• Авторизация


Михаило-Архангельский собор 02-05-2008 01:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[434x287]


Спустя несколько лет, вслед за главным Спасо-Преображенским собором в кремле был отстроен каменным и Михаило-Архангельский собор, убранный в резь по образу и подобию храмов Владимиро-Суздальской Руси, ибо Нижний Новгород оставался тогда ее порубежной, с землями Волжских булгар и мордвы, крепостью.
Здесь работали, судя но всему, те же самые каменщики-мастера, которые возводили и храмы Суздаля, Владимира, Юрьева-Польского. Об этом свидетельствует найденная Н.Н.Ворониным во время археологических исследований здания в 1960-1962 годах головка льва - широко распространенная тогда в русском декоративно-художественном искусстве тема, символизировавшая храбрость, силу и несокрушимость князей-воинов.
Монголо-татарское нашествие остановило освоение русскими земель Поволжья. Оно возобновится лишь в XIV столетии, когда Нижний Новгород станет столицей самостоятельного Нижегородско-Суздальского княжества (1341- 1392). Неоднократно горевшие, а потому обветшавшие кремлевские белокаменные соборы будут отстроены заново: в 1350-1352 годах - Спасо-Преображенский, а в 1359 году Михаило-Архангольский. Последний станет сначала домовым храмом, а затем и усыпальницей Нижегородско-Суздальских великих князей.
Пройдут столетия... К началу XVII века древний Михайло-Архангельский собор был так стар, что описывавшие в 1621-1622 годах Нижний Новгород писцы констатировали:
"Соборная церковь Архангела Михаила каменная ветха, развалилась и службы в ней нет давно...".


[460x332]


Но клир храма продолжал регулярно получать ругу - государево жалованье. Служба же временно проводилась в рядом расположенной деревянной Иоанна-Богословской церкви.
Восстановительные работы в соборе начались летом 1621 года. Но они оказались недостаточными для потерявшего конструктивную надежность здания. Кроме того, вернувшийся после многолетнего польского плена патриарх Филарет Никитич (отец царствующего Михаила Федоровича) в 1625 году установил личное покровительство над Нижним Новгородом, которому род Романовых был обязан своим возвеличением и благополучием.
Требовалось отдать должное и Нижегородскому ополчению К.М.Минина и Д.М.Пожарского, изгнавшему польско-литовских захватчиков с русских земель, отстоявшему в небывало тяжелых условиях "Смуты" независимость Родины.
С давних времен на Руси существовал обычай возводить в честь событий государственной важности храмы-памятники. С XVI столетия их строили шатровыми, что более всего отвечало эстетическим воззрениям русского человека, - красивыми почитались лишь высотные здания, видимые издали и отмечавшие в плотной хаотичной средневековой застройке русских городов площади . Указ о возведении государевой казной нового Михайло-Архангельского собора пришел в Нижний Новгород  3 декабря 1627 года, а весной следующего года сюда прибыли каменных дел подмастерья Лаврентий Семенович Возоулин и его пасынок Антон.
Строительные работы на Часовой горе Нижегородского кремля начались 23 апреля 1В28 года. Это редчайший в истории древнерусского зодчества случай, когда на основе подлинных документов мы можем воссоздать все основные вехи строительных работ, а также назвать имена ведущих создателей храма. Кирпич к началу работ закупили в Балахне и везли его в ладьях на пески-отмели прямо под Нижегородский кремль. Наиболее значительную партию кирпича в 1628 году поставил со своих балахнинских заводов Дмитрий Борисов. У него же прикупили со временем еще 5000 не достающих кирпичей на нижегородском торгу, правда, уже по более дорогой цене. Известь жгли возле каменоломен в дальней деревне Холщевке, где нашли заброшенные еще в стародавние времена печи-вертки, выложенные из крупных блоков известняка сводчатые пустотелые сооружения, внутри которых разводился огонь, своей мощной силой пережигавший каменья в сыпучую массу. Известь гасили и огромных творилах уже на месте строительства. С началом работ в кремле была установлена и кузня, в которой изо дня в день "работал металл" нижегородец Герасим Федоров, ковавший стальные связи, закладываемые внутри стен для прочности, оконные решетки со ставнями, полотнища дверей, кресты будущих глав храма и колокольни, цепи огромного паникадила, которые должны были поднять светильник по центру собора.
На исходе первого строительного сезона в Москву сообщалось, что
"...в Нижнем Нове граде соборные церкви Архангела Михаила каменново дела зделано: из земли выбучено, а от буту вверх церковные стены взведено пол три сажени, да у церкви ж зделано три паперти и своды у папертей сведены...".

[283x400]


На следующий 1629 год, ранней весной, по высокой паводковой воде балахнинец-промышленник Антон Васильев доставил в Нижний Новгород на своих ладьях сразу 86 тысяч кирпичей, необходимых по сметной росписи для завершения строительства. Тот же "кирпичник" на своих заводах в Балахне изготовил и большие глиняные корчаги-голосники, которые следовало поместить в кладку стен восьмерика, чтоб снять не редко возникавшее меж граней открытого во внутрь шатра эхо. Это была одна из профессиональных тайн мастерства русских зодчих. От умелого расположения горшков-голосников на нужном уровне либо возникала удивительная акустика, либо помещение становилось негодным для церковного пения.
Старший зодчий Лаврентий Возоулин заболел, и руководство строительными работами должен был взять на себя Антон. По этой причине возведение храма не удалось закончить в 1629 году. В Москву сообщалось, что
"...зделано того церковново каменново дела в нынешнем во 137-м году: стены и осмерика и шатра и шеи до маковицы 13 сажен с полусаженью. Да алтарные стены до кровли сажень, и своды алтарные сведены, да колоколнишные стены полтретьи сажени...".
Таким образом, оставалось завершить кладку колокольни и установить над маковицами обоих шатров кованые кресты, а уж затем приняться за отделку интерьеров. На завершение строительства Михаило-Архангельского собора после этого ушло еще два года. Лишь в 1631 году безымянный летописец запишет:
"В 7139 году в Нижнем строена церковь каменная Архистратига Михаила...".

Так на территории Нижегородского кремля был возведен четвертый по счету одноименный, ныне сохранившийся Михайло-Архангельский собор. Подлинные строительные акты в архивах страны крайне редки, к тому же информационно скупы и не содержат необходимых для выводов сведений. Поэтому наличие подлинных отчетных актов о строительстве Михаило-Архангельского собора и профессионально выполненных обмерных чертежей, хранящихся в Нижегородской научно-реставрационной мастерской, можно считать счастливым стечением обстоятельств.
Во-первых, нижегородский Михаило-Архангельский собор является уникальным для начала XVII века ансамблем, где собственно храм соединен с колокольней. Звонарь здесь мог не только слышать, но и видеть весь ход храмовой службы с яруса звона через арочный верхний проем, каменная лестница к которому ведет от небольшой дверцы у главного входа внутри западной и южной стен. Ему, таким образом, не надо было спешно взбираться к колоколам отдельно стоящей высотной колокольни, чтобы звоном оповещать нужные слова службы. Во-вторых, в Михаило-Архангельском соборе мы имеем уникальную для XVII века асимметричную композицию из двух разновеликих шатров. Для согласования же архитектурных масс зодчий внес в начертание плана и размещение объемов ряд поправок - "как мера и красота указали": западная паперть была смещена к северу, и главный вход в собор оказался сдвинутым к центральной оси, северная же паперть приобрела трапецевидную форму.
Сближение в северо-западной части объемов двух папертей позволило композиционно уравновесить колоколенную надстройку с папертями и высоким шатром церкви, достичь гармонического их единства в общем архитектурном ансамбле. В-третьих, на примере архитектуры собора выявляется модульный метод его построения, то есть использование одной заданной величины (модуля, в данном случае толщины западной стены 162 см=3/4 казенной сажени) для нахождения всех основных размеров здания: четверик по фасаду=8х Х 8х, высота четверика=7х, высота восьмерика=2х, радиус внешних стен центральной апсиды=2х
и т.д.    
 Эта согласованность всех частей собора, соразмерная человеку и не подавляющая его высота, устремленность вверх форм храма и мужественная простота декоративно-художественного решения - свидетельствуют о большом вкусе, высокой профессиональной выучке и мастерстве главного его создателя - Антипы, пасынка Лаврентия Возоулина, задавшегося целью своим искусством восславить героические дела человека.
Более трех с половиной столетий венчает Михаило-Архангельский собор Часовую гору Нижегородского кремля. Много невзгод пережил он при пожарах, ремонтах и поновлениях. Уже в наше время собор потерял возведенный в 1672 году Иоанна-Богословский придел, который был важным историческим памятником свидетелем учреждения Нижегородской митрополии в условиях усиливающегося после подавления крестьянской войны С. Разина старообрядчества, но зато стал местом захоронения праха великого гражданина России - Козьмы Минина. Таким образом, собор остается важным художественным и историческим памятником не только древней Нижегородской земли, но и всей России!


Источник
Фото с сайта
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Alexxiss 02-05-2008-01:43 удалить
Спустя несколько лет, вслед за главным Спасо-Преображенским собором в кремле был отстроен каменным и Михаило-Архангельский собор, убранный в резь по образу и подобию храмов Владимиро-Суздальской Руси, ибо Нижний Новгород оставался тогда ее порубежной, с землями Волжских булгар и мордвы, крепостью.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Михаило-Архангельский собор | Нижегородская_область - Дневник Нижегородская_область | Лента друзей Нижегородская_область / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»