[350x466]
Война, по острой мысли Бориса Пастернака в романе «Доктор Живаго», взбудоражила общество и жестоко обновила его потенциальные силы. Конечно, война 1941–1945 годов явилась тяжелейшим испытанием для нашего города. И опять, как во времена Первой мировой, Горький принимает тех, кто спасается от гибели со всей страны. В Горьковскую область были эвакуированы предприятия из прифронтовой полосы, многие московские заводы, столичные театры. Так, в Васильсурске в военное время жило много московских актеров, и, к их чести, в этом бывшем уездном городке, ставшем поселком городского типа, они ставили в местном Доме культуры спектакли и оставили о себе долгую благодарную память среди местных жителей. А в самом Горьком завод «Красное Сормово» стал выпускать знаменитые, принесшие немало побед Советской армии танки Т-34, Горьковский автозавод – легкие танки, танковые моторы и самоходные установки. Практически все горьковские предприятия перешли в то время на выпуск военной продукции.
Нижний внес свой гигантский вклад в Победу. Этот вклад и по сей день отражается в слезах и улыбках, что появляются на лицах людей в День Победы. Он – в пламени Вечного огня, что горит перед Кремлевским концертным залом Нижегородской филармонии, на волжской круче, откуда просматриваются бескрайние русские дали...
А после войны надо было быстро перестраиваться – возрождать традиционные промышленные направления. И горьковчане сделали это. В 50–60-е годы и позже промышленные приоритеты в нашем городе сохранились – судостроение и автомобилестроение, авиационная промышленность и металлообработка, нефтехимия и производство бумаги и стройматериалов.
Горький высоко поднимал планку производительности. Поднимал тяжелую штангу индустрии. Важнейшими, хотя и сугубо засекреченными предприятиями становятся объекты ядерного комплекса, и в Горьком возводятся НИИ и КБ, связанные с ядерной энергетикой. Некоторые из них только сейчас приоткрывают свои тайны, расшифровывая причудливые аббревиатуры (ОКБМ, НИИИС); о других пока не знают даже архивисты, ибо эти предприятия еще не стали историей.
И снова параллельно с индустриальными успехами город в советскую эпоху показывает великолепные и смелые культурные достижения. Развивается телевидение – и Юрий Беспалов стоит у его истоков, снимая интереснейшие фильмы и придумывая захватывающие программы. Нил Бирюков и Борис Пильник собирают в литературных объединениях талантливых молодых писателей – и город получает такие всероссийски известные писательские имена, как Юрий Адрианов и Валерий Шамшурин, Сергей Шуртаков и Валентин Николаев. Горьковский академический оперный театр имени А. С. Пушкина представляет нижегородцам и гостям города роскошные оперные спектакли. В театре драмы всегда полный зал, всегда аншлаг: игра Эллы Хохловой и Георгия Демурова покоряет сердца. Горьковские живописцы В. Жемерикин, М. Касьянова, М. и В. Холуёвы, М. Каманин, Н. Крюков, К. Щукин, А. Варламов, О. Бордей отображают на холстах праздники и будни, очарование среднерусской природы и напряжение трудовых побед. Их полотна выставляются не только в родном городе, но и на крупнейших столичных выставках. Скульпторы П. Гусев и В. Бебенин украшают родной город величественными монументами.
И еще одно искусство, музыка, именно в Нижнем Новгороде – Горьком получает невиданный по сравнению с другими видами искусств толчок к развитию и расцвету. Горький, как известно, в советское время был закрытым городом – из-за засекреченных промышленных и военных объектов. И сюда не пускали зарубежных гастролеров и концертантов. Естественно, получилось так, что эту нехватку компенсировали музыканты и артисты родной страны. В Горьковскую филармонию приезжали с сольными концертами Татьяна Николаева, исполнявшая всего фортепианного Баха, Мария Гринберг, сыгравшая в Горьком, в цикле из восьми концертов, все 32 сонаты Бетховена. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович буквально дневали и ночевали в Горьком – редкий летний сезон проходил без их сногсшибательных выступлений в Кремлевском концертном зале и на эстраде Волжского откоса! Нижегородцы помнят выступления Владимира Крайнева и Зары Долухановой, Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса. Это были незабываемые вечера. И традиция «высокой музыки» в Нижнем не угасла – она плавно перетекла в мощное культурное явление – Сахаровский фестиваль, собирающий под своей «духовной крышей» уникальных исполнителей мирового класса. Теперь, когда город открыт вот уже почти 20 лет, лучшие музыканты мира могут свободно показывать горожанам свое великое мастерство.
Но и родная, Нижегородская консерватория не остается перед городом в долгу: из ее стен вышло немало музыкантов, прославивших Нижний на международных больших сценах. В. Ашкенази и С. Ларин, А. Проволоцкая и В. Бусыгин, Л. Сивухин и Г. Козлова – каждый из них внес свой вклад в культурный «золотой венец» Нижнего. В большие праздники на площади Минина хорошей традицией стало устраивать оперные спектакли под открытым небом – так, как это делают в Вероне и Каире, в Риме и Бильбао. Далеко разносятся мощные, чистые голоса певцов. Их слышат волжские кручи и зеленые летние заречные дали, и гудки теплоходов аккомпанируют им...
Информация и фото с сайта