобным образом стали украшаться и дома в Н.Новгорода.
Утверждение в художественной жизни России модерна отразилось и в деревянном строительстве Н.Новгорода. Ведущий мастер модерна начала 20 в. С.А. Левков строил в этом стиле и дома.
После стремительного "увядания" модерна в начале 20 в. в Н.Новгороде строилось значительное количество деревянных домов, формы и убранство которых заимствовались из древнерусской архитектуры с применением килевидных кокошников кровель и наличников, кубоватых столбов опор крылец с гирьками-висягами и т.д.
Таким образом, нижегородское деревянное зодчество за века прошло те же стадии эволюции, что и архитектура всей России. Каждый этап развития был подвержен влиянию господствовавших в ту пору художественных взглядов, что отражалось в авторских работах местных мастеров из народа, а с 18 в. и дипломированных зодчих.
ИсточникФото с сайтаМесто на карте