
[640x478]Основой для сооружения гигантского для начала 30-х годов автомобильного завода в Нижнем Новгороде послужил подписанный 31 мая 1929 года договор между "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Company) и руководством экономикой СССР. Американская фирма оказала техническую помощь при постройке автозавода ГАЗ, оборудовании автозавода, обучении специалистов автозавода. Она также передала автозаводу лицензию на изготовление грузовиков "Форд-АА" и легковых машин "Форд-А". В качестве оплаты советская сторона приобрела 72 тысячи комплектов деталей, из которых в Москве и Нижнем Новгороде до пуска нового автозавода ГАЗ должны были собираться автомобили "Форд". За них было уплачено 72 миллиона рублей в валюте.
Автозавод ГАЗ был введен в строй через 3,5 года после начала строительства. Первые грузовики марки НАЗ сошли с конвейера автозавода ГАЗ 29 января 1932 года, а первые легковые машины - в декабре того же года. К тому времени Нижний Новгород был переименован в Горький, и предприятие стало называться "Горьковский автомобильный завод", сокращенно ГАЗ.Теперь городу возвращено прежнее название, но торговая марка автозавода ГАЗ сохранена.
[500x357]Создание автозавода ГАЗ означало выход российского автомобилестроения на новый технологический уровень массового конвейерного производства. Такой технологии соответствовала конструкция автомобилей "Форд", ей же следовала и техническая политика автозавода ГАЗ. Модели автозавода, последовавшие за машинами "Форд", были предельно унифицированными, сохраняли технологическую преемственность и были максимально простыми и дешевыми в производстве автозавода ГАЗ.
Автозавод ГАЗ ориентировался на легковые модели среднего класса, достаточно прочные и приспособленные к отечественным дорожным условиям. На протяжении многих лет конструкторы автозавода ГАЗ А.А. Липгарт, В.А. Грачев, Н.А. Юшманов, В.А. Смолин и другие разработали ряд передовых для своего времени автомобилей, пользовавшихся высокой репутацией в стране. В 1936 году на модели ГАЗ-М1 были применены контактно-масляный воздушный фильтр, автомат опережения зажигания и регулируемое сиденье водителя. Впервые в практике автозавода ГАЗ с 1940 года начался выпуск 6-цилиндровых двигателей, которые применялись на легковой модели ГАЗ-11-73. Она была оснащена стабилизатором поперечной устойчивости в подвеске и полуцентробежным механизмом сцепления.
Одним из первых в мировой практике, после экспериментов с трехосными легковыми вседорожными автомобилями, автозавод ГАЗ освоил выпуск легкового ГАЗ-61 с колесной формулой 4 х 4. В годы второй мировой войны узлы этой машины использовались также на ГАЗ-67 и его более известной серийной модификации ГАЗ-67Б, которые служили как связные и командирские автомобили. В армии вездеход получил прозвище "Иван-Виллис".
Особого внимания заслуживает конструкция модели ГАЗ-20 "Победа", выпущенной в 1946 году. Впервые в практике отечественного автомобилестроения она имела несущий кузов и независимую переднюю подвеску. На последующих машинах нашли применение гипоидная главная передача и гидромуфта (ГАЗ-12 или "ЗИМ", 1950 год), гидромеханическая коробка передач (ГАЗ-21, 1956 год), панорамное лобовое стекло (ГАЗ-13 "Чайка", 1959 год).
На ГАЗе было создано немало экспериментальных машин. Они позволили найти новые направления развития автомобильной техники. В их числе: двухместная малолитражная машина с двумя ведущими мостами ГАЗ-73 (1955 год), само-блокирующие дифференциалы кулачкового типа ГАЗ-62 (1956 год), двигатели с форкамерно-факельным зажиганием. Много интересных разработок нашло применение на единичных образцах гоночных машин ГАЗ: алюминиевый несущий кузов (1951 год), реактивный двигатель (1954 год), пневматическая подвеска колес (1956 год). Алюминиевые блок и головка блока цилиндров появились на серийных легковых ГАЗ-21 "Волга" уже в 1957 году, когда лишь считанные модели европейских фирм располагали такими моторами. В 1959 году на ГАЗ-13 "Чайка" стал устанавливаться алюминиевый V-образный 8-цилиндровый двигатель. Дисковые тормоза были внедрены на ГАЗ-14 "Чайка" в 1977 году и на ГАЗ-3102 "Волга" в 1981-м, гидравлические толкатели клапанов - в 1977 году на ГАЗ-14, двигатель с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров и впрыском топлива устанавливается на ГАЗ-3102 с 1995 года.
Если говорить об инженерном менталитете автозавода, то и в технологии, и в конструкции своих автомобилей он в немалой степени тяготел к американской школе. Отчасти это объясняется тем, что многие инженеры автозавода ГАЗ прошли подготовку в США в начале 30-х годов.
В типаже автозавода ГАЗ, начиная с послевоенного периода, постоянно прослеживаются линии двух семейств - среднего и представительского классов. Первая идет от ГАЗ-20 "Победа" (1946-1958 гг.), за этой моделью следуют многочисленные "Волги" - ГАЗ-21 (1956-1970 гг.), ГАЗ-24 (1968-1994 гг.), ГАЗ-31029 (1994-1997 гг.) и ГАЗ-3110 (с 1997 года). Вторая образована модельным рядом: ГАЗ-12 "ЗИМ" (1950-1959 гг.), ГАЗ-12 (1959-1978 гг.), ГАЗ-11 (1977-1989 гг.) и ГАЗ-3102 (с 1981 года). В 1952-1954 годах автозавод ГАЗ выпускал также полноприводный грузопассажирский ГАЗ-69, производство которого было передано на Ульяновский автозавод. Производственная программа автозавода ГАЗ многие десятилетия на 80% формировалась из грузовиков и их шасси. Картина изменилась в девяностые годы, на автозаводе ГАЗ стал стабильно возростать выпуск легковых машин и в 1996 году составил 122 тысячи машин, затем на автозаводе ГАЗ вновь начался спад и автозавод уже готов был отказаться от выпуска любимой многими автомобилистами "Волги", но ее спасла рекрустуризация автозавода.
В 2005 году на базе ОАО «ГАЗ» сформирован крупнейший автомобилестроительный холдинг, куда вошли четыре автобусных завода (ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ), Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов, ярославские заводы по производству топливной и дизельнной аппаратуры. В результате такой консолидации активов повысилась капитализация компании, а структура «ГАЗа» стала соответствовать стандартам международной автомобильной корпорации. «ГАЗ» получил доступ на рынки капитала, а также ускорил процесс интеграции российского автомобильного сектора в мировой автопром. В настоящее время уставный капитал автозавода ГАЗ - более 8503 млн. рублей. В 2006 г. доля автозавода «ГАЗ» в производстве автомобилей в России составляет: 6,5 %- легковых, 55,6% - грузовых, 47,9% - автобусов. Годовой объём производства автозавода ГАЗ составляет более 230 тысяч автомобилей, из них – 52,4% грузовые, 17,2% - автобусы, 30,3% - легковые автомобили. Годовой оборот автозавода ГАЗ свыше двух миллиардов долларов.
ИсточникФото с сайтаМесто на карте